Освещение как способ оптимизации продаж

   

Освещение магазина - вещь естественная и необходимая. Главная задача искусственного освещения магазинов и его отделов - создать благоприятные визуальные условия для продавцов и покупателей, "вести" покупателя, указывая правильный путь в пространстве товаров, выгодно представлять покупателю нужный ему товар. Кроме того, свет помогает создать атмосферу, способствующую покупкам. Удачно подобранное освещение - это один из основных факторов успешной работы магазина, знание потенциала тех или иных осветительных приборов - залог правильного выбора оборудования.

правильное освещениеНесмотря на многообразие, системы освещения принято подразделять на три подсистемы: общее освещение - для обеспечения видимости и задания тона и стиля всего помещения. Периметральное (круговое) освещение - для оживления стен, вертикальных поверхностей и для упрощения ориентации в больших торговых залах; Акцентирующее освещение - выделение товара из общей массы, а также привлечения внимания к определенным деталям данного товара. Общее (или основное) освещение есть во всех магазинах, но наибольшее применение оно получило в крупных продовольственных магазинах, супермаркетах, где роль освещения - показать весь огромный ассортимент магазина, и где время совершения покупки невелико. Как правило, оно реализуется двумя способами: более ярким освещением прилавков, полок, витрин, товаров по сравнению с приглушенным окружающим освещением торговой площади или равномерным освещением помещения с помощью симметрично распределенных осветительных приборов , что дает возможность делать перестановки торгового оборудования в любое время и в любом варианте.

Круговое освещение встречается значительно реже. Дополнительные осветительные приборы в этом случае расположены по периметру магазина и призваны освещать стены и другие вертикальные поверхности. Зачастую функцию периметрального освещения выполняют рекламные лайтбоксы, встроенные в стены дисплеи или подсвеченные товарные экспозиции. В нерабочее время круговое освещение выполняет роль дежурного освещения (если таковое не предусмотрено) и иногда остается включенным на ночь. Поэтому оно реализуется на основе долговечных энергосберегающих технологий и использует люминесцентные (ЛЛ) или компактные люминесцентные лампы (КЛЛ).

методы освещенияАкцентирующее освещение привлекает внимание покупателей к определенным товарам. Например, образцы новой коллекции одежды, расположенные в центральной части магазина, могут освещаться более интенсивно. Оно достигается с использованием прожекторного оборудования или специальных ламп с зеркальным отражателем и требует регулярной подстройки направления освещения. В связи с частой сменой экспозиций товаров в торговом зале применяют прожекторы, установленные на стандартные токопроводящие шины.

Альтернативой являются регулируемые осветительные приборы с рефлекторными и галогенными лампами равномерно распределенные по потолку. Все эти светильники надо устанавливать так, чтобы товары не оказались в теневой области с точки зрения покупателя. Как правило, акцентирующее освещение дает максимально качественный свет, но одновременно является наиболее энергоемким и недолговечным.

Выбор осветительного оборудования (или оценка существующей осветительной системы) производится по двум критериям: по эффективности (т.е. способности оборудования выполнять его функции, акцентировать внимание покупателей, создавать общий фон, атмосферу и имидж магазина), экономичности. Под экономичностью понимают не только низкое энергопотребление и начальные затраты, но и низкие затраты на замену ламп и общее обслуживание системы освещения . Основные показатели эффективности светового оборудования - это качество и количество света. Качество определяется цветопередачей и цветностью светового излучения, а также отсутствием слепящего и других негативных эффектов.

Освещенность (или количество света на единицу площади) зависит от площади магазина, удаленности товара от источников света и других факторов. Одним из подходов к его определению, широко используемом на западе и в США, является зависимость от активности покупателей в магазине (число покупок за единицу времени, время на принятие решения о покупке и т.п.). Чем больше времени требуется для принятия решения о покупке (например, в ювелирном магазине), тем более приглушенным должно быть общее освещение, создающее интимную атмосферу, которая позволяет покупателю дольше оставаться у прилавка, не привлекая внимания. Как противоположность, на выбор фруктов в супермаркете тратятся считанные секунды. Поэтому важно чтобы они были представлены в лучшем свете и подход к прилавку был хорошо освещен. Таким образом уровень освещенности также различен для прилавков и проходов.

освещение витриныДля выделения отдельных товаров на витрине, по российским нормам, акцентирующее освещение должно превосходить окружающее в 3 раза, по западным - в 5 раз и больше. Для открытых витрин магазинов рекомендуется устанавливать 3-5-кратно увеличенный уровень освещенности торговых площадей в рабочие часы, для закрытых витрин уровень освещенности должен быть увеличен по сравнению с окружающим освещением в 4-6 раз. В бутиках основное освещение меньше, но большое значение имеет акцентирующее. Кроме бутиков, акцентирующее освещение применяется в ювелирных, винных магазинах и т. п.

 

По материалам сайта: http://www.saratovteplo.ru

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.