Освещение для работы

Освещение для работы

Стандарты современного офисного интерьера распространяются не только на планировку, качество отделочных материалов, но и на освещение. И дело не только в эргономике. Грамотный свет призван структурировать пространство, визуально подчеркивая различия между рабочими местами менеджеров разного уровня. Он должен работать на имидж компании так же эффективно, как пунктуальность ее сотрудников и безукоризненно продуманные PR–акции.

Соблюсти требования, которые сегодня предъявляются к освещению рабочих пространств, значит найти точное соответствие между корпоративным стилем, предназначением каждого конкретного помещения и характеристиками светотехнического оборудования. Этого соответствия и добивались специалисты Центра Светодизайна, разработавшие проект освещения офисного кабинета руководителя одной крупной российской компании. Ведущий специалист Центра Светодизайна Юрий Медведев рассказал о том, как его коллегам удалось достичь качественно нового уровня в освещении этого объекта .

По словам Медведева, традиции офисного освещения, сложившиеся в период «евроремонтов» начала 90–х, можно сформулировать одной фразой: «Люминесцентные лампы — клеркам, боссам — галогенки». Традиции эти живы и по сей день, несмотря на эксперименты ведущих светодизайнеров, а также на недавний прорыв в области светодиодных технологий. Стопроцентная цветопередача, уютный и теплый свет с температурой около 3000 К — по этим причинам галогенным лампам отдают предпочтение при освещении торговых пространств. Те же факторы стали решающими и при выборе первоначального способа освещения кабинета. Семьдесят двойных итальянских светильников Antares с галогенными лампами АR–111 заняли свое место на подвесном потолке. Но вскоре стало ясно, что они так сильно нагревают помещение, что системы климат–контроля вынуждены постоянно работать на полную мощность. Это, в свою очередь, не лучшим образом сказывалось на уровне шума и приводило к высокому энергопотреблению. Последнее неудивительно.

Как известно, у галогенных ламп в свет преобразуется лишь 5–10 % выделяемой энергии, остальная энергия преобразуется в тепло, при этом спектр излучения имеет весомую составляющую в инфракрасной области. В связи с этим на охлаждение помещения, где горят галогенные лампы, расходуется существенно больше энергии, чем на его освещение.

Специалисты Центра Светодизайна предложили заменить галогенные источники света светодиодами. Они имеют большую световую отдачу, чем галогенные лампы, и не создают ни инфракрасного, ни ультрафиолетового излучения.

Монтажные работы по замене осветительных приборов были сведены к минимуму — они заняли всего два дня. Система управления освещением была достаточно проста, и ее решили сохранить, оставив все выключатели на своих местах. Сохранили и прежнюю проводку, заменив лишь галогенные трансформаторы. На место же потолочных светильников Antares установили точно такие же по размерам светильники итальянской компании Archimede elettronica, удостоенные в прошлом году специальной награды на миланской выставке INTEL. Каждый из установленных светильников включает семь светодиодов Luxeon производства компании Lumileds Lighting.

Задняя часть светильника представляет собой радиатор игольчатого типа. За счет большой площади поверхности он хорошо рассеивает тепло, причем все это происходит за подвесным потолком, поэтому в помещение это тепло не попадает.

При осуществлении проекта специалисты Центра Светодизайна столкнулись с двумя проблемами. Во–первых, ограничение в размерах светильника потребовало поиска светодиодов с максимальной светоотдачей. Это было нужно для того, чтобы сохранить достаточный уровень освещенности, который прежде обеспечивался 35–, 50– и 100–ваттными галогенными лампами. Во–вторых, важно было сохранить мягкий, «дружелюбный» характер света в кабинете, и поэтому холодное белое свечение наиболее мощных на сегодняшний день светодиодов было неприемлемо. В результате ряда экспериментов, проведенных в кабинете заказчика, были выбраны светодиоды с теплым белым светом, установленные в приборы Power Led Module со светособирающими линзами.

В связи с иным строением люминофора светоотдача «теплых» светодиодов существенно уступала «холодным». Но сотрудники Центра Светодизайна не случайно выбрали светильники компании Archimede. Последняя специализируется на овердрайвинге — выжимании из светодиодов максимального светового потока. Для этого через светодиод пропускается ток, несколько больший номинального. Линзы уменьшают угол рассеивания света со 120 градусов до 60. Линзы уменьшили и фактор ослепления, а кроме того, за счет появления вторичного источника несколько смягчили характер света. Благодаря этому освещение в кабинете стало менее контрастным. Световые конусы галогенных прожекторов обычно заливают ярким светом горизонтальные поверхности, оставляя вертикали в тени. При замене галогенных ламп на светодиоды освещение стало более рассеянным, в помещении стало светлее, несмотря на меньшую световую отдачу новых приборов.

После замены источников света уровень освещенности остался прежним, а характер освещения обновился, что высоко оценил заказчик. Не меньше его порадовал и срок службы новых источников света (50 тысяч часов!), который выглядит особенно впечатляющим в сравнении со сроком службы галогенных ламп, требующих ежемесячной замены.

Как говорит Юрий Медведев, главная цель проекта была достигнута — «физико–экономические» проблемы решены, эстетические характеристики освещения улучшились. Проект, осуществленный Центром Светодизайна, стал одним из первых примеров использования светодиодов в интерьерах «особого назначения». Сегодня можно сказать, что опыт оказался удачным и это открывает новые перспективы и для инвесторов, и для светодизайнеров, и для руководителей, заботящихся об имидже своей компании.

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.