Энергосбережение требует кредитных средств

Для запуска энергоэффективных проектов по всей стране бюджетных денег недостаточно, констатирует Минэкономразвития. Ведомство готовит механизмы привлечения кредитных структур. В числе кредиторов МЭР хочет видеть прежде всего Сбербанк

Закон об энергоэффективности был подписан президентом Дмитрием Медведевым в 2009 году. Тогда же власти поставили задачу снизить энергоемкость ВВП на 40% к уровню 2007 года. Между тем, одних лишь бюджетных вложений недостаточно для запуска всех энергоэффективных проектов, констатирует Минэкономразвития.

«Энергоэффективность принесет системный эффект экономике, в первую очередь за счет экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью», — подчеркнула глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина во время заседания рабочей группы по энергоэффективности при президентской комиссии по модернизации, которое состоялось в минувшую пятницу в Казани.

Одной из основных тем заседания стало обсуждение механизмов привлечения кредитных ресурсов под проекты энергоэффективности. Кроме бюджетного финансирования таких мероприятий, должны быть вовлечены и другие кредитные источники, отмечает Эльвира Набиуллина. «Мы обсуждали кредитные продукты, которые могут предложить банки, прежде всего Сбербанк — сообщила она. — Нам нужны специальные продукты не только для финансирования энергосберегающих мероприятий бюджетных организаций, но и малого и среднего бизнеса».

Впрочем, по словам Набиуллиной, единый стандартизированный продукт пока не выработан, и этот вопрос «будет в дальнейшем обсуждаться».

Бюджет всё не осилит

Эльвира Набиуллина не раз подчеркивала, что мероприятия по внедрению энергоэффективности затратные для бюджета, и необходимо искать механизмы финансирования через кредитные источники.

Так, в федеральном бюджете на 2011-2013 годы заложено 30 млрд рублей госгарантий на кредитование программы «Повышение энергоэффективности российской экономики до 2020 года». Из них 16 млрд рублей будет потрачены на софинансирование лучших региональных программ (не более 500 млн рублей на одну программу в год) — таким образом, максимум за три года финансирование получат 34 региона.

В целом, на двадцатилетнюю программу планируется потратить 9,5 трлн рублей. Причем 1% финансирования пойдет из федерального бюджета, 6% — это средства регионального бюджета, 4% — госгарантии, а остальное — это внебюджетные источники.

Министр сообщила, что сейчас также разрабатывается вопрос о привлечении муниципальных и региональных банков для кредитования малого и среднего бизнеса. «Для них это может стать интересной нишей, они привыкли работать с не очень крупными заемщиками. Мы нацелены искать механизмы их привлечения», —рассказала Набиуллина.

Муниципалы сэкономят на «новом свете»

Чтобы достичь снижения энергоемкости ВВП на 40% к уровню 2007 года, необходимо ежегодно уменьшать показатель на 4-5%, отметила Эльвира Набиуллина.

Сейчас пилотные проекты по внедрению энергоэффективности работают в четырех городах: Казани, Тюмени, Воркуте и Апатитах. Срок их окупаемости — от 5 до 9 лет, но, по словам министра, «они дают серьезное снижение потребления энергоресурсов — 15-25% в год».

Например, в Казани заработал энергоэффективный квартал (в нем 23 дома), полностью оснащенный новыми приборами. Замена приборов учета в прошлом и текущем году обошлась в 39 млн рублей, но за один 2010 год на оплате электроэнергии удалось сэкономить 15 млн рублей.

Опыт реализации пилотных проектов будет учитываться в других регионах, подчеркивает Эльвира Набиуллина. Так, уже с 1 января 2011 года вступают в силу поправки в закон «Об энергоэффективности». Вступление в силу закона совпадает по времени с прекращением государственного муниципального заказа на лампы накаливания

С нового года муниципальным властям придется переходить на закупки новых ламп – светодиоидных или компактных люминисцентных ламп (КЛЛ) — через заключение договоров с энергосервисными компаниями (они должны заключаться максимум на 1 год).

Минфину еще предстоит подсчитать, как такой переход отразится на бюджетах муниципалитетов. Но уже сейчас очевидно, что «дыру» в муниципальной казне придется латать за счет окупаемости экономичных ламп и, разумеется, частных инвестиций.

Обычная лампа накаливания стоит 12 рублей, КЛЛ — 120 рублей (ее срок окупаемости — год), светодиоидная — 800 рублей (срок окупаемости не называется). Расходы муниципалов будут компенсироваться за счет экономии и платы потребителей за коммунальные услуги.

Надо сказать, что отечественные производители энергосберегающих ламп пока не могут удовлетворить спрос. В результате ввозят лампы из-за рубежа — причем, по экспертным оценкам, около 60% ввозимых в Россию новых ламп являются контрафактом.

В Минпромторге уже создана рабочая группа, которая занимается вопросами выработки стандартов качества энергоэффективных ламп. Однако Минэкономразвития не намерено вводить отдельные льготы для российских производителей ламп. «Что касается малого и среднего бизнеса, я не думаю, что надо создавать отдельные льготы, поскольку те проекты, которые мы рассматриваем, они экономически окупаемы», — подчеркивает министр Набиуллина.

По ее словам, есть мероприятия, по которым компании могут окупить затраты в течение года-двух лет. Например, работа с системами освещения. «Можно привлечь кредитные ресурсы на нормальных условиях, чтобы эти проекты финансировались», — подытожила Эльвира Набиуллина.

http://www.bfm.ru/articles/2010/12/06/energosberezhenie-trebuet-kreditnyh-sredstv.html
Светотехника
 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.