Особенности экспозиционного освещения

Перед проектировщиками установок экспозиционного освещения ставится целый комплекс задач. Во-первых, необходимо показать произведение искусства качественно: то есть, с одной стороны, полно и достоверно выявить параметры, составляющие основу его художественности — форму, цвет, фактуру, материал, а с другой, учитывая физиологические особенности человеческого зрения, постараться исключить возможные помехи: блики, слепящий эффект, резкие контрасты. Во-вторых, нужно при этом позаботиться о сохранности экспонатов, потому что свет действует на них губительно: бумага желтеет, органические вещества подвергаются риску распада, меняется химический состав красок.

Поскольку презентация картины или скульптуры требует достаточно сильной освещенности, в то время как сохранность экспонатов обеспечивается при ее низком уровне, музейное освещение—это всегда компромисс: правильное решение здесь следует искать между двумя полюсами. Стандартные методы освещения и действующие нормативы указывают лишь верное направление, но не дают готовых ответов. Ситуацию осложняет то, что в каждом отдельном случае наряду с нормами приходится учитывать и массу других факторов. Так, например, для создания оптимальных условий восприятия изобразительного искусства имеют значение цвет и фактура стен, архитектурные особенности помещения, расположение окон, суточные и метеорологические изменения освещенности экспозиционного пространства. Далее обязательно учитываются размеры арт-объекта и его расположение относительно окон и других экспонатов, но говоря уже о том, что невозможно достойно представить любое произведение искусства без проникновения в замысел автора. Идеальный микроклимат для каждого отдельного экспоната внутри экспозиции всегда создается усилиями целой группы профессионалов, куда входят осветители, специалисты по монтажу, искусствоведы.Требования к хранения экспонатов
Идеальные условия для экспонирования произведений изобразительного искусства—при существующих нормах—это полностью закрытое для доступа естественного света помещение. И современные музеи придерживаются этой модели. Однако абсолютное большинство хранилищ шедевров мирового искусства—это исторически сложившиеся здания: дворцовые сооружения, особняки и даже вокзалы, где этот принцип последовательно выдерживать невозможно. Здесь в обязательном порядке рекомендуется закрывать или зашторивать окна — применение поглощающей ультрафиолетовые лучи пленки стопроцентного эффекта защиты не лает. Но так или иначе современная экспозиция строится на искусственном свете. Исходя из заданных условий к осветительной установке предъявляются жесткие требования, а именно: соответствие действующим нормам, качественная цветопередача, высокая адаптируемость к различным уровням естественного освещения, отсутствие вредных воздействий и удобство конструкции.

Нормы, устанавливаемые для освещения музеев
Сохранность экспонатов гарантируется нормами освещенности. В отличие от производственных, учебных и других помещений, где устанавливаются нижние допустимые показатели, для музеев определяются верхние границы норм, которые не должны превышаться ни при каких условиях. Для каждого типа экспонатов установлены свои уровни освещенности: так, например, для ткани, газетной бумаги и акварели она не должна превышать 50 лк, для масляной живописи—150 лк, а для драгоценных металлов и камней — 500 лк. Кроме того, требуется исключить или свести к минимуму присутствие агрессивных ультрафиолетового и инфракрасного излучений: первое оказывает прямое разрушительное действие — в результате распадаются молекулярные связи, второе косвенно способствует старению материалов, ускоряя химические реакции посредством увеличения температуры. Причем опасность ультрафиолетового излучения усугубляется тем, что оно обладает так называемым кумулятивным эффектом—свойством накапливаться.
Современные отечественные нормы выработаны давно и во многом носят экспериментальный характер, потому что на момент их создания воздействие света на материалы не было достаточно изучено. Сейчас в мире наблюдается отчетливая тенденция к пересмотру норм экспозиционного освещения. Исследования, которые активно ведутся в Германии, дают основания согласиться с сотрудниками музеев и галерей, утверждающими, что, если художественным объектам после двух-трех лет экспонирования давать «отдыхать», они сохраняются лучше. Учеными установлено, что имеет значение не столько уровень освещенности, сколько количество облучения, определяемое в каждом случае индивидуально. Это объясняет и многочисленные примеры, когда акварели в обычных условиях висят на открытом дневном свету по сто и более лет и не теряют качества, словно опровергая все нормы. В действительности, чтобы оценить, какое освещение пригодно для экспоната, надо установить его норму облученности, которая зависит от химического состава красок и материалов.

Соблюдение норм очень строго отслеживается на всех уровнях во всех странах. При этом их воплощение в жизнь часто оказывается своего рода искусством возможного. Например, для акварели нормируется освещенность 50 лк, однако при таком свете в обычных условиях невозможно различить тонкие переливы красок и цветовые нюансы. Тем не менее выход из положения все-таки есть — общий темный фон. Глаз адаптируется к темноте и 50 лк становится достаточно. Как видно, все эти меры требуют известной изобретательности, поэтому музейное считается наиболее сложным из всех видов освещения.

Сообщает: http://kartel.com.ua
Светотехника
 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.