Освещать - это слишком большая ответственность

Освещать - это слишком большая ответственность

освещать нуждуВалерий Чумаков

Осветить жизнь довольно просто. Надо лишь развесить в темных местах пару фонариков. Или поставить мощный прожектор. Или запустить в небо световую ракету. Или снять об этой жизни кино, о чем мы и решили поговорить с одним из своеобразных российских режиссеров.

Иван Владимирович Дыховичный
родился 16 октября 1947 г. в Москве. В 1969 г. окончил актерский факультет Театрального училища им. Б. Щукина, мастерская В. Львовой и Л. Шихматова. В 1970-1980 гг.- актер Театра драмы и комедии на Таганке. В 1982 г. окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, мастерская Эльдара Рязанова. Удостоен многих отечественных и международных почетных званий и наград.
Актерские работы: фильм "Москва, любовь моя" (1974).
Режиссерские работы: фильмы "Воскресные прогулки" (1985), "Испытатель" (1987), "Черный монах" (1988), "Прорва" (1992), "Женская роль" (1995), мюзикл "Елка НТВ" (1995), "Музыка для декабря" (1995), "Незнакомое оружие, или Крестоносец 2" (1998), "Копейка" (2002).
Сценарии к фильмам: "Черный монах", "Прорва", "Женская роль", "Музыка для декабря", "Копейка".

- Иван Владимирович, насколько я знаю слово "синематограф" переводится как "светопись", "письмо светом". В таком случае, режиссера можно определить как осветителя жизни. Вы себя в такой роли ощущаете?

- Ну, скорее, я не осветитель, а "познаватель". Или, говоря не по-русски, "рассмотритель" жизни. Освещать - это очень пафосно. Освещать - это значит вести, показывать дорогу. Ответственность большая. "Познаватель" - вернее будет.

- Но ведь даже в качестве "познавателя" вы все-таки жизнь освещаете. Ну, хотя бы для себя...

- Я пытаюсь ее рассмотреть.

- И чем вы при этом пользуетесь: мощными прожекторами, которые освещают все вокруг и вдали; бестеневыми лампами, от которых ничто не скроется? Или для вас кино - это такой узконаправленный фонарик-указка? А может, свечка, с ее интимом, мистикой, длинными шевелящимися тенями?

- Нет, это в любом случае свет направленный. Для разных периодов жизни характерны разные вещи, и всегда освещаешь те моменты, те проблемы, которые тебе интересны. А все вокруг не может быть интересным.

- И какие проблемы для вас наиболее интересны сегодня?

- Проблема дураков. Это очень старая и одна из важнейших в истории человечества проблем.

- Много их встречалось на вашем пути?

- Хватало. На самом деле, все мы, так или иначе, бываем дураками. Я не разделяю человечество на "дураков" и "умных". Все совершают дурацкие поступки, оказываются в дураках, попадают в глупые истории и ищут выхода из дурацких ситуаций. На эту тему есть много историй. Ведь игра "в дурака" - это главная наша национальная забава. Хотя все наши герои хитрые и дураками быть не хотят.

- Но ведь главный российский сказочный герой - это именно Иван-дурак.

- Да, да, это я. В таком качестве я себя частенько ощущаю.

- Сменим тему. Какой ваш фильм был первым?

- Он назывался "Откуда в траве рыба?". В каком-то смысле тоже о дураках. О нашей невеселой жизни. Там сумасшедшие ловят в саду в траве рыбу. Все в мире относительно, и разные поступки с разных точек зрения могут казаться как умными, так и дурацкими. Это как осветить ситуацию.

- Сейчас многие вспоминают, как тяжело было снимать раньше - цензура, худсоветы, главлиты, парткомы, месткомы... А вам как было?

- А никак. Первую мою картину просто положили на полку и даже приказали смыть. Я могу похвастать, что государство мне на съемки не дало ни одной копейки денег. "То" государство. И "это" тоже. Но у меня нет обиды ни на тех, ни на этих, тем более что они мало чем отличаются. Лишь название поменялось. Правда, с "теми" легче было договориться, они были не такие "умные". А с "этими", считающими себя самыми хитрыми и умными, разговаривать очень трудно. Отсюда и уход из кино "воздуха", "света". Вообще, если судить по современным фильмам, у нас какая-то страна вечных смехачей, бесконечных шуток. Есть такая фраза, как нельзя лучше подходящая к нашему времени: "Рабы любят смеяться".

- Может, им больше ничего и не остается?

- Почему же? Можно добиваться свободы, а они лишь смеются. Так проще. Единственное, чего я не могу простить "бывшим", так это той крови и того ужаса, что они насаждали. И мне очень жаль, что мой отец не дожил до сегодняшних времен, что не смог хотя бы посмотреть на этот другой уже мир. Но все равно у меня больше вопросов к нынешним начальникам, которые проиграли кино, глупо потеряли - отдали его на полный откуп коммерсантам, причем далеко не самым лучшим.

- А почему вы вообще занялись режиссурой, оставили актерство?

- Так я и профессию актера получил случайно. Готовился на истфак, сдал все экзамены на пятерки, что было чудовищно трудно, но оказалось, что мне не хватает двух месяцев стажа. Тогда не принимали без стажа. Находясь в не очень хорошем настроении - я был один, никто мне не помогал, - пошел во МХАТ. Меня и туда не взяли, тогда со злости я поступил в "Щуку". Но театр я никогда не любил. Терпеть не могу театральные концовки, когда актеры выходят на сцену, и тщательно выстраиваемая несколько часов сказка вдруг в один момент совершенно бездарно разрушается. Театр - это смерть искусства. Поэтому, как только возникла возможность, я поступил на режиссерские курсы, куда меня долго не брали без рекомендации - бюрократия была чудовищная!

- У вас есть команда, которая переходит за вами из фильма в фильм?

- Есть несколько человек, которым я доверяю и которых я хотел бы видеть на своих картинах. Но так как я снимаю довольно редко, по фильму в три-четыре года, не "пеку" их, как многие сегодняшние корифеи, то не могу просить этих людей ждать новых съемок и не работать с другими режиссерами.

- А почему вы так редко снимаете? Денег нет или материала интересного?

- И то и другое. Снимать что ни попадя не хочется. У меня ни одна картина не похожа на другую. Для меня это важно. Я начал довольно поздно, поэтому число снятых фильмов для меня не имеет значения.

- Какую роль для вас в съемках играет техника? Я имею в виду не технику съемки, а именно технику. Камеры там всякие, прожекторы...

- Огромную. Учитывая, что мне никто не помогает и все приходится доставать самому. Хотя сейчас техника стала виновницей множества проблем кинематографа. Заигрались мы с техникой. Сейчас она способна сделать намного больше, чем может придумать человек. Это чудовищная проблема. Все думают: Гарри Поттер летает - круто! А на самом деле это ерунда. Он вне образа, это не режиссерская находка, это делает машина. Обычный фокус, причем довольно дешевый. Одно время в моде были нейлоновые рубашки - очень неудобные, но в них ходили все. Так вот все эти спецэффекты - тот же нейлон. Когда человек не может предложить ничего оригинального, он прибегает к помощи техники. Нажал кнопку - и мальчик полетел на потеху дуракам. А заслуги человека в этом нет никакой.

- Иван, вы на площадке спорите? Можете волевым решением заставить осветителя повернуть юпитер туда, куда вам кажется нужным?

- Нет. Профессионалы как раз тем и отличаются, что умеют находить компромисс в спорных вопросах. Со мной на съемках никто никогда не может спорить, потому что это МОЕ кино. Но настоящий специалист выслушает, что хочет режиссер, и, пропустив его пожелания через свои знания, талант, выжмет из режиссерской идеи максимум пользы. Это и есть творческий союз, взаимодействие и обогащение друг друга. А если режиссер снимает свое кино, оператор - свое, а художник по свету - свое, то получается "вампука". Таких фильмов много, где каждый член съемочной группы, кроме режиссера, снимал свое кино. Впрочем, некоторым режиссерам лучше бы сидеть дома, пока снимается их фильм, картина получилась бы интересней.
Это, кстати, очень хорошо видно по сериалам. Порой роль режиссера в них сведена к тому, чтобы крикнуть: "Мотор!" - и больше он ничего не делает.

- Последний из снятых вами фильмов, "Копейка", - настоящий гимн первым советским "жигулям", хотя сами ездите на "порше".. .

- Да, и не вижу в этом ничего плохого. Когда-то у меня была "копейка", теперь "порше". Но это не машина нувориша, она гораздо скромнее, довольно "лохматого" года. Я не оправдываюсь, просто я брал ее не для понтов, а именно потому, что нравится. Очень долго искал, выбирал, и досталась она мне сравнительно недорого. Я ее люблю. Она - часть моей жизни.

- Кстати, о жизни. У меня почему-то сложилось впечатление, что по натуре вы не тусовщик, а домосед?

- Это так, я абсолютный домосед. Просто люблю работать с освещением .

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.