ОКОННЫЕ КОНДИЦИОНЕРЫ

Оконным кондиционерам по-прежнему принадлежит существенная часть рынка бытового климатотехнического оборудования. Если в столичных городах безоговорочно лидируют сплит-системы, то в южной части страны интерес к "оконникам" не остывает. Региональные различия в  ривязанностях к отдельным типам кондиционеров – явление повсеместное. В то время как европейцы большей частью являются убежденными поклонниками сплит-систем (на них приходится примерно 70–75% рынка), в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки "оконники" по-прежнему популярны (от половины до 4/5 общего числа установленных кондиционеров). Проще всего пытаться объяснить эту "географию" разницей в материальном достатке – мол, оконные кондиционеры дешевле, а значит, лучше других подходят для бедных стран.

Однако не все так просто. Патриотами оконных кондиционеров продолжают оставаться богатые американцы. И это несмотря на предпринимавшиеся в последние годы, особенно со стороны японских производителей, попытки привить им вкус к "сплитам". Но объемы продаж последних исчисляются в лучшем случае сотнями тысяч, тогда как у "оконников" счет идет на миллионы (в зависимости от экономической и реальной погоды – 4–6 млн в год).

Потеснив в конце 40-х гг. безраздельно господствовавшие системы центрального кондиционирования и сделав возможным независимое охлаждение небольших помещений, "оконник" как нельзя лучше пришелся ко двору в ориентированной на индивидуалистические начала Америке, а уже оттуда отправился в триумфальное шествие по миру. Период безоблачного существования продолжался до начала 70-х годов, когда появившиеся в 1961 году сплит-системы перешли в решительное наступление. С тех пор "оконники" и оказались в обороне, которую ведут с переменным успехом.

Что такое оконный кондиционер, представляет себе почти каждый – моноблок, вмонтированный в оконный проем или тонкую стену. Именно с ними в нашей стране ассоциировался бытовой кондиционер вообще, поскольку этот тип выпускал главный производитель отечественной бытовой климатотехники – Бакинский завод. По сравнению со своим более юным конкурентом – сплит-системой, оконный кондиционер не лишен целого ряда недостатков, перечисление которых стало общим местом многих публикаций: более высокий уровень шума, ухудшение освещенности помещения и внешнего вида фасадов зданий, ограниченность в выборе места установки. И плюсы: относительно низкие цены, несложный монтаж (если, конечно, речь не о стеклопакетах – там, как раз, с монтажом могут быть очень большие сложности). Столь же общим местом стало говорить о моральном устаревании этого вида оборудования.

Но, вопреки сложившемуся мнению, его продолжают сохранять в ассортименте своей продукции ведущие мировые производители. Причем и те, для кого производство кондиционеров важный, но всего лишь небольшой сегмент впечатляющей производственной программы. Так, оконные кондиционеры выпускает Westinghouse Electric Company – один из лидеров американской оборонной промышленности. Не меньше трети атомных электростанций в США работает на сделанных компанией реакторах. Другой монстр мирного и военного бизнеса General Electric также не вычеркнул их из своего ассортимента. Выпускает оконные кондиционеры израильская компания Tadiran – один из ведущих производителей знаменитой израильской военной промышленности.

Ну а чем хуже Россия? Учитывая, что упоминавшийся уже Бакинский завод остался за границей, у нас за изготовление оконных кондиционеров взялся Машиностроительный завод в городе Электросталь. С 1996 года ОАО "МСЗ" впервые в России начал серийное производство кондиционеров на лицензированном оборудовании фирмы Samsung Electronics (Южная Корея), с 1998 года перейдя на выпуск новых моделей, в том числе и оконных, под маркой "Элемаш". Для тех, кто не знает, – это тот завод, где в 1941 году впервые в стране выпустили реактивные снаряды "Катюша", а в 1953-м перешли на производство ядерного топлива для АЭС.

Нетрудно предположить, что компании с такими именами, традициями и потенциалом самых высоких технологий не пожалеют своих интеллектуальных ресурсов для совершенствования кем-то уже отправленного в отставку "оконника".

Первое, что бросается в глаза при взгляде на оконный кондиционер – корпус. Поскольку одной своей половиной "оконник" находится на улице, его изготавливают из коррозионно-устойчивых материалов и желательно съемным. Второе существенно упрощает установку и обслуживание оконного кондиционера. При монтаже в окно или в стену сначала выставляется корпус, а затем монтируется кондиционер. Для ремонта, сервисного обслуживания и очистки кондиционер на время вынимается из своего контейнера.

Диапазон размеров и веса у оконных кондиционеров не очень велик. Габариты в большинстве своем лежат в пределах от 452 х 313 х 325 мм (как у модели AW05E0LE фирмы Samsung Electronics) или 350 х 510 х 490 мм (как у одной из самых маленьких моделей LWH-0560CL фирмы LG) до 428 х 710 х 877 мм (таковы размеры одной из самых больших моделей ALH22R фирмы Fujitsu). Вес "оконников" от 20 у самых маленьких до 80–90 кг у "гигантов". Ограниченность в маневре размером и относительная узость поставленной задачи – работать на одно помещение, обуславливают не слишком большой разброс мощности. Как правило, она находится в пределах от 1,4 до 6,5 кВт при расходе воздуха 200–1000 куб. м/ч, что позволяет охлаждать помещения площадью от 15 до 70 кв. м. Уровень шума у оконных моделей действительно выше, чем у сплит-систем и, как правило, лежит в пределах между 40 и 50 дБ. Впрочем, у отдельных экземпляров порой превышая 50 дБ.

"Оконники" могут работать не только на холод, но и обогревать помещение. Если в режиме обогрева используются электрические тэны (как, например, в моделях фирмы Westinghouse), то помещение можно отапливать при любой отрицательной температуре на улице. В остальных случаях при температурах ниже минус 100С использовать "оконник" как нагреватель не следует. Конструкция оконных кондиционеров может предусматривать возможность поступления свежего приточного воздуха. Обычно его объем составляет 10% от суммарной производительности по воздуху.

Работа кондиционера во многом зависит от теплообменника. Главный враг этой части конструкции – коррозия, которую могут вызывать насыщенный солями морской или содержащий техногенные примеси воздух больших городов, а также ветер и пыль. Для того чтобы увеличить срок его службы, приходится защищать поверхность. Panasonic утверждает, что за счет покрытия Blue Fin время работы производимых им теплообменников увеличивается в несколько раз. В противоположность голубому финишному покрытию "Панасоника" фирма LG использует золотое. Gold Fin – золотое напыление так же эффективно борется с коррозией.

Важной деталью кондиционера является фильтр. Учитывая довольно быструю загрязняемость, фильтры приходится периодически (хотя бы раз в неделю) извлекать "на свет" для прочистки. В "оконниках" Panasonic предусмотрена возможность выемки фильтра как снизу, так и сверху, что делает эту процедуру удобной для кондиционеров, установленных близко к потолку или, наоборот, к полу. Некоторые производители снаряжают свои модели антибактериальными фильтрами. Другие (Samsung Electronics, например) предусматривают установку особенно эффективных в борьбе с мелкой пылью электростатических фильтров.

Изначально с оконными кондиционерами управлялись, как с радиоприемниками, поворачивая ручки. Но сегодня многие модели оснащаются пультом дистанционного управления (ДУ), что заметно облегчает их эксплуатацию потребителями и установку монтажниками (кондиционер с ДУ можно монтировать в любом удобном месте, а не только там, где до него легко дотянуться рукой). С помощью ДУ устанавливается температура (может задаваться дискретно в определенных пределах, например у LG от 16 до 30 град. с шагом в 1 град.). Можно выбирать скорость вентилятора. Например у моделей LG их три – низкая, средняя, высокая; у White-Westinghouse – две при режиме охлаждения и одна при нагреве; по две у моделей Hitachi и Samsung; у российского "элемашевского" "КБ" – четыре.

Кроме того, возможна комплектация таймером и задание с его помощью функций на несколько часов вперед. Например, запрограммировать работу в режиме усиленной циркуляции, который у разных производителей носит разные названия: "Air Swing" у Panasonic, "Auto Swing" у LG или "Power Sweep" у White-Westinghouse. Он обеспечивается непрерывно и бесшумно покачивающимися жалюзи. Направление воздушного потока циклически меняется из стороны в сторону, и холодный или нагретый воздух достигает всех "потаенных" уголков помещения.

Если есть необходимость усиленного воздействия на одно или несколько направлений, качание может быть остановлено, и передние жалюзи отрегулируют направление воздушного потока в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В больших "оконниках" возможно задать 4 направления. У небольших моделей предусмотрено только два – вправо и влево, но, учитывая, что обслуживают они небольшие по площади помещения, этого вполне достаточно.

Важное значение имеет функция повторного запуска, необходимость в которой возникает при сбое в питании. После возобновления подачи электроэнергии кондиционер продолжает работу в прежнем режиме, причем не сразу, а с задержкой в несколько минут, чтобы предотвратить пиковые нагрузки в сети.

Отвечая вызовам времени, "оконники" постоянно модифицируются и, хотя сплит-системам удалось захватить стратегическую инициативу, об их полной победе говорить не приходится. На протяжении конца 90-х годов российские эксперты отмечали постоянное возрастание доли оконных кондиционеров. И только в прошлом году произошел некоторый откат. Случайность это или набирающая силу тенденция – покажет время.

 

 

Опубликовано: 30.09.2003

Источник: PRO движение

 


Светотехника
 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.