Освещение интерьераЕсли интерьер дополнен оригинальными светильниками, то освещение в пространстве лестницы несет и декоративную нагрузку.
Сегодня освещению вспомогательных зон дома уделяется не меньше внимания, нежели освещению основных помещений. Коридоры, холлы, лестницы перестали быть второстепенными, исключительно функциональными пространствами. Когда основополагающими требованиями к интерьеру стали комфорт и красота, они постепенно обретают статус парадных помещений. Соответственно меняется и отношение к ним заказчика. Организация двухуровневого пространства и появление лестницы в жилом интерьере - ситуация довольно распространённая, можно сказать, обыденная. Лестница стала значимым формообразующим, композиционным и декоративным элементом. Поэтому организация её освещения играет немаловажную роль. Являясь частью общего замысла, оно решает ряд специфических проблем, как функциональных, так и эстетических. Функции света в пространстве лесницы Первая и основная функция - создание в помещении уровня освещенности, достаточного для удобства использования лестницы по ее прямому назначению Но не только. Лестница - это своего рода вертикальный коммуникационный узел, в то время как коридоры, холлы, переходы можно рассматривать как горизонтальные И освещение способно подчеркнуть, усилить пространственный эффект. Например, объединить лестничный объем с окружающими помещениями или, наоборот, разделить их В первом случае достаточно использовать одинаковые источники света, создав идентичный уровень освещенности на лестнице и в прилегающих к ней зонах. Это возможно не только с помощью искусственного света, но и дневного. Чтобы отделить лестничное пространство от остального, можно создать несколько независимых световых композиций. Например, если прилегающий к лестнице холл освещен расположенными по периметру точечными светильниками, он кажется как бы замкнутым. И лестница в этом случае оказывается значительно темнее - происходит четкое разделение объемов. К тому же яснее читается пространственная ориентация помещений - горизонтальный холл и вертикальная лестница. В светлое время суток дневной свет, льющийся из окон, делает лестницу светлее холла. Но и в этом случае сохраняется их четкое разделение. Если же в холле включено искусственное освещение, то различие создается соотношением дневного и искусственного света. Таким образом его можно использовать как способ формообразования в интерьере. Свет, безусловно, решает и ряд психологических проблем. Оказавшись на лестнице, человек попадает в четко очерченный, можно сказать, ограниченный объем. Ограниченный не только физически, но и чувственно, осязаемо. Он как бы зажат в вытянутом пространстве, где даже потенциальное движение определено лишь двумя направлениями. Теплый струящийся свет может смягчить восприятие, избавив от клаустрофобии, стать ориентиром, приглашающим достичь верхней или нижней точки пространства, предоставить максимум комфорта. Если интерьер дополнен оригинальными светильниками, создающими игру лучей света и причудливых теней, то освещение в пространстве лестницы несет и декоративную нагрузку. Очевидно, что в жилом интерьере следует придерживаться общих правил формирования достаточного и равномерного освещения. Его интенсивность зависит от функционального назначения того или иного помещения. Выделение определенных зон направленным светом происходит исходя из утилитарных потребностей Но эти всем известные требования, в зависимости от параметров конкретного жилища и дизаинерской концепции, могут быть реализованы совершенно по-разному. Условия организации освещенияСуществует несколько важных факторов, влияющих на формирование концепции освещения в пространстве лестницы. Первый фактор, который необходимо учитывать,- наличие окна или витража, то есть естественного света. В городских квартирах оконный проём на лестнице встречается довольно редко. Такое решение более характерно для частного дома. Лестница, наделённая окном или витражом, обычно бывает парадной. Трёхмаршевая, часто с большим холлом, она интенсивно освещена днём. Тем не менее дневного света не всегда бывает достаточно. Может потребоваться дополнительное искусственное освещение. К тому же окно или витраж служат естественными световыми акцентами. В тёмное время суток при переходе на искусственное освещение визуальный образ пространства может измениться или даже разрушиться. Всё это необходимо учитывать при разработке концепции освещения лестничного объёма. Лестница может не иметь оконного проёма и вместе с тем быть парадной, если она ярко освещена и свет отражается от белых поверхностей стен. Большой, просторный холл подчёркивает её значимость в интерьере. Холл, как таковой, заслуживает внимания и уважения. Это своего рода связующее звено между жилыми помещениями и лестничным колодцем. Даже небольшой холл делает лестницу уютной. Он добавляет объёму ощущение пространства, воздуха, что психологически более комфортно. Это особенно ощутимо, когда лестница невелика по габаритам и не имеет окна. Назовём такую конструкцию функциональной. Лестница, как известно, бывает не только прямой, но и винтовой. Яркий декоративный элемент интерьера может быть выполнен из различных материалов. А продумав освещение, такую лестницу можно подать "в выигрышном свете". Всё вышеперечисленное играет значительную роль в процессе проектирования световой концепции лестницы. Но всё же главное - это разработка оптимальной комбинации различных типов освещения. Типы освещенияПомимо общего довольно часто требуется организация ещё и локального освещения. Как известно, существует несколько типов света - прямой, рассеянный, отражённый и комбинированный. Все они могут использоваться как составляющие элементы освещения лестницы. Лучше, если общий свет на лестнице будет равномерным, рассеянным и достаточно ярким. Для этого подойдут настенные светильники, размещённые выше среднего роста человека. Следует снабдить их рассейвателями или абажурами, чтобы прямой свет не слепил и не привлекал чрезмерного внимания. Отражённый свет создаст эффект прозрачности пространства. Это адекватно естественному дневному освещению и поэтому наиболее комфортно для восприятия. Общее освещение можно организовать с помощью точечных источников света, расположенных на потолке над лестницей или в прилегающих к ней помещениях. Размещают их вдоль лестничных маршей, над промежуточными площадками, над лестничным колодцем. Интересно освещает лестницу объёмный светильник, висящий в "воздушном пространстве" лестничного колодца. Использование различных типов стекла позволяет варьировать степень рассеянности света. Выбор формы, размеров и количества светильников зависит от стилистики всего пространства. К сожалению, общего освещения не всегда достаточно. Часто требуется ещё и локальное, чтобы пользоваться лестницей было удобнее. Локальное освещение Можно организовать подсветку лестничного марша снизу. Это не только визуально выделит ступеньки, но и создаст любопытную игру света и тени. Для него используют источники света, размещённые на одинаковом расстоянии друг от друга на стыке стены и лестничного марша. Световой поток в этом случае будет направлен параллельно ступеньке или на неё. Можно встроить источник света непосредственно в ступеньку, тогда лучи будут освещать несколько предыдущих. Такое решение допустимо для лестниц различных стилей, выполненных из разных материалов. Светящимися, полностью или частично, могут быть и сами ступени. Все эти приёмы позволяют совместить локальное освещение с общим. Для лестничных площадок приведённые выше способы локального освещения подходят не всегда. Лучше разместить светильники так, чтобы световой поток не ослеплял идущего, в каком бы направлении не осуществлялось движение. Поэтому стоит использовать приёмы общего освещения. Если же из-за композиционных или стилистических требований необходимо разместить светильники ближе к полу, то они должны быть оборудованы рассеивателями. В этом случае, даже когда световой поток направлен навстречу человеку, он не сможет его дезориентировать и не создаст некомфортную ситуацию. Можно также использовать светильники с изменяемым направлением светового потока. Довольно часто над лестничной площадкой располагают декоративный плафон или светильник, в большинстве случаев осуществляющий функции общего освещения. Но благодаря пространственному расположению и визуальным характеристикам, он акцентирует внимание на лестничной площадке. Также её можно визуально выделить, используя напольный светильник. Если существует необходимость дополнительного освещения перил, удобно располагать источники направленного света в начале и конце лестничного марша или вдоль него. Часто в подобных случаях функции декоративного, локального и общего освещения объединяются. Когда позволяют стилистические параметры интерьера, можно использовать гибкие люминесцентные шнуры, которые подчеркнут перила по всей длине. Но это, скорее, частный случай. В интерьерной практике широко распространена разработка локального освещения в зоне лестничных маршей. Остальные функции обычно осуществляет общее или декоративное освещение. В первую очередь коридоры и лестничные пролёты, как и другие переходы, несут функциональную нагрузку. Поэтому у человека, идущего любым таким переходом, должно создаваться ощущение безопасности. А также, чем длиннее проход, путь, тем в большей степени требуется создать эстетическое впечатление от пути. Это справедливо как при дневном освещении, так и при искусственном. В организации освещения имеют значение пять факторов: яркость света, направленность, степень рассеянности, длина прохода и создающийся рельеф теней. Исходя из этого можно ещё при проектировании продумать, что будет собой представлять переход или коридор. Сочетание факторов зависит от того обстоятельства, будет ли это многолюдное или малопосещаемое пространство. Прежде всего - яркость света, она должна быть тем более интенсивной, чем больше длина прохода. Именно это условие способствует созданию ощущения безопасности в общественных переходах. В малолюдном пространстве свет, как правило, должен падать сверху, потому что тогда не создаётся посторонних теней, которые могли бы вызвать чисто психологическое ощущение настороженности или тревоги. При этом свет преимущественно должен быть рассеянным, для того чтобы ликвидировать возможность образования теней. В многолюдном пространстве, наоборот, направленность света может быть снизу, в таком случае рельеф теней станет более интенсивным, что и будет создавать ощущение парадности, иллюзию присутствия ещё большего количества людей. Этот эффект можно использовать в парадных холлах, приёмных. Кроме того, если рельеф теней создаётся рисунком каких-либо решёток, перил и тому подобных элементов, то эти тени ещё и усиливают эстетическое восприятие длинного перехода. Большое значение имеет длина прохода: чем она больше, тем больше должна быть рассеянность света, поскольку интенсивный свет при большой длине пути утомляет зрение, а рассеянный-действует более благоприятно. Но в общественном переходе с большим количеством людей необходима меньшая рассеянность света, который должен быть тем более интенсивным, чем больше длина прохода. Направленность света имеет очень большое значение, потому что направление световых лучей снизу вверх добавляет ощущения присутствия людей, то есть увеличивает, усиливает ощущение безопасности от этого. Чем больше людей, тем больше может быть теней. И наоборот - чем меньше людей в коридоре, тем в большей степени тени должны быть приглушены, уничтожены направлением света сверху вниз и рассеяны. Декоративное освещениеГоворя о декоративном освещении лестниц, легко потеряться в лабиринте возможностей и вариантов. Каждый интерьер формирует определённые условия, в рамках которых происходит и декорирование различных помещений. Поэтому опишем наиболее распространённые случаи. Оригинальный изящный светильник может играть роль не только декоративного освещения, но и общего. Как уже говорилось, с помощью светильников можно оформить перила. Довольно часто в подобных случаях происходит совмещение функций. В пространстве лестницы вполне уместен витраж. Это доступно вне зависимости от наличия или отсутствия оконных проёмов. Двойной витраж с искусственными источниками дневного света между стёклами на реально существующем окне. Декоративный витраж, за которым замаскированы светильники,-при отсутствии окон. В прошлом для освещения подобных витражей использовались масляные лампады. Свет получался довольно тусклым. Сегодня можно подобрать источники света необходимой мощности, чтобы иллюзия естественного освещения была практически полной. Требует внимания и тема светового фонаря. Его нельзя назвать распространённым решением в современной практике городского интерьера. Для такой конструкции нужны вполне конкретные условия. Тем не менее примеры использования второго света существуют. В первую очередь фонарь осуществляет функции общего освещения, но вместе с тем это мощный композиционный и декоративный элемент. Кстати, световой фонарь можно совместить с декоративным витражом. Декоративное освещение принимает участие и в процессе формообразования интерьера. Например, когда дополняющий отделку лестницы светильник подчёркивает её пространственные направляющие. Классическим примером можно считать размещение в начале лестничного марша изысканного светильника или канделябра. Этот важный композиционный элемент в пространстве лестницы выполняет функции декоративного, локального, а зачастую и общего освещения. Может ли декорирование быть основной функцией освещения? Такие решения возможны. Например, если рассеиватель лампы направляет лучи света, создавая дополняющий отделку стен или потолка рисунок. Идеальным вариантом организации освещения лестницы всё же является случай, когда общее, локальное и декоративное освещение совпадают. Вспомогательные элементы.Влияние колористического решенияСуществует широкий спектр приёмов, при помощи которых можно увеличивать, сужать или расширять пространство в зависимости от поставленных задач. Скажем, ритмичный поперечный свет зрительно сокращает длину коридора, а продольный - позволяет "вытянуть" короткое пространство. С помощью освещения можно, с одной стороны, сделать необходимые акценты в интерьере, а с другой - отвлечь внимание от того, что было бы лучше оставить в тени. Отражённый или рассеянный свет вызывает зрительное увеличение объёма пространства. Иллюзия второго света, естественного, дневного освещения, в небольших пространствах создаётся при помощи светильников, имитирующих оконный переплёт. Интересный эффект в подсветке стен производит чередование в шахматном порядке лучей, идущих снизу и сверху. Выразить определённое настроение помогает оригинальное цветное освещение, производимое при помощи разноцветных ламп или световых фильтров. В коридорах, холлах - там, где человек проводит малую часть времени, - возможны нестандартные световые решения. Что касается лестниц, их освещение должно быть преимущественно функциональным, делающим спуск и подъём более удобным. Светильники в таком случае встраивают в вертикальную поверхность ступени или в стену вдоль лестницы. Андрей Колпиков, архитектор, "ЭС группа" Иногда пространственные особенности лестничного узла создают некоторые трудности при организации функционально необходимых световых акцентов. Решить эти проблемы помогает применение мобильных источников света и возможность продуманно изменять интенсивность света того или иного светильника. Гибкая, легко трансформирующаяся арматура, светильники на подвижных рычагах и токопроводящих шинах позволяют варьировать приёмы освещения пространства. Но "плавающий" светильник может нарушить целостность световой композиции. А она важна для комфортного и безопасного использования лестницы. Поэтому необходимо проработать всевозможные варианты трансформаций. Как известно, цвет излучения лампы зависит от её мощности. Сильный источник создаёт белый, холодный свет. Слабая мощность даёт ощущение тёплой гаммы. Изменение напряжения влияет на мощность лампы, а соответственно и на цветовую гамму. С помощью регулятора (реле) напряжение можно варьировать в довольно широком диапазоне. Возможность подобных изменений позволяет создавать желаемую атмосферу. Кстати, чем мощнее лампа светильника, тем выше он может быть расположен . Прямого света в пространстве лестницы лучше вообще избегать. Применяя рассеиватели, хорошо делать их цветными. Это не только создаёт дополнительный уют, но и поддерживает общее колористическое решение всего помещения. Не стоит забывать, что освещение формируется не только с помощью светильников. Стеклянные двери или перегородки позволяют использовать принцип второго света. На уровень освещённости также влияют стены, пол, потолок, витражи, полированные или зеркальные двери - в общем, все присутствующие в интерьере поверхности. Следует помнить, что белые поверхности оптически увеличивают пространство, делают его светлее. А тёмные - поглощают свет, а иногда и объём пространства. Цветовое решение помещения действительно играет важную роль в организации освещения. Белый тон основных поверхностей поддерживает иллюзию дневного света. Его хорошо использовать при наличии окна. Тёплая гамма создаёт ощущение уюта и поддерживает искусственное освещение. Это подойдёт для лестницы, не имеющей дневного света, без окон. Тёмные, холодные тона допустимы только при условии интенсивного освещения, как днём, так и вечером. Такую гамму можно использовать в тех случаях, когда лестница включена в пространство двухуровневой гостиной, библиотеки, спальни и т.п. Частные случаи Лестница, как часть жилого помещения-гостиной, библиотеки, столовой, спальни,-ситуация достаточно распространённая. Концепция освещения такой конструкции полностью зависит от освещения всего пространства. Например, лестница соединяет холл на первом этаже и открытую спальню. Общее освещение интерьера в этом случае охватывает и лестницу, причём в светлое время суток - естественным светом. Лестницу можно осветить и дополнительно. Если она представляет собой часть большого открытого пространства, в отделке окружающих поверхностей хорошо смотрятся насыщенные тёмные тона и холодные оттенки. Также допустимы и приёмы декоративного освещения, позволяющие обыграть интерьер с помощью света и тени. Организация освещения лестницы-задача интересная, даже захватывающая. Можно придумать оригинальные, сложные световые решения. Но основная цель этого процесса остаётся неизменной. Необходимо сделать пространство светлым, красивым, удобным. Чтобы каждый раз, поднимаясь или спускаясь, получать удовольствие от пройденного пути. Ксения Аксельрод, "Четыре комнаты" |