Организация пространства в ландшафтном дизайне

Каждый человек восхищается природой. Это и леса, и проВ­сторы степей, и горы, и водные глади. Знакомство с миром преВ­красных форм, обилием зелени и разнообразных спектров цвета не оставляет нас равнодушными. Звуки падения потоВ­ков воды о камни, рев водопадов, журчание ручьев — это та эмоциональная разрядка, которая нужна нам. И неудивительВ­но, что нам хочется воссоздать полюбившиеся уголки прироВ­ды. Но нельзя забывать, что в проектируемом пейзаже основВ­ной задачей является знакомство с правилами и приемами создания культурных ландшафтов, а также композиционноВ­го использования природных материалов

На протяжении многих веков мастера, создававшие дизайн садов и парки, придерживались законов природы, в созданных ниВ­ми садах сливались воедино архитектура и живопись, музыВ­ка и поэзия, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. законам архитектуры. Поэтому искусство организации пространства средствами природного ландшафта — это ландшафтная архиВ­тектура сада. Естественный ландшафт формирует пять осВ­новных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. На земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, большинство ландВ­шафтов искусственно созданы руками человека. Ландшафтный дизайн. И восхищаВ­ясь В«натуральностьюВ» или, наоборот, В«подчеркнутой искусВ­ственностьюВ» тех или иных культурных ландшафтов, следуВ­ет обратить внимание на многообразие взаимодействия ландшафтных составляющих.

Проектирование любого ландшафта должно быть подчиВ­нено четко сформулированной внутренней идее. Нельзя проВ­ектировать свой пейзаж по принципу: что хочу, то и посажу. ЦеВ­лостность проектируемой композиции сохраняется только тогда, когда смена пейзажных картин представляет собой не просто случайный набор видов, а является сюжетной осноВ­вой ландшафтного дизайна Это позволит избежать однообразия и создать постоянную смену впечатлений. Любой ландшафт представляет собой структуру, которая состоит из взаимосвязанных элементов, таких как тропинки, площадки, камни, растительность, крупВ­ные и малые архитектурные формы, водоемы, лужайки, парВ­теры и др. элементы дизайна сада. Композиционные сочетания этих элементов определяют пространственный характер того или иного пейзажа. И создавая новый облик своего сада, важно использовать приВ­емы и законы ландшафтной архитектуры — ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

Освещенность и цвет. Контраст света и тени, освещенВ­ность, цветовая гамма являются наиболее важными в любом стилистическом направлении, но особенно важную роль они играют в пейзажном стиле, поскольку именно он заинтриговыВ­вает постоянной динамикой световых и цветовых форм приВ­роды в течение суток и сезонов года. С помощью светотени можВ­но подчеркнуть выразительность ландшафтного дизайна объемность растительных групп и архитектурных сооружений. При проектировании ландшафта и размещении в нем архитектурных сооружений, малых форм, скульптуры следует учитывать их ориентацию по сторонам света, а также направление освещенности, которая заВ­висит от угла падения солнечных лучей в разное время суток. Размещая растения, также нельзя игнорировать путь движения солнца. Как правило, высота растений должна возрастать в наВ­правлении с юга на север и от центра к периферии в дизайне сада. При проВ­ектировании водоемов необходимо обязательно оценить их затененность, чтобы определить их оптимальные размеры и высоту окружающей их растительности.

Также нельзя забывать о том, что освещенность меняется в течение дня и в разное время года. Различают утреннее, дневВ­ное и вечернее освещение в ландшафтном дизайне. Утреннее освещение наиболее эфВ­фективно, дневной свет слишком яркий. Объекты ландшафта, предназначенные для вечернего освещения, следует проектиВ­ровать на юг и восток от наблюдателя.

Цвет воспринимается человеком разносторонне — не одВ­ним зрением, а с участием всех чувств. Цвет способен создать впечатление легкости или тяжести предмета, тепла или холоВ­да, вызвать у человека чувства веселья или печали. По степеВ­ни возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на тепВ­лые — красный, оранжевый, желтый, которые действуют возВ­буждающе, и холодные — синий, голубой, фиолетовый, котоВ­рые действуют успокаивающе.

Зеленый находится в середине спектра — это цвет физического равновесия.

Цвет в ландшафте и солнечное освещение тесно взаимоВ­связаны. Изменение освещения в течение дня влияет на свойВ­ства цвета, эффект сочетания отдельных тонов, а также на восприятие пространства. Красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается, при сумеречВ­ном — служит фоном и создает впечатление глубины. КрасВ­ный цвет является физическим и психическим стимулятоВ­ром. Желтый цвет приподнимает поверхность, и она кажется более обширной. Давно замечено, что белый и желтый распроВ­страняются на более темные цвета, расположенные рядом, зрительно уменьшая их размеры, а голубой — при дневном осВ­вещении удаляет предмет. При сумеречном цвете темно-синий, фиолетовый и черный цвета уменьшают объект ландшафтного дизайна Зеленый цвет самый спокойный, глядя на зеленый цвет, человек отдыхает телом и душой. Недаром одним из нехитрых психотерапевтиВ­ческих средств при сильной усталости является лежание или сидение на травке. Однако не следует забывать, что в больших пространствах зеленого цвета человек также себя чувствует неВ­комфортно, постоянно пытаясь отыскать взглядом какой-лиВ­бо элемент другого цвета в дизайне сада.

Приемы композиции. Важнейшими композиционными приемами ландшафтного проектирования

являются ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс. Впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, но до определенного предела, после которого может возникнуть чувство монотонности. Простой ритм из одного виВ­да кустарников можно разнообразить включением цветов.

Контраст — это сильно выраженные различия объектов по форме, цвету, свету и тени и т.д. Контрастное сопоставление форм подчеркивает качественные различия предметов. Так, деВ­рево кажется выше в окружении низкого стелющегося кустарВ­ника. С помощью контраста можно выделить и изменить цвет, сопоставляя различно окрашенные предметы: светлые предВ­меты на темном фоне кажутся более светлыми, на белом — темВ­нее и т.д. Любители могут использовать контраст форм в плаВ­нировании участка, формах газонов, цветников, водоемов. Геометрическая форма бассейна уравновешивается плавной линией газона, остроконечная крыша дома — свободной форВ­мой цветника.

Гармония и равновесие в ландшафтной композиции могут быть достигнуты в результате использования двух приемов — симметрии и асимметрии в дизайне сада. В естественном ландшафте симмеВ­трия встречается редко. Поэтому создать симметричный ландВ­шафт можно искусственно — навести порядок и гармонию руВ­ками человека. Каждая симметричная композиция должна быть в равновесии и тем самым в покое. Любой объект симмеВ­тричного плана требует завершения, которое может быть доВ­стигнуто только при помощи противоположного объекта ландшафтного дизайна КогВ­да в симметричной композиции убирается даже мельчайший элемент, нарушается равновесие и кажется, что вся композиВ­ция испытывает напряжение. При восприятии симметрии глаз устанавливает ритм объектов и интервалов между ними, предВ­чувствует наличие следующего объекта и интервала и испытыВ­вает беспокойство, если этого не происходит.

В симметричных композициях равновесие достигается пуВ­тем равенства форм и расстояний. Однако равновесие и единВ­ство могут быть достигнуты и другим путем — с помощью асимметричной живописной композиции, когда неравные по величине и неодинаковые по форме части располагаются таВ­ким образом, что создается впечатление уравновешенности. Асимметрия более утонченна, непреднамеренна и поэтому боВ­лее интересна для ландшафтного дизайна Асимметрия предоставляет свободу исследовать и открывать в ландшафте то, что красиво, привлекательно или полезно, и, что особенно важно, асимметричная компоновка влечет за собой меньше нарушений природы. АсимметричныВ­ми могут быть: расположение цветов и кустарников в группе; расположение самих групп, формирующих пространство сада; планировка участка в целом - свободная, динамичная, вытеВ­кающая из природных условий участка.

Таким образом в ландшафтном дизайне, умение использовать пространство и инВ­тересно заполнить его — это первостепенная задача, которая требует вашей фантазии и мастерства. Соединить в ландВ­шафтной композиции все приемы и законы пространства пейВ­зажей, конечно, удается не всем и не сразу. Но не следует боВ­яться возможных ошибок, потому что они не умаляют вашего мастерства, а, напротив, только совершенствуют его.

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.