ЛАМПОЧКИ ИТКИНСОНАВ ближайшие годы мировой светотехнический рынок изменится до неузнаваемости. Привычные лампы накаливания начнут уступать место полупроводниковым приборам. Появится принципиально новый товар. Среди тех, кто занимает одну из самых выигрышных позиций на старте этого процесса, небольшая фирма из Санкт-Петербурга «Светлана-Оптоэлектроника». Как удалось с нуля построить современное наукоемкое производство? Рассказывает генеральный директор компании Григорий ИТКИНСОН
Противопожарный дебют - Григорий Владимирович, как и когда возник ваш бизнес? - Все началось в 1992 году. Небольшая группа инженеров, занимавшихся разработками в области опто-и микроэлектроники на крупных предприятиях Петербурга, таких как «Светлана», «Позитрон», «Электроприбор» и других, решила создать свою фирму. В то время практически все научные сотрудники пытались организовать какой-то бизнес. Брались, чтобы заработать, за все подряд, но получалось, конечно же, не у всех. Мы же сразу договорились между собой, что будем делать только то, что хорошо знаем. То есть заниматься оптоэлектроникой. Это был не эмоциональный порыв, а осмысленное решение, основанное в том числе и на интуиции. Она подсказывала, что рынок этот чист, конкурентов (по крайней мере, в границах Питера) у нас не было. Назвали мы свою компанию «Ирсэт-центр». При выборе направления бизнеса был еще один важный момент. Основа, база электроники – это, прежде всего, кремниевая микроэлектроника. Так вот, наша страна к началу 90-х годов в том, что касалось кремниевой микроэлектроники, отставала от Запада катастрофически. Серьезного бизнеса здесь быть не могло. Чтобы поднять эту отрасль, нужны огромные инвестиции – миллиарды долларов. А вот что касается оптоэлектроники… Она не требует, как микроэлектроника, огромных капитальных вложений, равно как и вложений в инженерную инфраструктуру. Зато здесь очень высока роль технологий, высока цена знаний. Все это у нас было. Успешному старту способствовало и то, что мы работали и работаем в Санкт-Петербурге. Здесь сосредоточены лучшие научные силы России в области оптоэлектроники, работают десятки ученых мирового уровня, а также такие крупные предприятия как: ОАО «ЛОМО» и ОАО «Светлана». - Но, в отличие от множества инновационных компаний, продающих идеи и технологии, вы занялись производством… - Инновационный бизнес специфичен. Одно его направление – разработка единичных изделий, как правило, уникальных, под индивидуальный заказ. Этот своего рода услуга. Пример такого бизнеса – производство специальных мощных лазеров для сварки, резки и других технологических операций. Другое направление – массовое производство. Мы выбрали именно этот вариант: наука и инженерия как база для массового производства. Скажу сразу: тогда, в начале 90-х такое решение было совсем неочевидным. Рынок обрушен, традиционные заказчики – потребители элементной базы – телевизионные заводы – разваливаются... Работать с зарубежными заказчиками мы не умели, об интеллектуальной собственности имели очень поверхностное представление. И именно поэтому мы вынуждены были начать бизнес не с производства элементной базы (тех изделий, которые нам были хорошо знакомы), а с выпуска готовых приборов. Первой ласточкой стал оптоэлектронный противопожарный извещатель – довольно простой, но хорошо востребованный на рынке прибор, который использовался в то время для замены изотопных извещателей, выработавших свой ресурс. А уже потом появились и другие проекты. Под крылом инновационных технологий - Инновационному бизнесу трудно подняться без помощи… - Мы опирались на плечи различных инновационных фондов. Например, Региональный фонд научно-технологического развития Санкт-Петербурга. Он был создан в Петербурге в помощь такому бизнесу, как у нас, – имеющему интересные разработки, но не способному из-за недостатка финансовых средств довести их до конца. На базе этого Фонда создан Инновационный технологический центр. Инициатором и организатором работ был Андрей Фурсенко. В настоящее время – первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ. Региональный фонд научно-технологического развития предоставил производственные помещения, обеспеченные инженерной инфраструктурой и помог нам подготовить проекты и бизнес-планы для получения финансирования в первые годы работы. На первом этапе источником финансирования стал Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (так называемый Фонд Бортника). На втором – Российский Фонд технологического развития. А на третьем этапе – банковские кредиты. - Неужели находились такие банки, что давали «долгие» кредиты на научные разработки? - Банки давали обычные «короткие» кредиты. Но без них нам было бы очень сложно работать. Что касается грантов от инновационных фондов – то все они были возвратными. Мы не получили ни одной копейки «бесплатных» денег. Это сейчас Фонд Бортника перешел к финансированию на безвозвратной основе. А тогда все было по-иному. В то время оборачиваемость денег у нас составляла 14 суток. Мы успевали за это время купить комплектующие изделия для наших приборов, собрать готовые продукты, продать их и вернуть деньги. Именно тогда сформировался круг наших партнеров, с которыми мы работаем по сей день. Наши поставщики и дилеры – все они проверены временем. - Конкуренция была острой? - Нет, поскольку даже простейшее наше изделие – тот же противопожарный извещатель - содержало такие технические и технологические решения, которые в середине 1990-х годов никто в нашей стране повторить не мог. Да и за рубежом немногие способны на это. По сравнению с конкурентами у нас было три преимущества. Первое: мы делали надежные приборы, работающие в самых сложных условиях – метрополитен, АЭС и т. п. Там, где нужен постоянный контроль за состоянием объекта. Качество продукта стояло на первом месте. Второе: мы начали использовать современные технологии сборки. Думаю, что мы были одними из первых в стране, кто внедрил технологию поверхностного монтажа для такого класса изделий. Традиционно в платах сверлились дырки, продевались провода, производилась распайка с обратной стороны. Выигрыш в размерах, качестве и производительности труда оказался ощутимым. Хотя сегодня это уже обыкновенная массовая технология. И третье: мы оперативно и качественно решали вопросы быстрого наращивания объемов производства. Нас тогда было около 50 человек. Мы были мобильнее, гибче конкурентов, активно откликались на запросы покупателей. И за счет этого переиграли крупные предприятия бывшей советской «оборонки», традиционно работавшие в нашей отрасли. Кроме того, рынок рос, и мы мгновенно заполняли образовывающийся вакуум. Мы даже никого особенно и не теснили, просто занимали то место, где была пустота. А в 1996 году мы создали совместное предприятие «Светлана-Оптоэлектроника», которое занялось крупномасштабным производством. Постепенно туда перешли инженеры и менеджеры из «Ирсэт-центра». Эта фирма существует и сегодня, но сейчас это чисто инжиниринговая компания, где работает несколько десятков человек. А В «Светлане-Оптоэлектронике» уже около 550 специалистов. «Дочка» переросла «маму» в разы. Сейчас у ОАО «Светлана» около 30% акций СП, остальное делят примерно поровну «Ирсэт» и стратегические инвесторы. Все это российские компании. Результаты, которых мы достигли, в конце концов позволили нам сосредоточиться на других направлениях научно-инженерных разработок. Прежде всего, в сфере полупроводниковых источников света. - Как «Светлане-Оптоэлектронике» удавалось убедить инвесторов в перспективности своего бизнеса? Что обеспечивает стабильное поступление денег под ваши проекты? - Инвесторов интересуют в первую очередь детально реалистичные проекты, способные динамично развиваться. Поэтому самое главное – предложить им проработанный бизнес-план. И наглядно показать – какими могут быть плоды реализации. Вот мы и показывали: конкретные приборы, конкретные результаты их внедрения. Ну и, конечно, активно вкладывали и вкладываем в новые разработки собственные средства, получаемые за счет текущего производства. - Существуют ли какие-то тонкости внедрения инноваций? На чём здесь можно споткнуться? - Споткнуться можно на многом, но самое важное, чтобы было горячее желание реализовать свою продукцию, настойчивость в осуществлении своих планов и глубокий маркетинговый анализ. Это главные тонкости. Если вы их учитываете, тогда все преграды преодолимы. Светофоры нового поколения - Вы совсем оставили прежний бизнес? - Отнюдь нет. Там все движется по накатанной колее, рынок растет на 15% в год, и есть все основания развивать бизнес и дальше. Но, с научной точки зрения здесь мы упираемся в потолок. Нас захватило другое. В середине 1990-х годов на рынке впервые появились яркие желтые и красные светодиоды на основе так называемых четверных соединений. Мы буквально впились в это направление, поскольку поняли – это будущее осветительной и сигнальной светотехники. Чтобы понять, что такое полупроводниковые источники света, приведу такой пример. В истории авиации был длительный период господства поршневых моторов. Затем человечество освоило реактивные полеты. История авиации продолжилась, но на другом качественном уровне. Другой пример – из сферы радиотехники: транзисторы и вытесненные ими электронные лампы. Со светом история похожая. Лампы накаливания так прочно вошли в наш быт, что трудно представить себе иной источник света. Полупроводниковые светодиоды – как раз такой источник. Только более эффективный. - Какие-то примеры использования таких осветительных приборов на практике уже есть? - Конечно. Сейчас в Москве, если вы заметили, уже установлены светодиодные светофоры . Появились новые агрегаты, с ровным, не мерцающим и не бликующим светом. Правда, они оснащены американскими и японскими полупроводниковыми светодиодами. Таких светофоров в нашей столице уже более 1000. А впервые я увидел их в США в 1998 году. У них гигантский ресурс, нет фантомного эффекта (ложного сигнала), в пять раз меньше энергопотребление, масса других преимуществ, прежде всего с точки зрения безопасности движения. Питер всегда на шаг отставал от Москвы, но и в нашем городе начались работы по установке таких светофоров. Новые светофоры охотно покупают муниципальные органы, особенно в северных городах, где в сорокоградусный мороз трудно менять перегоревшие лампы накаливания. Они разработаны совместно с ОАО «ЛОМО», делающем вторичную оптику и корпус, а световые матрицы производит наша компания. Наладили также производство железнодорожных светофоров (там другая световая гамма), но при их продвижении на рынок столкнулись с гигантскими трудностями, что называется, на ровном месте. Инновационный потенциал МПС фактически нулевой. - Неужели МПС мешает внедрению новой техники? - Увы, оказалось проще не пускать, чем пустить. Существуют нормативные акты, принятые еще во времена наркома Кагановича. И любой пересмотр этих актов – чья-то ответственность. Вместе с тем у нас есть почти пятилетний опыт эксплуатации таких светофоров. Они хорошо себя зарекомендовали. К 300-летию Санкт-Петербурга мы установили несколько таких агрегатов на Октябрьской железной дороге, все работало отлично. И я верю, что они пойдут в производство. - Где еще могут применяться ваши чудо-лампы? - Например, в быту. Сейчас активно используются встроенные в мебель светильники. Это модно, удобно, практично, но, вместе с тем, приходится жертвовать пространством. Внутри шкафов и полок появляются пучки проводов, опасное напряжение в 220 вольт и прочие «излишества». Полупроводниковые светильники лишены этих изъянов, встроенная лампа практически не «съедает» ни микрона полезного пространства и использует напряжение в 12 вольт. Кроме того, приборы на основе светодиодов позволяют получить свет любого цвета и «теплоты». Появляется возможность создать больше комфорта. - Плюс уже перечисленные преимущества: ресурс, низкое энергопотребление и т. п. - Да. Остаются доводка до стандартов освещения, отладка технологии и снижение цены. Кроме того, мы видим и другие сферы применения такой техники: аварийное освещение, освещение под водой. Абсолютна наша ниша – это чрезвычайные ситуации, когда все всмятку, а освещение должно работать, во что бы то ни стало. Активно работаем с так называемыми альтернативными источниками энергии. Недавно вели переговоры с индийскими бизнесменами о поставке световых приборов, работающих от солнечных батарей. Ведем работу в очень перспективном направлении – альтернатива неоновым трубкам, используемым в рекламном бизнесе. - Полупроводниковая световая техника – сейчас главное направление вашего бизнеса? - Безусловно. Здесь и научная глубина, и масштаб для развития, и хорошие перспективы выхода на внешние рынки. Для «Светланы-Оптоэлектроники» это магистральное направление. Ставка на молодежь - Какие ощущение испытывает бизнесмен, находясь на пороге нового рынка? И у топ-менеджеров нашей компании, и у меня сейчас только одно стремление – не потерять время. Есть масса идей, которые хочется реализовать. В 2003 году были созданы 6 малых предприятий для проведения научно-исследовательских работ в области новых материалов для источников света. Открыто сразу два новых направления бизнеса: новые материалы для подложек чипов светодиодов и технологии выращивания полупроводниковых гетероструктур. - Какой толчок эти решения дали вашему бизнесу? - Компания стала быстро расти. Оборот за прошедший год увеличился почти в 2 раза. Если в начале 2003 года у нас работало 400 человек, теперь уже 550. -Кто составляет костяк компании? - В основном молодежь – люди, которые пришли к нам со студенческой скамьи и выросли до ведущих сотрудников. За годы занятия бизнесом я понял: в работе с кадрами главное, чтобы человек тебе подходил чисто по человеческим качествам. А профессионализма он наберется по ходу работы. Мы делаем совершенно новый бизнес, и любой работник учится, как говорится, в процессе. У нас были случаи, когда мы привлекали весьма заслуженных людей со стороны, но результат для бизнеса был нулевой. «Мэтры» пользовались старыми методиками, старыми базами данных и за ними все переделывала молодежь. Для человека старой формации использовать, например, intel-овскую микросхему невозможно. Молодежь в этом смысле более гибка. - А не боитесь, что, что кто-то, покинув компанию, унесет с собой важные секреты? - Вообще, у нас редко бывает такое, что уходят квалифицированные кадры. Мы обязательно находим поле для развития каждого сотрудника, который в состоянии генерировать и доводить до ума какие-то интересные идеи. «Светлана-Оптоэлектроника» – своеобразная матрица, вокруг которой формируются новые малые предприятия. У нас много новых идей. Мы хотим выпускать массу разных вещей, и для их доводки нужны новые предприятия. - Вы контролируете эти фирмы или они живут автономно? - В идеале хотелось бы работать с ними на партнерских отношениях. Свою долю акций в этих предприятиях мы имеем, в управленческие функции влезаем, но сводим это к стратегическим вопросам. А вот тактику они определяют сами, исходя из одного простого принципа: выпускать только то, что мы хорошо знаем и умеем. Александр Бородулин |