Архитектура, динамика, цвет

Архитектура, динамика, цвет

«Гыз–Галасы» («Девичья башня») в столице Азербайджана — памятник национальной средневековой архитектуры XII века.

Башня — мощный цилиндрический объем с выступом с востока и ребристой горизонтальной кладкой камня по фасаду. Нет единого мнения об историческом и функциональном предназначении башни: то ли это фрагмент древней крепостной стены, то ли отдельно стоящее сооружение — Храм огнепоклонников.

31 декабря 2005 года произошло настоящее новогоднее волшебство, удивительно преобразившее ночной образ башни.

Новую концепцию освещения башни разработала и реализовала компания A&T Trade «Звук. Свет. Инсталляция». Раньше башня полностью равномерно освещалась со всех сторон, и ее ночной облик был абсолютно лишен элементов световой драматургии.

Директор дистрибьюторской компании A&T Trade «Свет. Звук. Инсталяция» Кирилл Павлов:

«Как памятник архитектуры, находящийся под охраной ЮНЕСКО, Девичья башня по своему культурно–социальному значению сравнима с такими шедеврами мировой культуры, как египетские пирамиды, Великая китайская стена и др. Предлагаемое решение по освещению башни должно было соответствовать ее высокой культурной значимости, способствовать росту национального самосознания. Здесь требовалось нестандартное, уникальное решение...»
Управление светом

«Генеральной идеей предложения, выработанного специалистами A&T Trade «Звук. Свет. Инсталляция», было объединить систему цветодинамического архитектурного освещения башни с системой ландшафтного освещения территории, прилегающей к восточному фасаду, которая включает две пересекающиеся пешеходные дорожки и газон, — рассказывает Роман Никитин, ведущий специалист проектного отдела компании A&T Trade «Звук. Свет. Инсталляция», автор проекта. — Эта идея позволила естественным образом связать древний артефакт — башню — и современный городской ландшафт».

Специалисты A&T Trade «Звук. Свет. Инсталляция» разработали два альтернативных варианта освещения: полная замена существующего парка традиционных приборов заливки на многофункциональные управляемые приборы с синтезом цвета либо создание системы смешанного статичного и динамического ландшафтного освещения прилегающей территории. Для объектов, расположенных на прилегающей к башне территории, были предложены следующие решения: традиционное габаритное освещение цепочки мощеных пешеходных террас, ведущих от проспекта Нефтяников к подножию сооружения, а также освещение тротуара с декоративным мощением, идущего перпендикулярно террасам; освещение пешеходной тропинки, пролегающей сквозь зеленую зону ландшафта вдоль основания башни; акцентное динамическое освещение стволов и крон деревьев, расположенных на участке.

Построение компьютерной модели «Гыз–Галасы» и виртуального ландшафта длилось дольше выбора типов прожекторов, светильников, а также определения мест и технологии их установки. Сказались отличные технические характеристики и исключительное качество синтеза цвета в приборах Martin Architectural серий Exterior 600 и Inground.

Потребовалось создание специалистами проектного отдела A&T Trade «Звук. Свет. Инсталляция» анимированной модели освещения, объясняющей процесс цветосинтеза. В DVD–диск вошли презентация Power Point, видео и 3D–рендеринг.

Прокладка коммуникаций, установка светильников и восстановление ландшафта заняли 18 дней. Работы велись при поддержке представительства A&T Trade «Звук. Свет. Инсталляция» в Азербайджане — компании «Стентор».
Сценарий декоративного освещения

Первая картина светового шоу символизирует день из жизни Девичьей башни в характерных для Азербайджана теплых солнечных тонах розового, красного и оранжевого цветов.

Второй блок светового шоу — это цикл меняющихся световых картин, передающих «эмоциональные переживания» башни.

Цветовые картины–слайды олицетворяют живую мимику на «лице» башни, вызванную воспоминаниями о славных и трагических событиях древней истории, свидетельницей которых она была. По художественному сценарию этот блок также ассоциируется с мыслями, проносящимися в «сознании» Девичьей башни.

Игра теней на главном фасаде древнего памятника — это третий блок светового шоу. Задача блока — показать при помощи динамической возникающей игры света и тени глубину и величественность архитектурного объема.

Завершает световую программу продолжительнаястатичная сцена, выполненная в спокойных, глубоких и загадочных тонах, символизирующих «ночь» и «сон» башни.

Традиционные статичные ландшафтные светильники при этом обеспечивают контурную разметку площадки в теплых тонах белого цвета, а также играют роль светового камертона, задавая для зрителей «точку отсчета» при просмотре меняющихся динамичных цветовых картин.

Объект: Девичья башня, Баку
Автор проекта подсветки: A&T Trade «Звук. Свет. Инсталляция»
Реализация проекта: A&T Trade «Звук. Свет. Инсталляция»
Оборудование: Martin Architectural Exterior 600, Martin Architectural Exterior 600 Compact, Martin Architectural Inground CMY, Martin Professional LightCorder, Simes
Часть 2 Кисти и краски архитектора

Динамическое освещение — решение, традиционно ассоциируемое с шоу–бизнесом. Реализуются сценарии масштабной динамичной подсветки в основном на Олимпиадах, крупных праздниках и фестивалях. Создание же уникального имиджа корпоративного здания или придание нового драматичного облика известному памятнику нетривиальная задача. Интеграция новых технологий в повседневную жизнь — еще одна нетривиальная задача. Однако во все времена находились те, кто способен видеть дальше остальных. И вполне естественно, что такие люди сотрудничают друг с другом.

Компания «ДОН–Строй», лидер московской недвижимости, знаменита уникальными проектами. Стиль компании — уникальные декоративные элементы зданий. В случае «Воробьевых гор» — это акцентирование на облике ночного мегаполиса.

Договоренность по проекту цветодинамического освещения комплекса «Воробьевы горы» была достигнута уже на ранней стадии строительства. Жилой комплекс «Воробьевы горы» отлично виден с Кутузовского и Ломоносовского проспектов, со Смотровой МГУ и с Можайского шоссе. Роскошная двухсотметровая реклама, известность, о которой можно лишь мечтать, принадлежит компании «ДОН–Строй» по праву.

Александр Романенко, руководитель архитектурного направления светового департамента «Звук. Свет. Кино»:

— Проект динамичной архитектурной подсветки жилого комплекса «Воробьевы горы» был разработан в A&T Trade «Звук. Свет. Инсталляция» в 2002 году. В 2005–м возникли условия для его осуществления. В течение полугода работы велись нами в любую погоду, на любой высоте, и в конце марта мы запустили системы всех трех высоток в тестовом режиме.

Основная идея заключается в динамической подсветке смотровых галерей, опоясывающих здания по периметру, и технических этажей, так называемых «корон», архитектурных объемов на вершинах. Между галереей и «короной» находятся три уровня пентхаусов. Поверхности архитектурных элементов — белые. Это идеальный проекционный экран. Компьютерное моделирование убедило последних сомневающихся, а результат показал, что усилия и затраты того стоили.

В темное время суток впечатление фантастическое: под мерцающей перголой, в пунктире огней, пентхаусы парят в световом облаке на двухсотметровой высоте.

Воплощение дизайн–проекта, расчет, согласование, поставка оборудования, монтаж и запуск осуществлены силами A&T Trade «Звук. Свет. Инсталляция» совместно со стратегическим партнером — «Эскорадо Системс». Московская научно–производственная компания «Эскорадо Системс» — разработчик и производитель оригинальных систем класса Wireless DMX, используемых вместо ресурсозатратных кабельных коммуникаций между зданиями. Конвертеры ArtGate Pro, PowerGate Pro и радиоудлинитель «РЭЯ» — работа отечественных инженеров.

Помимо двух всепогодных приемников, передатчика и DMX–сплиттеров, в проекте применены 198 (36 вверху и 30 внизу для каждого здания) прожекторов Martin Architectural Exterior 200 со 150–ваттными газоразрядными лампами и два индустриальных компьютера со специальным коммутатором. Все управляется программой Martin Light Jockey, установленной как раз на этих компьютерах.

Михаил Кузнецов, бренд–менеджер Martin:

— Exterior 200 от Martin Architectural — эргономичный высокопрофессиональный всепогодный прожектор с DMX–512, лампами с ресурсом в 6000 часов и механическим диммированием посредством шаттера (заслонки). Предусмотрена задержка для обеспечения холодного переподжига лампы, как принято в светильниках такого класса и назначения, в отличие от горячего переподжига в системах для шоу–применения. В режиме работы на комплексе «Воробьевы горы» 6000 часов означает 2–3 года работы без замены. Посредством программы Light Jockey осуществляется управление последовательным запуском светильников. Потребляемая мощность каждого из 198 Exterior 200 — 170 Вт. Каждый имеет собственный DMX–ID.

Запуск производится группами по три, с интервалом в 2–3 секунды, во избежание ненужного провала в сети питания.

Роман Мацькив — руководитель светового департамента «Звук. Свет. Кино»:

— Разогрев ламп происходит при закрытых шаттерах. Затем запускается программа — временная последовательность с заданными художественными параметрами. Все работает слаженно, красиво, ввод прожекторов в штатный режим осуществляется синхронно, они начинают светить в соответствии с программой.

Пуск всех приборов происходит за минуту, разогрев до рабочей температуры — за 2. Через 3 минуты вся система в работе. Программирование осуществлено с привязкой к астрономическим часам (регион Москва и МО). Уже предусмотрены повседневный и праздничный режимы. Программа Martin Light Jockey способна самотестироваться и самовосстанавливаться после перезагрузки, переключать компьютеры в случае сбоя, за 500 часов до выработки ресурса лампы предупреждать о необходимости замены. Возможно удаленное управление Light Jockey через Интернет. После сдачи в эксплуатацию мы способны осуществлять послегарантийные, регламентные работы, обновление программного обеспечения и запись новых программ.

— Что необходимо для начала работы над проектом?

— Для начала реализации должна быть идея и эскизы. Мы способны помочь в визуализации и моделировании. Martin Architectural — совершенный инструмент, при помощи которого дизайнер может реализовать свою любую, сколь угодно дерзкую, идею. Это и кисти, и краски, и палитра для художника. Цветовая температура, морфинг, скорость смены программ — параметры невиданной прежде выразительности в условиях ночного города. ®

Объект: Жилой комплекс «Воробьевы горы», Москва
Заказчик: Компания «ДОН-Строй»
Реализация проекта: A&T Trade «Звук. Свет. Инсталляция»
Оборудование: Martin Architectural Exterior 200, Martin Light Jockey, ArtGate Pro, PowerGate Pro, РЭЯ

Источник: www.illuminator.ru

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.