Магистральные и распределительные шинопроводы

Шинопровод - это жесткий токопровод на напряжение до 1 кВ заводского изготовления, поставляемый комплектными секциями.

В цехах предприятий, где стайки и механизмы расположены по всей площади рядами и часто перемещаются вследствие изменения технологического процесса производства, в качестве питающих магистральных линий и распределительной сети применяют магистральные и распределительные закрытые шинопроводы.

Достоинства шинопроводов

Основными достоинствами шинопроводов являются:

а) экономия цветных металлов в магистральной ираспределительной сети,

б) скоростной монтаж,

в) гибкость в эксплуатации,

г) простота и надежность осмотра в условиях эксплуатации.

Классификация шинопроводов

По конструктивному исполнению шинопроводы могут быть открытыми, защищенными изакрытыми.

Открытые шинопроводы применяют для магистральных сетей впомещениях с нормальной средой. К шинопроводам открытого типа относятся шинныемагистрали и открытые крановые троллеи.

Их выполняют алюминиевыми шинами, прокладываемыми по изоляторам, прикрепленным к фермам и колоннам цеха, при этом должны соблюдаться нормы минимальных высот и наименьших расстоянии до трубопроводов и технологического оборудования. В производственных помещениях шинопроводы прокладывают на высоте не менее 3,5 м от уровня пола и не менее 2,5 м от настила мостового крана. Проход открытых шинопроводов через перекрытия, стены и перегородки выполняют в проемах или изоляционных плитах. В местах, опасных по условиям возможности прикосновения, открытые шинопроводы закрывают металлическими сетками или коробами.

Защищенные и закрытые шинопроводы являются основным видомсетей , применяемых для внутрицехового распределения электроэнергии.

У защищенных шинопроводов шины ограждены сеткой, коробом из перфорированных листов и т. п., предотвращающими случайное прикосновение к шинам и попадание на них посторонних предметов. У закрытых шинопроводов шины закрыты сплошным коробом.

Шинопроводы в защищенном исполнении устанавливают на высотене менее 2,5 м от пола. Закрытые шинопроводы устанавливают на любой высоте. Этопредставляет большие удобства при монтаже цеховых электросетей, так какшинопровод можно прокладывать вдоль линии станков на высоте 0,5 - 1 м. Этоуменьшает длину ответвлений от шинопровода к станку.

По своему назначению шинопроводы бывают магистральными и распределительными.

Магистральные шинопроводы

Магистральные рассчитаны на большие токи (1600 - 4000 А) и на несколько присоединений к ним ответвлений для питания потребителей (два места на каждые 6 м).

Распределительные шинопроводы

Распределительные шинопроводырассчитаны на токи до 630 А и большое количество мест (3- 6) на трехметровой секции для подключения электроприемников.

В цехах промышленных предприятий широко используют закрытые распределительные шинопроводы. Их изготовляют на заводах и поставляют в виде комплекта из прямых участков — секций (длина прямой секции 3 м), снабженных переходными элементами для последовательного соединения ряда секций, устройства ответвлений (ответвительные коробки), а также вводных коробок, присоединяющих шинопроводы к питающей сети.

Распределительные шинопроводы ШРА

Ответвительные коробки шинопроводов

Ответвительные коробки шинопроводов предназначены для подключения станков и механизмов. В них устанавливают автоматы или предохранители. Подключаются электроприемиики к шинопроводу с помощью ответвительных коробок со штепсельными контактами (без снятия напряжения с шинопровода) или болтовыми соединениями. Соответственно шинопроводы называют штепсельными или шинопроводами с глухими отпайками. Наибольшее распространение получили штепсельные шинопроводы.

Ответвление от шинопроводов к производственным механизмам выполняется в стальных тонкостенных трубах. Шинопроводы крепят к фермам, подвешивают на подвесках к строительным конструкциям цеха или устанавливают на стойках.

Типовые комплектные магистральные шинопроводы серии ШМА-73 выпускают на поминальные токи 1600, 2500 и 4000 А напряжением до -1000 В, а распределительные штепсельные шинопроводы серии ШРА-73 — на токи 250, 400 и 630 А напряжением до 380 В.

Распределительные шинопроводы ШРА

Магистральные шинопроводы ШМА

Магистральные шинопроводы типа ШМА в защищенном исполненииимеют три шины. Нулевой шиной шинопровода служат два алюминиевых уголка,расположенных вне корпуса и используемых для крепления шинопроводов. Каждая фаза шинопровода ШМА выполнена из двух алюминиевых изолированных шинпрямоугольного сечения.

Магистральный шинопровод ШМА комплектуют из прямых секцийдлиной 0,75, 1,5, 3 и 3,5 м., угловых, тройниковых, ответвительных,присоединительных и подгоночных секций. Кроме того, выполняют специальныесекции: гибкие - для обхода препятствий и фазировочные - для изменениячередования фаз. Основной вид секций шинопроводов ШМА - прямая длиной 3 м. Изнабора секций комплектуют шинопровод любой сложности. Шины смежных секцийсоединяют сваркой или специальным одноболтовым сжимом. Стремятся наибольшеечисло секций шинопровода вополнять сваркой.

Существует модернизированная конструкция шинопровода ШМА,который имеет четыре шины, расположенных внутри корпуса, - три фазные и однунулевую.

Для магистралей постоянного тока и ошиновки главных приводовпрокатных станов применяются магстральные шинопроводы постоянного тока ШМАД.

Распределительные шинопроводы ШРА

Распределительные шинопроводы ШРА состоят из прямых секцийдлиной 3 м и угловых секций.

Распределительные шинопроводы ШРА

Элементы (секции) распределительного шинопровода 1 — заглушка, закрывающая место резервною присоединения, 2 — ответвительная коробка с предохранителями, 3 — ответвительная коробка с автоматическим выключателем (видна рукоятка автоматическим выключателем), 4— коробка с сигнальными лампами, указывающими наличие напряжения, 5 — вводная коробка

На рисунке показан общий вид распределительного штепсельного шинопровода серии ШРА-73 (четырехпроводного).

Все четыре шины (три фазовых проводника и нулевой) изготовлены из неизолированных алюминиевых шин прямоугольного сечения. Сечение фазовых и нулевого проводников одинаково. Шины секций шинопровода соединяют болтами. Каждая прямая трехметровая секция имеет восемь штепсельных окон для присоединения ответвительных коробок. Расстояние между ответвительными коробками 1 м. В ответвительной коробке устанавливаются автомат АЕ20 или А37 или предохранители ПН2 на номинальный ток 100 А.

Существуют также распределительные четырехпроводныешинопроводы ШРМ с медными шинами на 100 А переменного тока напряжением 380/220В. Шинопроводы ШРМ обеспечивают присоединения как трехфазных, так и однофазныхэлектроприемников, в том числе мощных светильников.

Осветительные шинопроводы ШОС

Осветительные шинопроводы на 25 А, 380/220 В типа ШОС -четырехпроводные, с круглыми изолированными проводниками 6 мм2. Длина секцийшинопровода ШОС - 3 м. Секция имеет шесть штепсельных однофазных присоединений(фаза - нуль) через каждые 0,5 м. В комплекте с шинопроводами ШОС идутштепсельные вилки на 10 А, прямые секции угловые , гибкие и вводные. С помощьюнабора этих элементов подбирают комплектный шинопровод для трасс любойсложности. Смежные секции шинопровода соединяют стыком с дополнительнымзакреплением двумя винтами.

Светильники подвешивают непосредственно к шинопроводу ШОС спомощью хомута с крючком и присоединяют к любому штепсельному соединению.Максимальное расстояние между точками крепления 2 м. В тех случаях, когдасветильники не устанавливаются на коробках шинопроводов, шаг крепленияшинопроводов ШОС67 может быть увеличен до 3 м.

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.