Как освещать интерьер

   Как освещать интерьер

Комфортнее всего человек чувствует себя в среде, которая в известной степени повторяет его собственные качества. При проектировании жилого помещения следует учитывать цветовые предпочтения всех домочадцев.   Классическая постановка света предполагает распределение уровней освещенности , выстроенное по образу природного освещения: относительно темная нижняя зона, средняя по освещенности середина и самая светлая верхняя часть, напоминающая небо.     Среди множества типов жилища, которые предлагают теоретики от дизайна, выделим всего три основных: природно-естественный "дом - сад", "дом буржуа" и функционально-конструктивистский "дом - машина для жилья". Световое и цветовое решение жилья не может выбираться произвольным образом, оно должно быть увязано с общей архитектурной концепцией.

"Дом - сад". В интерьере жилища первого типа господствует дух естественности, предполагается использование натуральных материалов и природных цветовых решений. Для плоскости пола выбираются краски земли, камня, глины, гравия, песка. Синие и зеленые тона, вызывающие ассоциации с водой или травой, для основания применяются редко. Несущие элементы конструкции и крыши подаются в темных (черных и коричневых) тонах стволов и ветвей деревьев, а стены и потолок могут быть решены в светлой зеленой гамме листвы и мягкой серо-голубой гамме облачного неба. Такой дом является продолжением сада и распространен, например, в Японии.

   Как освещать интерьер

Комфортнее всего человек чувствует себя в среде, которая в известной степени повторяет его собственные качества. При проектировании жилого помещения следует учитывать цветовые предпочтения всех домочадцев.   Классическая постановка света предполагает распределение уровней освещенности , выстроенное по образу природного освещения: относительно темная нижняя зона, средняя по освещенности середина и самая светлая верхняя часть, напоминающая небо.     Среди множества типов жилища, которые предлагают теоретики от дизайна, выделим всего три основных: природно-естественный "дом - сад", "дом буржуа" и функционально-конструктивистский "дом - машина для жилья". Световое и цветовое решение жилья не может выбираться произвольным образом, оно должно быть увязано с общей архитектурной концепцией.

"Дом - сад". В интерьере жилища первого типа господствует дух естественности, предполагается использование натуральных материалов и природных цветовых решений. Для плоскости пола выбираются краски земли, камня, глины, гравия, песка. Синие и зеленые тона, вызывающие ассоциации с водой или травой, для основания применяются редко. Несущие элементы конструкции и крыши подаются в темных (черных и коричневых) тонах стволов и ветвей деревьев, а стены и потолок могут быть решены в светлой зеленой гамме листвы и мягкой серо-голубой гамме облачного неба. Такой дом является продолжением сада и распространен, например, в Японии.

"Дом буржуа". В этой схеме все подчинено созданию комфорта и уюта. В жилище множество предметов и деталей, интерьер располагает к отдыху и веселью. Как правило, убранство жилья этого типа подчеркивает благополучие и благосостояние хозяина. Здесь пространство отдается в жертву вещам, причем вещи эти - преимущественно массивные, прочные, с большим количеством позолоты, лака, хрусталя. Условно, это интерьер городской квартиры зажиточного буржуа. Здесь нет определенного стиля, вернее, можно выбрать любой архитектурный стиль, от классицизма до модерна, или предпочесть смешение стилей. Мебель в основном темная, тяжелая. Освещение  неяркое, тона теплые, допустим полусумрак.

"Дом - машина для жилья". В третьей схеме, которая связывается с идеями конструктивизма, дом рассматривается как "машина для жилья". Этот стиль, идеологические принципы которого были заложены Ле Корбюзье, оформился в 20-е годы ХХ века. "Функциональное жилище" - полная противоположность "дому буржуа". Краски жилища светлые и чистые. В интерьере легкая мебель, большие окна, белые стены. Цветовые пятна, которыми могут стать картины, цветные скульптуры или мебель, призваны подчеркивать белизну стен, чистоту линий.

Освещение бывает общим и местным . Возвращаясь к выбору светильников - это определит, будете ли вы пользоваться в основном настенными бра, напольным торшером или предпочтете включать общую люстру. В принципе никто не запрещает запланировать несколько световых сценариев для одного помещения. Одно из последних достижений светотехники - токоведущие шины. Их конструкция позволяет на одном рельсе, закрепленном на стене или потолке, расположить множество подвижных галогенных ламп, свет которых можно направить в нужную сторону.

Цветность источника света обусловлена не только характеристиками лампы, но и цветом абажура. Теплый желтый свет напольного торшера сможет подчеркнуть яркость рисунка ковра или дивана, выполненного в коричневой гамме, но в то же время способен исказить до неузнаваемости холодный небесно-голубой тон атласного покрывала. Причем заранее трудно бывает предсказать результат взаимодействия цветов осветителя и предмета. Выход из положения можно найти только экспериментальным путем. По возможности проверьте образцы коврового покрытия, шторы или мебельной обивки в магазине на "совместимость" с осветительным прибором перед его приобретением.

Добавка синего цвета в освещении подчеркивает контуры предметов, выявляет белизну кафеля, но пользоваться этим приемом рекомендуется с осторожностью. Синий уместен в ванной и туалете, если вам по душе атмосфера стерильности и блеск никелированных деталей. Но постройте освещение так, чтобы ваше отражение в зеркале формировалось лампой, не имеющей синей составляющей. Иначе вы всегда будете недовольны собой. Избыток синего категорически противопоказан на кухне и в столовой. Синеватый отсвет на продуктах питания наверняка не улучшит аппетита, да и синюшность собеседника к задушевному разговору вряд ли расположит.

С помощью правильного выбора системы освещения можно зрительно подкорректировать пропорции помещения. Например, продольное освещение одной из стен визуально увеличивает короткое помещение, а ярко освещенный потолок кажется более высоким. Чтобы уменьшить высоту потолка, применяют освещение стен потолочными светильниками, направленными на стены. Освещение стены в конце коридора сделает его шире. Стену с окнами следует оформить в светлых тонах, чтобы простенок не контрастировал с окном. Потолок также должен быть светлым, чуть голубоватым, являя собой протяженный источник отраженного рассеянного света.

 Выбором цвета мебели удается уравновесить композицию интерьера. К примеру, при необходимости можно визуально уменьшить размеры огромного шкафа, выбрав для него темный и ненасыщенный тон. Для кабинета или спальни общее освещение не обязательно. Достаточно настольной лампы, бра или потолочного светильника, которые, высветив необходимый объект, оставят окружающее его пространство в полумраке. В спальне обычно используется спокойная светлая гамма, рассеянный приглушенный свет, молочно-белые матовые светильники, а кабинет, который предполагает уединение, традиционно выполняется в темных тонах. Рабочее место, разумеется, должно быть оборудовано грамотно с точки зрения удобства освещения. Стол необходимо снабдить достаточно яркой лампой направленного света, а для уменьшения контраста послужат дополнительные источники рассеянного света, которые можно расположить на стене. Туалетный столик, перед зеркалом которого совершается таинство макияжа, лучше оборудовать лампами с различной цветовой температурой - холодной дневной и теплой вечерней. Это поможет правильно подобрать косметику перед предстоящим выходом в свет. В гостиной уместно яркое общее освещение, здесь будет кстати доля красного. Красный цвет мобилизует, создает торжественную обстановку.

Для детской лучше всего подходит самая светлая комната в квартире - чем больше естественного света, тем лучше. Не стоит навязывать ребенку свою любимую цветовую гамму. Цветовые и световые решения интерьера активно воздействуют на развитие, состояние, самочувствие растущего человека. Что касается цветовых предпочтений, то дети выбирают яркие чистые краски или их контрастные сочетания, например комбинации красного и зеленого, желтого и фиолетового, синего и оранжевого. Цветовые пятна создаются с помощью игрушек или яркой мебели, а для окраски стен специалисты рекомендуют светлые теплые тона.

Люди часто испытывают непреодолимое желание сменить обстановку, переклеить обои, перекрасить кухню, но это удовольствие не дешевое, оно требует сил и времени. В этом отношении переустановка освещения может оказаться не менее эффективным, но более доступным средством. Жилой интерьер всегда эклектичен. И не всегда то, что хорошо смотрится со страниц журналов, удобно в быту. Тепло и уют порой трудно сочетаются с выдержанным стилем, но ведь Интерьер - для Человека, а не наоборот.

О светотехнике

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.