Какие бывают светильники Комфортность современного жилья неотделима от качественного освещения, благодаря ему мы быстро и правильно различаем яркость, цвет и форму предметов обстановки или предметов, с которыми работаем. При этом наши глаза не должны перенапрягаться и уставать. Оказывается, чтобы достичь зрительного комфорта, надо выдержать на определённом уровне много светотехнических параметров: оптимальную освещённость, небольшое слепящее действие, гармоничное распределение яркости света по основным поверхностям помещения, правильную цветопередачу, тенеобразование и многое другое. А обеспечить всё это помогут светильники. Грамотно выбирая, применяя и сочета их с различными элементами интерьера по стилю, цвету и масштабу, специалисты создают не только комфортную световую среду, но и придают ему (интерьеру) особую выразительность. Все светильники - старый добрый шёлковый абажур, любимец наших бабушек, торшер и бра, мечта россиян в 60-е годы, и самые современные (число моделей исчисляется десятками тысяч) - состоят из двух основных частей: источника света (лампы) и осветительной арматуры. Последняя перераспределяет в пространстве свет лампы и даже иногда преобразует его свойства. Однако арматуру, особенности конструкции которой решающим образом влияют на качество освещения, делают в расчёте на определённые параметры лампы. По назначению светильники подразделяют на шесть групп для создания одного из следующих видов освещения: общего, местного, комбинированного, декоративного, ориентирующего и экспозиционного. По способу установки выделяют светильники потолочные, подвесные (на подвесах к потолку), встраиваемые (в подвесных потолках), настенные, напольные и настольные. Управление зрительной работоспособностью От того, как распределяется в пространстве световой поток светильника общего освещения, очень сильно зависит наша способность точно различать мелкие детали предметов. Оценивают светораспределение с помощью так называемой кривой силы света (КСС). Чем больше она напоминает овал, вытянутый вдоль оси светового потока, тем уже считается кривая и тем лучше освещённость в центре светового пятна. Вид этой кривой - важнейшая характеристика источника света. Светильники с узкой кривой силы света лучше применять в помещениях с высокими потолками. Эти светильники обладают высокой контрастностью, направленностью, резкими тенями, экономичностью. Они преимущественно освещают горизонтальные поверхности. Для того чтобы смягчить освещение, необходима светлая отделка помещения, в том числе и пола. Такого рода устройства с зеркальными галогенными лампами, устанавливаемые на шинопроводах (что достаточно удобно), часто применяются дл акцентированной подсветки картин, скульптур и других предметов. Светильники со средней кривой силы света применяются для создания общего освещения с мягкими световыми переходами, достаточной насыщенностью светом, умеренной контрастностью и сбалансированным распределением яркости в помещениях с обычной высотой потолков. Светильники с широкой кривой силы света лучше подходят для общего освещения помещений с низкими потолками и создают хорошую освещённость вертикальных и наклонных поверхностей, обеспечивают равномерное распределение света. Но у таких светильников мал защитный угол, и требуетс хорошо продуманная установка, чтобы избежать попадания света прямо в глаза. Куда направить лучи Направление светового потока влияет на светотеневые контрасты. Поэтому, покупая светильник, поинтересуйтесь, куда он будет направлять свет. В зависимости от величины отношения светового потока, направленного вверх, к световому потоку, направленному вниз, выделяют светильники прямого света (весь или почти весь световой поток направлен вниз), рассеянного света (световой поток, направленный вверх равен световому потоку, направленному вниз (как, например, у хрустальной люстры), отражённого света (весь или почти весь световой поток направлен вверх). Светильники прямого света предназначены для помещения с невысокими потолками. Как правило, это обычные потолочные или встроенные в потолок приборы. Они отличаются экономичностью при создании местного освещения для чтения и работы или при подсветке картин, скульптур и т. д. Светильники рассеянного света имеют наиболее высокий коэффициент полезного действи (КПД) и подходят для общего освещения. Оно отличаетс равномерным распределением яркости света, отражённого от поверхностей стен, потолка и пола, мягкими тенеобразующими свойствами и повышенной насыщенностью светом, что важно для создания зрительного комфорта. Но если в цветовой гамме интерьера превалируют тёмные тона (особенно потолка и стен), то дл таких светильников придётся ставить более мощные лампы. При покупке светильника необходимо проверить его работоспособность, надёжность креплени деталей, насколько легко устанавливаетс лампа в патроне и есть ли простой доступ и лампе и внутренним поверхностям, требующим регулярной очистки. Следует помнить, что более твёрдые материалы, имеющие гладкую поверхность, меньше загрязняются и проще моются Светильники отражённого света создают наиболее комфортное и равномерное освещение, полностью соответствующее нормам по ограничению показателей слепящего эффекта и дискомфорта, хорошую насыщенность светом, сочетание с верхним или боковым дневным светом. Для повышения экономичности освещения необходима отделка потолка с максимальным коэффициентом отражения. Из азбуки светодизайна Восприятие интерьера зависит в основном от распределения яркости и цвета между элементами внутренней отделки и предметами. И когда мы покупаем приглянувшееся симпатичное бра и вешаем его на видном месте или просто устанавливаем лампочку помощнее, то последствия могут быть самыми непредсказуемыми, например: раздражительность, головные боли и другие неожиданные напасти. Дело в том, что такими бесхитростными действиями мы можем нарушить сложную взаимосвязь оптических эффектов, которую учитывают специалисты по светодизайну. Приоткроем чуть-чуть завесу над их секретами. Свет и пространство С изменением яркости света, отражённого от пола, стен и потолка, меняется зрительное восприятие пропорций помещения, поэтому, варьируя яркость, можно "корректировать" объём помещения. Тёмный потолок кажется более низким, а светлый - высоким. Слишком светлый пол "снижает" высоту помещения. Более светла стена в конце узкого коридора зрительно делает его шире. Цвета тёплых тонов "приближают" предметы (например, жёлтая стена кажется ближе), а холодных - "удаляют". В маленьких помещениях для визуального расширени пространства и увеличения насыщенности светом нужно повышать освещённость стен и применять отделочные материалы с хорошими отражающими свойствами (то есть с большим коэффициентом отражения), а в больших - применять тот же приём, но для пола и потолка. Окна, картины и зеркала способствуют "расширению" пространства. При освещении больших помещений лучше использовать светильники прямого света. Следует помнить, что чёрный цвет "сужает" помещение, а белый - "расширяет". Если в узком помещении светильники расположены вдоль средней линии потолка, то комната будет казаться ещё более узкой. Чтобы её зрительно расширить, необходимо расположить светильники по линии, смещённой к одной из стен. В помещении можно выделить функциональные зоны не только перегородками, но и с помощью светильников местного освещения, например бра. Свет и форма То, как мы воспринимаем форму предмета, оказывается, зависит от яркости отдельных его поверхностей и от распределения образующихся на нём теней. Значит, свет может "управлять" формой объектов, увеличивать или, к сожалению, уменьшать их выразительность. Главное здесь - правильно выбрать направление падающего светового потока. Если объёмный предмет равномерно осветить со всех сторон, он может казаться плоским, так как при рассеянном освещении объёмность теряется. Наилучший результат даёт сочетание рассеянного или отражённого освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом (таким как, например, лицо человека), имеющим глубокий, ярко выраженный рельеф, важнее роль мягкого рассеянного или отражённого света. Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего объекта, а также интерьера в целом. Если поверхность освещена неравномерно, то её отдельные участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях. Экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную световую динамику в помещении. Свет и цвет Если в комнате создана равномерная освещённость, то тёплый цвет воспринимается ярче, чем холодный. Если поверхность предметов, стен и т. д. окрашена в тёмный цвет, то их фактура и обработка не будут хорошо видны. На ярком фоне объект выглядит темнее, а на тёмном - светлее. Цвета тёплой тональности выигрывают при освещении лампами накаливания и разрядными лампами тепло-белого света. Светоцветовой комфорт Зрительное утомление усиливаетс при резких перепадах яркости. Однако слишком монотонное освещение - это тоже не совсем удачное решение. Если в отделке использовать насыщенные и разнообразные по тону цвета, то зрительное утомление увеличивается. При отделке больших площадей лучше использовать цвета, имеющие малую насыщенность. Цвет и настроение Известно, что цвет эмоционально воздействует на человека. Красно-оранжевые тона оказывают возбуждающее действие. Зелено-голубые тона создают ощущение прохлады и покоя. Белый и чёрный тон подчёркивает парадность и праздничность обстановки. Следует учитывать, что восприятие одного и того же цвета может сильно зависеть от климата местности, а также от привычек и вкусов человека. Мнение специалистов Трудно сказать совершенно определённо, какие светильники лучше использовать в данном помещении. Возможно лишь порекомендовать придерживатьс общих правил устройства освещения в квартире. Так, в коридоре и других помещениях, где потребность в освещении постоянна, лучше применять светильники общего освещения с компактной люминесцентной лампой (КПП). В гостиных чаще пользуются светильниками общего и местного освещения (там, где это требуется: у журнального столика, за телевизором, в зоне отдыха и т. д.). В спальне уместен приглушённый мягкий свет светильников отражённого света. Возле кровати, на тумбочке, можно поставить лампу небольшой мощности или ночник, а для трюмо подойдут источники света с хорошей цветопередачей. В детских комнатах необходимо как общее освещение, так и местное. На кухне, помимо использовани основного светильника с лампой накаливания, нужна подсветка рабочих зон, где готовится пища, моется посуда. Для этого удобны светильники с люминесцентными лампами мощностью до 30 Вт. Кроме того, для подсветки в шкафах, ящиках и другой мебели могут применяться малогабаритные светильники. Чтобы одновременно использовать искусственное и естественное освещение, необходимо применять отдельно расположенные люминесцентные светильники, светящиеся панели, различные отделочные материалы с повышенным коэффициентом отражения, в качестве искусственного источника света можно использовать люминесцентные лампы холодно-белого и тепло-белого света. |