Жёсткая и прочная конструкция анкерных опор выдерживает значительные усилия от натяжения проводов; анкерные опоры лэп устанавливают в начале и в конце линий электропередач, на поворотах, при переходах через водные преграды и в горах (т. н. переходные опоры электропередач). Промежуточные опоры электропередач имеют менее прочную конструкцию; они служат главным образом для поддержания проводов и тросов на прямых участках трассы ЛЭП. Опоры лэп подразделяют также на транспозиционные (для изменения порядка расположения фаз), ответвительные, перекрёстные, повышенные, пониженные и др. По числу подвешиваемых проводов (цепей) опоры электропередач разделяют: одноцепные; многоцепные; по конструкции на одностоечные, А-, П- и АП-образные, свободностоящие, с оттяжками. Устанавливают опоры на железобетонных фундаментах или непосредственно в грунте. Применяют деревянные, железобетонные и металлические опоры линий электропередач. | Рис. 1. Промежуточная деревянная
ellPadding=5 align=left border=0> | | Рис. 1. Промежуточная деревянная свободностоящая П-образная опора лэп, укреплённая на бетонных пасынках |
Деревянные опоры устанавливают на ЛЭП напряжением до 220 кв (преимущественно на ЛЭП напряжением до 20 кв и в лесных районах). На изготовление деревянной опоры лэп обычно идут сосновые и лиственничные столбы, пропитанные противогнилостным составом (антисептиком). Часто деревянные опоры электропередач укрепляют на железобетонных приставках (пасынках) или сваях. В конце 60-х гг. 20 в. за рубежом стали изготовлять опоры лэп из клеёной древесины, что позволяло использовать короткомерный пиломатериал и увеличить прочность опор. Деревянные опоры дёшевы, сравнительно просты в изготовлении и надёжны в эксплуатации. Первая в СССР крупная ЛЭП — Каширская ГРЭС — Москва — напряжением 110 кв и протяжённостью 120 км была сооружена на деревянных опорах. | Рис. 2. Промежуточная железобетонная одностоечная опора лэп с оттяжками |
Более высокую механическую прочность имеют железобетонные опоры линий электропередач (рис. 2), конструкции которых были разработаны в СССР впервые в 1933. Однако из-за отсутствия в то время индустриальной базы массовое применение их на строительстве ЛЭП всех напряжений началось лишь в 1955. Преимущества железобетонных опор — простота конструкции и технологичность заводского изготовления. Такие опоры электропередач обычно кольцевого или прямоугольного сечения, их изготовляют в основном из предварительно напряженного железобетона. Наиболее распространены промежуточные одностоечные железобетонные опоры лэп с металлическими траверсами, устанавливаемые непосредственно в грунте. Кроме того, на линиях электропередач напряжением 110-500 кв широко используют промежуточные и анкерно-угловые железобетонные опоры с оттяжками. | Рис. 3. Анкерная металлическая опора на повороте ЛЭП. |
Металлические опоры лэп (рис. 3) обладают меньшей, чем железобетонные, массой и высокой механической прочностью, что позволяет создавать опоры значительной высоты, рассчитанные на большие нагрузки. Их применяют на линии электропередач всех напряжений, часто в сочетании с железобетонными промежуточными опорами. Металлические опоры незаменимы на линиях с большими механическими нагрузками (например, на переходах). Металлические опоры передач изготовляют в основном из стали, в отдельных случаях (за рубежом) из алюминиевых сплавов; для защиты от коррозии их окрашивают или оцинковывают. По способу изготовления металлические опоры линий электропередач делят на сварные, поступающие с заводов в виде готовых секций, болтовые, которые собирают на трассе из отдельных элементов (раскосов, стержней, поясов) на болтах. Устанавливают металлические опоры на фундаментах. |