Магия хрустального светаНазванный в честь одноименного минерала, искусственный хрусталь, как и его природный прототип, легко поддается обработке — гранению, шлифовке, полировке. Его способность отражать, преломлять свет и разлагать его на спектральные цвета (эффект призмы) была вовремя замечена и в полной мере использована при изготовлении осветительных приборов . Хрустальная люстра создавала эффект множества светящихся точек, многократно превосходивих количеством число свечей в светильнике, когда хрустальные элементы располагались за источником света, то есть свечи были окружены гирляндами из хрусталя. В многоуровневых композициях каждому ярусу свечей соответствовал ярус хрусталя. За долгие годы существования хрустальных люстр определились основные виды и формы стеклянных элементов. Конечно, они менялись в зависимости от технологий производства стекла и огранки хрусталя, архитектурных стилей. Но наиболее удачные и интересные элементы преодолели века. Стилизованный лист дуба, слеза, многогранные звезды, розетки, цветы, круглые бусы, изобретенные еще в XVIII веке, благополучно пережили смены моды и приемов оформления интерьера. Хрустальные элементы с одним или несколькими отверстиями подвеивались к люстре или нанизывались в гирлянды. Иногда элементы сложной формы крепились в оправе. Металлический каркас светильника мог быть как открытым, так и спрятанным (в центре композиции часто использовались стеклянные чаши, шары и др.). Кроме прозрачного хрусталя в декоре люстр часто использовалось цветное стекло. Оно было изобретено гораздо раньше хрусталя, еще в Древнем Египте и Греции, а затем через Византию распространилось по всей Европе. Для тонирования стекломассы в нее добавляли окиси металлов: железа — для получения голубовато-зеленого или желтого оттенка, марганца — для желтого и коричневого. Хром придавал стеклу травянисто-зеленый цвет, кобальт — синий, медь — красный. В России тонированное художественное стекло появилось благодаря опытам М.В. Ломоносова. В 70—80-е годы XVIII века при изготовлении люстр использовалось голубое и розовое стекло, несколькими десятилетиями позже — изумрудно-зеленое и рубиновое. Художественные решения хрустальных люстр менялись под воздействием популярных в ту или иную эпоху архитектурных стилей. Так, в декоре люстр из лепного венецианского стекла XIV—XVII веков главным элементом были стеклянные стебли, словно растущие из основания светильника. Подвесные светильники второй половины XVIII столетия отличала легкость и воздушность, ниспадающие хрустальные подвески не скрывали металлический каркас. В середине XIX века в Англии появился новый тип люстры — каскадный, с удлиненными подвесками призматической формы. В России в то же время вошли в моду светильники с обилием хрустальных элементов, создававших плотную завесу: прилегающие друг к другу гирлянды внизу соединялись вместе, образуя массивную чашу. Говоря о России, стоит отметить, что декор хрустальных люстр формировался двумя основными тенденциями. С одной стороны, разработка подвесных светильников часто велась по эскизам знаменитых архитекторов. Так, люстры для некоторых помещений Зимнего Дворца были изготовлены по рисункам Дж.Кварнеги, осветительные приборы для многих церквей проектировал М.Казаков, светильниками занимался О.Монферран. Архитектор делал эскиз люстры, увязывая его с общим решением интерьера. Затем рисунок передавался мастерам, изготавливался опытный образец, и если он получал одобрение автора, выполнялась вся заказанная партия. С другой стороны, Россия зачастую подчинялась веяниям иностранной моды, в дизайне светильников в том числе. Знатные вельможи, желая обустроить свои дворцы и особняки не хуже, чем в Европе, заказывали оттуда образцы хрустальных люстр, которые затем тиражировались местными мастерами. По материалам сайта: http://www.oknasaratova.ru/ |