Организация пространства в ландшафтном дизайне Каждый человек восхищается природой. Это и леса, и проВсторы степей, и горы, и водные глади. Знакомство с миром преВкрасных форм, обилием зелени и разнообразных спектров цвета не оставляет нас равнодушными. Звуки падения потоВков воды о камни, рев водопадов, журчание ручьев — это та эмоциональная разрядка, которая нужна нам. И неудивительВно, что нам хочется воссоздать полюбившиеся уголки прироВды. Но нельзя забывать, что в проектируемом пейзаже основВной задачей является знакомство с правилами и приемами создания культурных ландшафтов, а также композиционноВго использования природных материалов На протяжении многих веков мастера, создававшие дизайн садов и парки, придерживались законов природы, в созданных ниВми садах сливались воедино архитектура и живопись, музыВка и поэзия, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. законам архитектуры. Поэтому искусство организации пространства средствами природного ландшафта — это ландшафтная архиВтектура сада. Естественный ландшафт формирует пять осВновных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. На земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, большинство ландВшафтов искусственно созданы руками человека. Ландшафтный дизайн. И восхищаВясь В«натуральностьюВ» или, наоборот, В«подчеркнутой искусВственностьюВ» тех или иных культурных ландшафтов, следуВет обратить внимание на многообразие взаимодействия ландшафтных составляющих. Проектирование любого ландшафта должно быть подчиВнено четко сформулированной внутренней идее. Нельзя проВектировать свой пейзаж по принципу: что хочу, то и посажу. ЦеВлостность проектируемой композиции сохраняется только тогда, когда смена пейзажных картин представляет собой не просто случайный набор видов, а является сюжетной осноВвой ландшафтного дизайна Это позволит избежать однообразия и создать постоянную смену впечатлений. Любой ландшафт представляет собой структуру, которая состоит из взаимосвязанных элементов, таких как тропинки, площадки, камни, растительность, крупВные и малые архитектурные формы, водоемы, лужайки, парВтеры и др. элементы дизайна сада. Композиционные сочетания этих элементов определяют пространственный характер того или иного пейзажа. И создавая новый облик своего сада, важно использовать приВемы и законы ландшафтной архитектуры — ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы. Освещенность и цвет. Контраст света и тени, освещенВность, цветовая гамма являются наиболее важными в любом стилистическом направлении, но особенно важную роль они играют в пейзажном стиле, поскольку именно он заинтриговыВвает постоянной динамикой световых и цветовых форм приВроды в течение суток и сезонов года. С помощью светотени можВно подчеркнуть выразительность ландшафтного дизайна объемность растительных групп и архитектурных сооружений. При проектировании ландшафта и размещении в нем архитектурных сооружений, малых форм, скульптуры следует учитывать их ориентацию по сторонам света, а также направление освещенности, которая заВвисит от угла падения солнечных лучей в разное время суток. Размещая растения, также нельзя игнорировать путь движения солнца. Как правило, высота растений должна возрастать в наВправлении с юга на север и от центра к периферии в дизайне сада. При проВектировании водоемов необходимо обязательно оценить их затененность, чтобы определить их оптимальные размеры и высоту окружающей их растительности. Также нельзя забывать о том, что освещенность меняется в течение дня и в разное время года. Различают утреннее, дневВное и вечернее освещение в ландшафтном дизайне. Утреннее освещение наиболее эфВфективно, дневной свет слишком яркий. Объекты ландшафта, предназначенные для вечернего освещения, следует проектиВровать на юг и восток от наблюдателя. Цвет воспринимается человеком разносторонне — не одВним зрением, а с участием всех чувств. Цвет способен создать впечатление легкости или тяжести предмета, тепла или холоВда, вызвать у человека чувства веселья или печали. По степеВни возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на тепВлые — красный, оранжевый, желтый, которые действуют возВбуждающе, и холодные — синий, голубой, фиолетовый, котоВрые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра — это цвет физического равновесия. Цвет в ландшафте и солнечное освещение тесно взаимоВсвязаны. Изменение освещения в течение дня влияет на свойВства цвета, эффект сочетания отдельных тонов, а также на восприятие пространства. Красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается, при сумеречВном — служит фоном и создает впечатление глубины. КрасВный цвет является физическим и психическим стимулятоВром. Желтый цвет приподнимает поверхность, и она кажется более обширной. Давно замечено, что белый и желтый распроВстраняются на более темные цвета, расположенные рядом, зрительно уменьшая их размеры, а голубой — при дневном осВвещении удаляет предмет. При сумеречном цвете темно-синий, фиолетовый и черный цвета уменьшают объект ландшафтного дизайна Зеленый цвет самый спокойный, глядя на зеленый цвет, человек отдыхает телом и душой. Недаром одним из нехитрых психотерапевтиВческих средств при сильной усталости является лежание или сидение на травке. Однако не следует забывать, что в больших пространствах зеленого цвета человек также себя чувствует неВкомфортно, постоянно пытаясь отыскать взглядом какой-лиВбо элемент другого цвета в дизайне сада. Приемы композиции. Важнейшими композиционными приемами ландшафтного проектирования являются ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс. Впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, но до определенного предела, после которого может возникнуть чувство монотонности. Простой ритм из одного виВда кустарников можно разнообразить включением цветов. Контраст — это сильно выраженные различия объектов по форме, цвету, свету и тени и т.д. Контрастное сопоставление форм подчеркивает качественные различия предметов. Так, деВрево кажется выше в окружении низкого стелющегося кустарВника. С помощью контраста можно выделить и изменить цвет, сопоставляя различно окрашенные предметы: светлые предВметы на темном фоне кажутся более светлыми, на белом — темВнее и т.д. Любители могут использовать контраст форм в плаВнировании участка, формах газонов, цветников, водоемов. Геометрическая форма бассейна уравновешивается плавной линией газона, остроконечная крыша дома — свободной форВмой цветника. Гармония и равновесие в ландшафтной композиции могут быть достигнуты в результате использования двух приемов — симметрии и асимметрии в дизайне сада. В естественном ландшафте симмеВтрия встречается редко. Поэтому создать симметричный ландВшафт можно искусственно — навести порядок и гармонию руВками человека. Каждая симметричная композиция должна быть в равновесии и тем самым в покое. Любой объект симмеВтричного плана требует завершения, которое может быть доВстигнуто только при помощи противоположного объекта ландшафтного дизайна КогВда в симметричной композиции убирается даже мельчайший элемент, нарушается равновесие и кажется, что вся композиВция испытывает напряжение. При восприятии симметрии глаз устанавливает ритм объектов и интервалов между ними, предВчувствует наличие следующего объекта и интервала и испытыВвает беспокойство, если этого не происходит. В симметричных композициях равновесие достигается пуВтем равенства форм и расстояний. Однако равновесие и единВство могут быть достигнуты и другим путем — с помощью асимметричной живописной композиции, когда неравные по величине и неодинаковые по форме части располагаются таВким образом, что создается впечатление уравновешенности. Асимметрия более утонченна, непреднамеренна и поэтому боВлее интересна для ландшафтного дизайна Асимметрия предоставляет свободу исследовать и открывать в ландшафте то, что красиво, привлекательно или полезно, и, что особенно важно, асимметричная компоновка влечет за собой меньше нарушений природы. АсимметричныВми могут быть: расположение цветов и кустарников в группе; расположение самих групп, формирующих пространство сада; планировка участка в целом - свободная, динамичная, вытеВкающая из природных условий участка. Таким образом в ландшафтном дизайне, умение использовать пространство и инВтересно заполнить его — это первостепенная задача, которая требует вашей фантазии и мастерства. Соединить в ландВшафтной композиции все приемы и законы пространства пейВзажей, конечно, удается не всем и не сразу. Но не следует боВяться возможных ошибок, потому что они не умаляют вашего мастерства, а, напротив, только совершенствуют его. |