Освещение музеев

Освещение музеев

У музейного освещения две основные задачи: подчеркнуть уникальность каждого экспоната и помочь посетителю ориентироваться в пространстве. Что касается первой задачи, то выбор способа освещения экспоната преследует три цели:

правильное освещение рабочей поверхности экспоната ;
— правильное расположение светильников в пространстве;
— контроль над искусственным освещением в отношении защиты освещаемых экспонатов;

При освещении музейного экспоната (картины, фрески, статуи) важно создать на его поверхности ровный свет, в точности передающий цвет и фактуру. Очень важно не допустить возникновения бликов и теней. Решить эту проблему можно, используя узколучевые металлогалогенные прожекторы и асимметричные люминесцентные светильники DISANO. Определить оптимальный способ подсветки, а также рассчитать уровень освещенности на рабочей поверхности экспоната , можно путем моделирования объекта с помощью современных светотехнических программ. Специалисты–светотехники компании «Остардена» строят 3D–модели залов и галерей, размещают в пространстве экспонаты и экспериментируют с различными типами светильников и источников света, достигая наиболее благоприятного решения. Такое моделирование позволяет выбирать оптимальное оборудование.

Однако при освещении уникальных сооружений одного моделирования оказывается не достаточно. К примеру, после реставрации Cappella Scrovegni с уникальными фресками Джотто эксперты DISANO были вынуждены построить модель стены и верхней части свода в натуральную величину, чтобы убедиться в правильности теоретических расчетов освещения. Подобная симуляция позволила определить, что использование в люминесцентных светильниках ламп разных световых температур (3000 и 4000 К) позволяет избежать эффекта холодных цветов при низком уровне освещенности, а металлогалогенная лампа OSRAM POWERSTAR с цветовой температурой 4000 К прекрасно передает оттенки фресок Джотто.

За выбором оборудования следует расположение светильников в пространстве. Компьютерное моделирование позволяет определить места расположения светильников, но не учитывает один важный фактор — светильник не должен становиться частью экспозиции. Место для него должно быть выбрано таким образом, чтобы свести к минимуму присутствие оборудования в поле зрения посетителя. Чаще других оптимальное решение дает использование трековых систем. Современные трековые системы позволяют размещать на них светильники всех типов, а их гибкая топография дает возможность выстраивать системы любой сложности. Использование двенадцатифазных треков DISANO еще больше расширяет возможности таких систем. Эти треки позволяют, не загромождая пространство, обеспечить включение разных групп светильников, находящихся на одном из них. Попутно решается еще одна проблема, связанная с возможным изменением экспозиции. Простота крепления светильника к треку, а также отсутствие необходимости заново осуществлять электрическое подключение позволяют сотрудникам музея быстро адаптировать освещение к любым изменениям в структуре экспозиции.

Одна из важнейших функций музея/выставочного зала — обеспечить сохранность выставляемых экспонатов. Экспонаты (в основном картины) требуют не только соблюдения температурных и прочих режимов. Они должны быть избавлены от разрушительного воздействия, в том числе и ультрафиолетового излучения. Главный враг картин — открытый солнечный свет, но источником ультрафиолетового излучения являются и обычные лампы. Потому так важно использовать источники света UV–STOP, светодиоды , или применять в светильниках специальные фильтры.

 

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.