ФЕНОМЕН КУРШАВЕЛЯ
"Иллюминатор" не раз обращался к проблемам освещения жилой среды в городе и деревне, констатируя, что ситуация в этой сфере очень далека от идеальной ("Свет для новой деревни" № 1/2003, "Свет - двигатель торговли" № 2/2003). Тем отраднее видеть наметившиеся буквально в последнее время позитивные сдвиги, пусть пока в небольшом сегменте коттеджных поселков
Ну не везет нашей жилой среде, и все тут. Как в смысле света, так и в смысле архитектуры вообще. Гипертрофированные пространства жилых дворов спальных районов мегаполисов, равнодушно струящийся с бетонных опор нечеловеческой высоты вечный "бессмысленный и тусклый свет", слепящие лучи прожекторов псевдохудожественной подсветки, выпячивающей убогие формы пластиковых торговых павильонов, расцвеченных неверными линиями китайского дюралайта... Теперь новая напасть - буйство синюшных и ядовито-зеленых цветных люминесцентных ламп и цветных МГЛ одной известной фирмы с названием из трех букв. Старающиеся перекричать друг друга световые рекламы - главная партия в светокакофонии - результат лиходейства братии освобожденных электриков, занявшихся трехкопеечным "светодизайном" с подачи инвесторов, владельцев всего этого "великолепия". Даже стихийно формирующаяся новая городская архитектура не так страшна - очередная дурацкая башенка или монстровидная скульптура не нанесет такого "эффективного" удара по нашей психике, как (про)двинутый светодизайнер с зенитным прожектором и лазером последней модели. Впрочем, во всем этом нет ничего удивительного. Считается, что искусственное освещение вторично, оно идет за архитектурой, а архитектура наших жилых районов находится в глубоком кризисе. Перефразируя Павла Флоренского, можно сказать, что с потерей "миропонимания" утрачено и "пространствопонимание". Связь времен порвалась еще в докризисную эпоху, потеря коммунального двора в 60-е годы прошлого века, похоже, была сдачей последнего бастиона. Под модным словом "постмодернизм" в российской трактовке скрывается время слепоты. И, кстати, глухоты. Где шелест листвы и стук дождя по крыше, где хотя бы натужное музицирование соседского мальчишки за стеной? Их заменили строительные шумы, псевдомузыка из бумбоксов и странные синтетические звуки, издаваемые китайскими игрушками. Современные городские пространства оказались идеальными мусоросборниками для мультимедийного светозвукового трэша (от англ. trash - хлам, мусор). Куда бежать? Очевидной защитной реакцией на трэш-террор стала массовая самоизоляция - деморализованное, не готовое к разгребанию культурологических завалов общество распадается на атомы. Люди создают вокруг себя защитные оболочки с помощью железных дверей и высоких заборов, за пределами которых мир заполнен броуновским "мусорным ветром". Иллюзорная "свобода" обернулась инкапсуляцией, сжатием жизненного пространства до скромных размеров нашего прайвеси (от англ. privacy - уединенность), при этом мир трэша атакует сразу за оградой. Злополучные ракушки под окнами - порождение того же капсульного мироощущения... К счастью, это уже недавняя, но история. Следующий период - эстетизация капсулы, эпоха интерьерных и ландшафтных дизайнеров. Переинвестированная частная жизнь съезжает с катушек, рождая чудовищное и смешное. Миллионные вложения в приватные пространства зачастую не приносят ничего кроме раздражения, да и любоваться чудесами приватного ландшафтного дизайна и светодизайна зачастую могут лишь не хозяева, занятые бизнесом, а охрана, скучающие вооруженные люди. А за забором все то же "коммунальное хозяйство". Общественное пространство по-прежнему ничье, его попросту не существует. Сегодня происходит постепенное осознание необходимости баланса личного, коллективного и общественного. Просто ходить в гости скучно, гораздо интереснее вместе гулять по общему парку. Собственная детская площадка не обеспечит потребности ребенка в "равноправном" общении с другими детьми, нужно коллективное игровое пространство. Феномен спроса на Куршавель возник именно благодаря спросу на заграничное, но коллективное пространство отдыха и общения. Декапсуляция жизни начинается со слияния нескольких капсул в единое целое с общим забором. Это так называемое "элитное жилье" в городе и новые клубные коттеджные поселки в деревне. Жить в них пока по-прежнему почти невозможно, поскольку обещанная инфраструктура существует только на бумаге - кому придет в голову строить инфраструктурные объекты, пока хорошо продаются недостроенные дома и квартиры? Но вот меняется структура спроса: потребность в инвестициях заменяется реальным спросом на жилье для жизни. Забрезжила надежда, что что-то изменится к лучшему... Сегодня покупатель предъявляет требования осознаннее - теперь ему надо не просто "круче, чем у соседа", ему надо то, где можно реально жить. Спрос становится массовым, с восстановлением забытой социальной "деревенской" жизни появляется реальная потребностьв развитой инфраструктуре. В одном из проектируемых элитных поселков единственная общественная зона - большое гольф-поле. Можно допустить, что, скажем, наиболее "экономически активное" взрослое население не прочь провести время, играя в гольф. А их дети и родители? Помните, как пенсионеры в парках раньше играли в шахматы и домино? Предстоит долгий процесс формирования новых типов local communities (местных общин), иначе в чем тогда смысл проживания людей в одном поселке, только лишь в совместном пользовании котельной и канализацией? Глубоко разобщенному обществу предстоит объединиться если не в старых рамках подъезда/двора, то хотя бы в рамках новых деревень, куда рано или поздно переселится из крупных городов значительная часть населения. Именно формирование баланса между приватным, коллективным и общественным в нашей деревенской, поселковой, городской жизни и приведет к появлению массового спроса на коллективные и общественные пространства. А значит, и на их архитектуру и светодизайн. Возвращаясь к замечательной формуле Флоренского, заметим, что меняется миропонимание - меняется и пространствопонимание. Появляется сбалансированная иерархия пространств разного уровня - приватных, коллективных, общественных, предназначенных для отдыха, общения, передвижения. Мир станет сложнее и интереснее, в нем появится своя архитектура, эргономика и эстетика. Возникнут архитектурные задачи дифференциации и, наоборот, объединения пространств, их живого, эмоционального образного наполнения, которые можно успешно решать методами средового, в том числе ландшафтного дизайна, днем, и методами светодизайна - ночью. Масштабы задач, решаемых светодизайнером на "поселковом" уровне и в столичном городе, конечно, несопоставимы. Но при работе с поселком есть одно огромное преимущество. Все находится в одних руках, поэтому есть шанс спроектировать действительно сбалансированную систему, обеспечивающую гармоничное сочетание функционального, архитектурного и информационного освещения, и при этом избавиться от трех главных опасностей - слепящего света, светового загрязнения, назойливости световой рекламы. Лучший способ добиться этого - профессиональное светопланирование, составление генпланов освещения поселков. Классический процесс проектирования освещения архитектурной среды городов и поселков обычно происходит в два этапа: градостроительное планирование и непосредственно объемное проектирование зданий и сооружений. Аналогичные два этапа есть для световой архитектуры: создание генплана освещения (мастер-планирование, "светоурбанистическое" проектирование) и непосредственно создание конкретных световых образов объектов, подсветка построек и других элементов поселкового ландшафта. При создании генплана освещения коттеджного поселка светодизайнер имеет дело с взаимодействием света и архитектурного пространства, в свою очередь состоящего, как правило, из цепи частных участков, парков, площадок для отдыха и спортивных игр, детских площадок, элементов поселковой инфраструктуры, транзитных пространств (автомобильные дороги, парковки, пешеходные дорожки). Генплан освещения поселка должен иметь четкую дифференциацию светопространств по количеству (яркости) и качеству (цветности и цветопередаче) света, а также обеспечивать правильный выбор объектов для подсветки, которым предстоит стать световыми архитектурными доминантами и акцентами. Генплан освещения может быть самостоятельным проектом или разделом проекта планировки или благоустройства поселка. Поскольку обязательное включение этого раздела в распорядительных документах не предусмотрено, зачастую на этапе проектирования застройщик забывает о светопланировании, отдавая "поселковый" светодизайн на откуп подрядчикам по частям - отдельно дороги, отдельно фасады, отдельно парки. В результате световая среда поселков формируется хаотично и несогласованно, что и приводит к различным описанным выше неприятностям. Избежать таких неприятностей несложно - достаточно застройщику в процессе проектирования обратиться в специализированное светодизайнерское бюро и заказать генплан освещения. В этом случае возможно создание целостной, сбалансированной, практически и эстетически состоятельной световой среды, запоминающегося индивидуального ночного образа поселка. Самая приятная новость - то, что эта новая услуга, предоставляемая светодизайнерскими бюро, уже хорошо востребована. А это значит, что скоро появятся первые результаты вдумчивого средового подхода. Источник: www.illuminator.ru |