Энергосбережение в наружном освещении Москвы
А. В. Степанов, Генеральный директор СГУП «Мосгорсвет»
Задачи энергосбережения в установках наружного освещения города являются жизненно важными для предприятия, так как доля расходов на оплату электроэнергии составляет более 40% от общих затрат на эксплуатацию системы. Поэтому «Мосгорсвет» систематически планово занимается решением задач энергосбережения, активно проводит работы по выполнению постановления Правительства Москвы от 17.12.1996 г. № 971 «О ходе работ по энергосбережению».
Естественно, что проведение работ по энергосбережению не должно ухудшать количественные и качественные показатели наружных осветительных установок, предусмотренные Московскими городскими строительными нормами МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение». Необходимо также обеспечивать строгое соблюдение требований действующего «Регламента технической эксплуатации наружного освещения Москвы».
Одним из важных направлений энергосбережения стало не формальное, а активное участие специалистов «Мосгорсвета» в проектировании новых и реконструируемых установок, начиная с выдачи подробных технических условий на их проектирование. В них дается не только объективное обоснование выбранных уровней освещения и качественных показателей освещения, но и предложения по рациональной системе или схеме освещения, по использованию современных энергоэффективных световых приборов и рекомендуемому электротехническому оборудованию.
Специалисты «Мосгорсвета» ведут действенное сопровождение проектирования, что позволяет добиться хороших результатов.
Например, при проектировании 3-го транспортного кольца по предложению «Мосгорсвета» впервые в Москве и в России в новых транспортных тоннелях была применена энергоэкономичная система «встречного освещения» на въездах, которая позволила при той же установленной мощности и расходе электроэнергии в 1,6 раза улучшить условия видимости за счет перераспределения светового потока светильников. (Улучшение видимости достигается за счет повышения уровней яркости покрытия проезжей части и повышения контраста при одновременном ограничении слепящего действия установки, когда более 80% светового потока светильника направлено навстречу движению).
По такой системе работают осветительные установки Новокутузовского, Гагаринского тоннелей 3-го транспортного кольца, а также основные тоннели Волоколамской развязки (рис. 1, 2).
Оптимизация выбора и размещения осветительных приборов позволяет на улицах и дорогах снизить установленную мощность на 8–10% (рис. 3).
Реальную экономию электроэнергии дает замена устаревших светильников с лампами ДРЛ на светильники с высокоэнергоэкономичными натриевыми лампами высокого давления. Так, замена светильника с лампой ДРЛ 400 Вт (световой поток 22 клм) на светильник аналогичного назначения с лампой ДНАТ 250 Вт (световой поток 27 клм) позволяет снизить расход электроэнергии на 580 кВт•ч в год и повысить уровень освещения на 22%. Соответственно, замена светильника с лампой ДРЛ 250 Вт (световой поток 12,5 клм) на светильник с лампой ДНАТ 150 Вт (14,5 клм) – годовое снижение расхода электроэнергии почти 400 кВт•ч и т. д.
В настоящее время доля светильников с энергоэкономичными лампами ДНАТ увеличилась до 60% от общего числа установленных, что является самым высоким среди крупнейших городов России и СНГ. Процент светильников с ДНАТ ежегодно возрастает. По инициативе «Мосгорсвета» по планам совместных работ с заводом «Светотехника» (г. Лихославль) и участием ЗАО «Амира» за последние 5 лет было разработано 10 серий недостающих светильников наружного освещения с лампами ДНАТ мощностью от 50 до 1 000 Вт, что позволило рационально решать все возникающие задачи по созданию энергоэффективных новых и реконструируемых осветительных установок (рис. 4), исключить необходимость приобретения импортных дорогостоящих светильников.
Одновременно были проведены работы по созданию и использованию металлических стоек и кронштейнов, а также высокомачтовых опор со спускными коронами светильников, что позволило создавать рациональные осветительные установки не только больших площадей, но и широких вылетных магистралей к нашим аэропортам (рис. 5).
Проведение работ по снижению электрических потерь в распределительных сетях наружного освещения и необходимость повышения электробезопасности жителей города потребовали проведения замены голых (неизолированных) воздушных алюминиевых проводов на самонесущие изолированные провода типа «Торсадо» с соответствующей подвесной арматурой и осветительными зажимами фирм «Симель» и «Нилед» (рис. 6, 7).
Отечественная кабельная промышленность (АО «Иркутсккабель») начала выпуск самонесущих изолированных проводов, именуемых СИП 2А, и «Мосгорсвет» провел опытно-показательную их подвеску, подтвердившую возможность их использования в сетях наружного освещения с применением арматуры и осветительных зажимов указанных выше фирм.
Использование самонесущих проводов позволяет снизить потери в сетях и повысить электробезопасность населения, резко снизить число внезапных отказов, сократить затраты на их ликвидацию.
Той же цели служит новая серия шкафов пунктов питания наружного освещения с тиристорными коммутаторами, разработанная АО «Электропривод» и ОАО МЭЛ после проведения «Мосгорсветом» почти 3-годичной эксплуатации опытного образца.
Электрическая схема позволяет своевременно реагировать на удаленные короткие замыкания, снизить потери электроэнергии, присущие электромагнитным контакторам, и т. д.
Работы по энергосбережению потребовали также создания или использования разнообразного нового оборудования: щитков распределительных, проходных предохранителей, легко монтируемых электрических муфт и др.
Проведенный за последние пять лет комплекс работ по энергосбережению позволил почти на 25% сократить относительное потребление электроэнергии в наружных осветительных установках «Мосгорсвета».
Источник: http://www.abok.ru
|