Из азбуки светодизайна

Освещение кухниВосприятие интерьера зависит в основном от распределения яркости и цвета между элементами внутренней отделки и предметами. И когда мы покупаем приглянувшееся симпатичное бра и вешаем его на видном месте или просто устанавливаем лампочку помощнее, то последствия могут быть самыми непредсказуемыми, например: раздражительность, головные боли и другие неожиданные напасти. Дело в том, что такими бесхитростными действиями мы можем нарушить сложную взаимосвязь оптических эффектов, которую учитывают специалисты по светодизайну. Приоткроем чуть-чуть завесу над их секретами.

Свет и пространство

С изменением яркости света, отраженного от пола, стен и потолка, меняется зрительное восприятие пропорций помещения, поэтому, варьируя яркость, можно "корректировать" объем помещения.

- Темный потолок кажется более низким, а светлый - высоким. Слишком светлый пол "снижает" высоту помещения. Более светлая стена в конце узкого коридора зрительно делает его шире.

- Цвета теплых тонов "приближают" предметы (например, желтая стена кажется ближе), а холодных - "удаляют".

- В маленьких помещениях для визуального расширения пространства и увеличения насыщенности светом нужно повышать освещенность стен и применять отделочные материалы с хорошими отражающими свойствами (то есть с большим коэффициентом отражения), а в больших - применять тот же прием, но для пола и потолка.

- Окна, картины и зеркала способствуют "расширению" пространства.

- При освещении больших помещений лучше использовать светильники прямого света.

- Следует помнить, что черный цвет "сужает" помещение, а белый - "расширяет".

- Если в узком помещении светильники расположены вдоль средней линии потолка, то комната будет казаться еще более узкой. Чтобы ее зрительно расширить, необходимо расположить светильники по линии, смещенной к одной из стен.

- В помещении можно выделить функциональные зоны не только перегородками, но и с помощью светильников местного освещения, например бра.

Наименее устойчивы к воздействию света рукописи, документы, фотографии, произведения живописи (акварель, темпера, пастель), гобелен, кружева, одежда. По нормам расчет освещенности | подсветка церкви | освещение складских помещений expertunion.ru/prochee/osveschennost-i-normyi-osveschennosti-ustanovlennyie-v-rossii.html>уровень освещенности таких предметов не должен превышать 50 лк.

Свет и форма

Освещение гостинойТо, как мы воспринимаем форму предмета, оказывается, зависит от яркости отдельных его поверхностей и от распределения образующихся на нем теней. Значит, свет может "управлять" формой объектов, увеличивать или, к сожалению, уменьшать их выразительность. Главное здесь - правильно выбрать направление падающего светового потока. Если объемный предмет равномерно осветить со всех сторон, он может казаться плоским, так как при рассеянном освещении объемность теряется.

- Наилучший результат дает сочетание рассеянного или отраженного освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом (таким как, например, лицо человека), имеющим глубокий, ярко выраженный рельеф, важнее роль мягкого рассеянного или отраженного света.

- Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего объекта, а также интерьера в целом.

- Если поверхность освещена неравномерно, то ее отдельные участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях.

- Экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную световую динамику в помещении.

Свет и цвет

- Если в комнате создана равномерная освещенность, то теплый цвет воспринимается ярче, чем холодный.

- Если поверхность предметов, стен и т. д. окрашена в темный цвет, то их фактура и обработка не будут хорошо видны.

- На ярком фоне объект выглядит темнее, а на темном - светлее.

- Цвета теплой тональности выигрывают при освещении лампами накаливания и разрядными лампами тепло-белого света.

Светоцветовой комфорт

- Зрительное утомление усиливается при резких перепадах яркости. Однако слишком монотонное освещение - это тоже не совсем удачное решение.

- Если в отделке использовать насыщенные и разнообразные по тону цвета, то зрительное утомление увеличивается. При отделке больших площадей лучше использовать цвета, имеющие малую насыщенность.

По материалам сайта: http://www.obi.ru

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.