КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ

КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ. ИЛИ ПОЧТИ ВСЕГДА...

Светодизайнер Молли М. Кларахан. Бывший президент Мичиганской секции IESNA (2001–2003). Преподает современный светодизайн в Детройтском техническом университете Lawrence (Lawrence Technological University). В 1995 году основала компанию Lumenations Inc. Работает с самыми разнообразными объектами, включая дома класса люкс, а также с коммерческими, религиозными, частными и общественными ландшафтами. Возможно, ее опыт поможет российским коллегам справиться с некоторыми общими трудностями, возникающими при реализации светодизайнерских проектов.

Индивидуальный подбор освещения – одна из важнейших составляющих домашнего уюта. При помощи одного света, всего лишь одним движением руки рабочий кабинет можно превратить в комнату отдыха, а гостиную – в кинозал, заставить наскучивших гостей собираться домой, а желанных – задержаться еще на одну чашку чая.

Каждый клиент – это отдельный «роман», но за много лет работы над проектами освещения жилых домов я, к счастью, выработала некоторые общие правила, позволяющие добиться взаимопонимания с заказчиком и осветить его дом так, чтобы он изо дня в день возвращался в него с радостью. Я искренне надеюсь, что это так, и благодарность моих клиентов поддерживает меня в этом приятном заблуждении.

НЕИЗБЕЖНЫЙ ТРЕНИНГ
Ваш клиент – хозяин своего драгоценного жилища. Он хочет чувствовать себя в нем комфортно. У него, естественно, уже сформировались кое-какие стереотипы восприятия искусственного освещения, и, чтобы разрушить их, светодизайнеру придется потратить время на обучение своего заказчика. Сколько раз мы слышали фразу: «Терпеть не могу люминесцентные лампы?» Легко догадаться, что отрицательный опыт клиента скорее всего связан с освещением на его рабочем месте, в магазине или подземном гараже, владельцы которых решили сэкономить и не затрудняли себя мыслями о том, что непродуманный подбор ламп и световой фурнитуры может вызвать у человека дискомфорт и раздражение. Мне много раз приходилось демонстрировать простой фокус.

Незаметно для клиента привычную для него лампу накаливания я подменяла компактной люминесцентной лампой с температурой 2700K. Когда источник света не виден, почувствовать разницу практически невозможно. Поняв, как просто он обманулся, заказчик часто понимает и то, что люминесцентные лампы не так уж плохи. Кроме демонстрации трудноразличимости света, исходящего от ламп с совершенно разными принципами работы, я часто показываю клиентам, какой большой может быть разница между, казалось бы, такими одинаковыми на вид, но имеющими разный индекс цветопередачи люминесцентными лампами. Обычно заказчика не приходится долго убеждать: после пары демонстраций он уже хорошо понимает, что, например, лампа теплого спектра светит совсем иначе, нежели лампа с высоким индексом цветопередачи.

Как же иногда трудно донести до клиента свои дизайнерские задумки и сколько на это уходит драгоценного времени! Понимающий вас с полуслова заказчик-дизайнер – мечта каждого из нас, но лучше не грезить о нем, а заняться совершенствованием дара красноречия. Освещение – тонкая материя, и, даже если хозяин дома старается вникнуть в сложные подробности, это не всегда бывает ему под силу. Так что, если хочешь продать взлелеянный под сердцем проект, запасись энергией, наберись терпения и брось все силы на наглядные демонстрации бесконечного арсенала осветительных приемов и техник. Некоторые клиенты схватывают идею лишь после нескольких демонстраций, другим достаточно взглянуть на эскиз или макет освещения. А есть и такие, которым приходится демонстрировать реальные инсталляции, чтобы было понятно, как эти затейливые «штуковины» могут выглядеть в реальном доме. Поэтому я всегда прошу у своих клиентов разрешения в будущем приводить к ним своих новых заказчиков, чтобы показать им результаты своего труда. Большинство людей, с которыми я до сих пор работала, соглашались принимать у себя экскурсии. Ведь красивый дом – это, кроме всего прочего, предмет гордости, и от соблазна похвастаться им откажется не всякий. Такой вот демонстрационный фонд получился у компании Lumenations.

ЭКВИЛИБРИСТИКА СВЕТА
Еще одна трудность, с которой приходится сталкиваться. Представьте себе, что клиент говорит: «Я хочу, чтобы эта комната была очень светлой». При этом дизайнер интерьера собирается вымазать стены сажей, а пол залить битумом. Как ни свети прожектором в темное небо, белым оно все равно не станет. Последние несколько лет мне стало казаться, что дизайнеры просто сговорились делать столешницы из черного гранита. Установить целевое освещение над такой отполированной до зеркального блеска поверхностью, конечно, можно, но это уже занятие, больше напоминающее эквилибристику. Освещения, фактически, не видно, пока не поставишь на стол предмет, способный отражать свет. Когда сталкиваешься с такими примерами, становится ясно – чтобы клиент получил то, чего он хочет, нужно, чтобы вся команда – и архитектор, и дизайнер интерьера, и светодизайнер – умела работать согласованно и преследовала общие цели.

У меня были клиенты, которые хотели иметь дома целевое освещение практически повсюду, но при этом не хотели пользоваться настольными лампами или каким-либо другим местным освещением. В таких случаях яркости встраиваемого или любого другого применяемого в данном случае освещения должно быть достаточно для того, чтобы человек мог читать, шить и заниматься другими делами, при которых необходим яркий свет. В реальных условиях далеко не всегда для этих целей устанавливается специальный источник света или направленный даунлайт. Часто можно просто увеличить яркость общего освещения комнаты. Если установить диммер, то хозяин может сам решать, когда ему осветить комнату ярче, чтобы поработать, а когда убавить свет и отдохнуть. Одна из моих пожилых клиенток попросила, чтобы я сделала ее комнату «очень светлой». Я продемонстрировала ей люминесцентную лампу с теплой световой температурой и высоким индексом цветопередачи, и она осталась очень довольна. Кроме светового карниза с люминесцентными лампами, я использовала омывающую подсветку стен. В результате использования смешанной техники освещения свет заполнил все помещение. Он проникал в каждый уголок, и хозяйка была в восторге. А когда ей хотелось отдохнуть, диммер давал ей возможность приглушить яркость светового карниза и создать приятную расслабляющую обстановку. Такие осветительные техники легче всего применять в современных интерьерах. Но не стоит отказываться от их использования и в более традиционных, консервативных. На фото показан как раз такой дом. Подсветка стен была здесь использована, чтобы выделить висящие на стенах самодельные декоративные стеганые одеяла. Здесь были использованы светильники с более сфокусированным, чем в предыдущем примере, лучом, и расположены они были ближе к поверхности одеяла, тем самым текстура стеганого полотна становилась еще более рельефной. Кроме того, одеяла были повешены не вплотную к стене, а на небольшом расстоянии от нее, что создает впечатление трехмерности всей композиции.

Больше всего мне нравится работать над освещением кинозала – правда, помещения, специально предназначенные для этого, встречаются только в домах класса люкс. Кинозал – как раз то место, где хозяева позволяют использовать самые изощренные световые техники и цветовые решения, и именно туда они первым делом приводят своих гостей. В наше время светодиодов и оптических кабелей в арсенале дизайнера есть действительно потрясающие средства для производства визуальных эффектов. Так, раньше оптоволокно часто использовалось в разноцветных ночниках и для расстановки цветовых акцентов в условиях приглушенного освещения. Теперь же бесконечное разнообразие светодиодных светильников дает значительно больший простор для цветовых фантазий и лучший контроль над уровнем освещенности. На потолке изображенного на фотографии кинозала сделаны две отдельные ниши с установленными в них синхронизированными колесами светофильтров, благодаря чему оптоволокно в обеих нишах меняет цвет одновременно. Как только освещение было установлено в ниши, мы показали наше творение клиенту.

Попробовав различные варианты смены цветов светофильтра, мы единодушно сошлись на светло-сине-розово-белом колесе.

ЦСУ: ЧЕМ ПРОЩЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Сколько светодизайнеров устанавливали централизованные системы управления в домах класса люкс и впоследствии с удивлением обнаруживали, что единственная используемая хозяевами кнопка – заветная ВКЛ/ВЫКЛ!

Если владелец дома не является «техническим гуру», систему управления лучше сделать проще – слишком часто ее пульт загромождают кнопки сложных функций, у которых нет шансов быть востребованными. Но в больших домах класса люкс системы управления просто необходимы – без них сложно сделать действительно гибкое и удобное освещение. Они помогают управлять всем домом, сидя в любимом кресле, позволяют, не задумываясь о последствиях, оставить на некоторое время дом без присмотра и спасают в чрезвычайных ситуациях. Если вашему клиенту не хочется изучать систему управления или ему просто не нравится общаться с техникой, вы должны сделать ее максимально простой.

Одним из важнейших факторов при выборе той или иной системы контроля освещения является наличие рядом с потребителем квалифицированной службы технической поддержки. Ей придется воспользоваться, если в системе управления обнаружатся программные или аппаратные ошибки, или если клиент попросту «не справится с управлением». Не менее важно, чтобы установкой системы управления занималась одна команда и чтобы эта система была действительно централизованной и всеобъемлющей, то есть чтобы с ее помощью можно было управлять и освещением, и обогревом, и кондиционированием и, конечно, системами безопасности и пожаротушения. Интегрированная система, в отличие от набора управляющих средств от разных производителей, намного проще в обслуживании и, что не менее важно, обеспечивает единство интерфейсов управления и хорошую совместимость отдельных составляющих ее частей.

РЕКОНСТРУКЦИИ: ЧЕМ СЛОЖНЕЙ, ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЙ
Дизайн освещения в проектах по реконструкции и реставрации помещений – совершенно особая, интересная и сложная задача. Что именно ее усложняет? Во-первых, монолитные потолки, во-вторых, потолки, которые ввиду своей конструкции или оформления ограничивают возможность установки встраиваемого освещения, – часто необходимо устанавливать освещение только там, где уже есть электропроводка и, наконец, всегда существует потребность в более ярком освещении. Кстати, такие ограничения – это вовсе не плохо. Они заставляют светодизайнера подходить к проекту творчески и постоянно искать нетривиальные решения.

Для компании Lumenations одним из таких проектов стал Детройтский атлетический клуб. Применение дополнительных световых решений здесь ограничивало то, что интерьеры и светильники имели большую историческую ценность и заказчик хотел сохранить царившую в помещениях дома атмосферу «усадьбы». Следуя пожеланиям заказчика как можно меньше вмешиваться в прекрасно отреставрированные интерьеры, еще в самом начале проекта мы решили, что большую часть света будут давать редкие и ценные старинные люстры и настенные светильники, выполненные из железа и золота по чертежам Эдварда Колдуэлла (Edward F. Caldwell), современника Тиффани.

Главным было осветить рассеянным светом отреставрированные потолки с чудной росписью. Мы вернули люстрам их первоначальный вид, а также переделали плафоны и встроили в каждый из них незаметный для глаза рефлектор, который направлял около 30% света лампы в потолок. Остальной свет равномерно подсвечивал сам плафон. Новая электропроводка и современные лампы с повышенной светоотдачей и большей долговечностью были отличным решением для этого похожего на жилой дом помещения. Там, где это было возможно, мы установили дополнительные источники света. Вместе с архитектором смонтировали на каминной доске карниз, где спрятали линейный ксеноновый светильник, от которого над каминной доской поднималось облако теплого света, подсвечивавшее находившийся на ней металлический медальон. Во входном вестибюле удалось найти место, где были укрыты смонтированные на направляющих галогенные светильники MR16 с рассеивающими линзами мягкого янтарного оттенка. Свет ламп был направлен в потолок, что добавило ему освещенности и подчеркнуло теплые тона росписи.

Те, кто посещал клуб после проведенных нами работ, отмечали, что до реставрации и установки нового освещения им и в голову не приходило, что потолок здесь так хорош. Реализуя этот проект, мы сумели сохранить старинные люстры и помещение в целом, но одновременно привнесли в атмосферу клуба ощущение света и заставили заиграть новыми красками его старинный потолок.

Испытания, выдающиеся на нашу долю при реализации проектов по дизайну освещения жилых домов, никогда не кончаются. Но радость, которую мы получаем, преодолевая эти многочисленные и всегда разные трудности, используя имеющиеся у нас в арсенале творческие решения, делают карьеру светодизайнера весьма и весьма перспективной.

Источник: www.illuminator.ru

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.