Конкурсы для светодизайнеров Особые институты — союзы, ассоциации, учебные заведения, специальная периодика и система конкурсов — это то, что превращает группу увлеченных своим занятием людей в профессиональное сообщество. Профессия светодизайнера молода, и ее институты сегодня только формируются. Тем не менее у светодизайнеров уже существуют свои собственные конкурсы — эти надежные механизмы выработки критериев профессионального качества и сложения внутрицеховой иерархии.
Самые известные конкурсы проводят ассоциации светодизайнеров. Один из них — конкурс Международной ассоциации светодизайнеров (IALD) — проводится при поддержке журнала Professional Lighting Design. Он называется IALD Design Awards и проходит уже двадцать лет. Задача конкурса — выявить лучший проект архитектурной подсветки. Конкурс проводится в семи номинациях: учебные заведения, офисные здания, гостиницы и рестораны, жилые дома, торговые центры, развлекательные комплексы, городское освещение. В каждой из них судьи присуждают премию «За заслуги» (Award of Merit) и премию «За совершенство» (Award of Excellence) за выдающиеся художественные и технические достижения в области светодизайна и отмечают специальным призом инновационные решения. А главный приз — премию «Сияние» (Radiance Award) — получает проект, лучший из лучших среди всех номинаций. В конкурсе может участвовать любой проект действующего архитектурного освещения. Проекты, подготовленные к специальным событиям, театральным постановкам, световые скульптуры и инсталляции жюри не рассматривает. Не менее известна и Международная премия светодизайна ILDA. Ее присуждает Общество инженеров по свету Северной Америки IESNA. Собственно говоря, это несколько премий: премия имени Эдвина Ф. Гута за светодизайн интерьера; премия Пола Уотербери за наружное освещение; премия имени Эйлин Пейдж Катлер за светодизайн жилого района; премия за энергосбережение в коммерческих зданиях. Помимо этого Общество учредило Медаль IESNA за выдающиеся технические достижения, которую получают те, кто оказал заметное влияние на развитие светотехники как профессии, искусства или области познания. Рассматриваются работы в области инженерии, дизайна, прикладного освещения, оптики, офтальмологии, исследований света или образования. Нью–йоркская секция IESNA присуждает собственную премию — Lumen. Она вручается с 2002 года и считается очень престижной среди светодизайнеров. К тем, что расставляют все точки над i в светодизайнерской табели о рангах, относится и европейский конкурс Lighting Design Awards, который проводят британский журнал Lighting Equipment News, Институт инженеров по свету и Федерация светотехнической индустрии. Конкурс пропагандирует правильное освещение и оценивает эффективность и инновации в дизайне световой среды. В конкурсе могут участвовать представители разных профессий: архитекторы, светодизайнеры, инженеры. Жюри рассматривает присланные материалы, а затем независимые эксперты на месте изучают объекты. С 2006 года при спонсорстве PLASA семейству наград LDA добавлена еще одна — Премия за освещение в сфере индустрии развлечений. Особняком стоит приз «Полезный Свет» (High–Benefit Lighting). Его вручает Национальное осветительное бюро (National Lighting Bureau, NLB). Эта некоммерческая организация была создана в США в 1976 году для реализации программы по повышению эффективности освещения. Начиная с 1980 года она поощряет работы, которые показывают роль освещения в улучшении качества жизни и служат наглядным примером извлечения практической выгоды от освещения. Например, как новое или модернизированное освещение улучшило производительность труда, увеличило объем продаж, повысило безопасность и т. д. Главное — чтобы выгода могла быть подсчитана. Победители конкурса получают возможность в соавторстве с сотрудниками NLB подготовить статью, которая будет опубликована в ведущих профессиональных журналах. Вот такая польза от «Полезного Света». Шансы и соблазны Если уж речь зашла о конкурсах и выгоде, то тут, конечно, на первом месте те, которые проводят компании–производители (иногда они учреждают и отдельную номинацию в рамках какого–нибудь «чужого» конкурса). Зачем эти конкурсы компаниям, понятно. Ни одна рекламная компания так не покажет преимуществ их продукции, как дизайнер, соблазненный перспективой хорошего контракта или серьезного промоушена. Взять крупнейший конкурс General Electric. Там победитель получает Награду Эдисона (Edison Award) за лучший проект освещения с использованием оборудования General Electric. Жюри оценивает соискателей по пяти критериям: функциональное совершенство, архитектурная совместимость, эффективное внедрение световой продукции, эффективность энергозатрат и раскрытие особенностей цвета, формы и фактуры объекта. На конкурсе присуждают премии «За мастерство», «За заслуги», «За дизайн» и отдельно «За дизайн жилой среды». Награду Эдисона получает один из обладателей премии «За мастерство». Авторы проектов–победителей получают почетные знаки, а обладатель Награды Эдисона получает хрустальный приз от Steuben и рекламную кампанию на следующий год. Союз с производителем — вот на что рассчитаны по большому счету и студенческие конкурсы. Например, конкурс, который организует британская Ассоциация светодизайнеров (Lighting Association). Его участники должны представить проект светильника (настольного, напольного, настенного, потолочного, наружного, энергосберегающего). К проекту обязательно прилагается исследование целевого рынка и рекомендуемая розничная цена. Среди спонсоров конкурса крупные производители светотехнического оборудования, фонды и журналы. Призовой фонд составляет 5000 английских фунтов, но это — не самый главный стимул для конкурсантов. Главный же заключается в том, что все финалисты конкурса могут принять участие в выставке The Lighting Show в Бирмингеме. Есть шанс, что их работы приглянутся производителю. Небесный «Гринпис» В сущности, пока в области светодизайна есть только один конкурс, победители которого не извлекают из своей победы никакой экономической выгоды (кроме, разумеется, премиальных денег). Это — конкурс Международной ассоциации «Темное небо» (International Dark Sky Association), которая борется за естественную красоту ночного неба. Ее главная забота — поощрение рациональных уровней освещенности, энергосбережение и борьба со «световым загрязнением» неба. Главная награда — Международный приз за качественный светодизайн и значительная сумма денег, которую получает автор проекта, который в наибольшей степени соответствует идеологии Ассоциации. Награды достаются и тем, кто привлекает внимание общественности к проблемам светового загрязнения неба и иногда даже добивается принятия новых законов и нормативов для наружного освещения. Производители энергосберегающих приборов и устройств, регулирующих уровень освещенности, должны внимательно присмотреться к «Темному небу». Источник: www.illuminator.ru |