Освещение в композиции гостиной

Освещение в композиции гостиной

Гостиная - сердце дома, тот самый “очаг”, вокруг которого семья собирается тихими вечерами, где устраивают праздники и принимают гостей. Гостиная - лицо дома, обнаруживающее вкус хозяев, их статус и стиль жизни. Но даже в самом изысканном интерьере будет сквозить скука и монотонная безликость, если в затеянную здесь игру предметов и архитектурных деталей не вовлечь такую важную, хотя и неосязаемую субстанцию, как свет. Для когото это аксиома, тем же, кто предпочитает доказательства, стоит задуматься: почему в одном зеркале мы выглядим моложе и свежее, а другое ненавидим за слишком бледное и непрезентабельное свое отражение?

Точно такие же метаморфозы свет творит с любыми предметами в нашем доме, и, если позволить ему действовать бесконтрольно, он чего доброго подпортит репутацию нашей любовно обустроенной гостиной: произвольно поменяет цвета штор и мебельной обивки, расставит блики на полированных поверхностях, проигнорирует семейный портрет, зато предательски высветит случайную шероховатость на стене. Можно, конечно, постараться и добиться относительно равномерного освещения комнаты, но и этот вариант далек от идеального. Психологи утверждают, что монотонный искусственный свет не дает должного комфорта, тем более в гостиной, которая уже по определению требует многоуровневого освещения. Интуитивно мы всегда стремимся разнообразить световое восприятие гостиной, используя, как правило, устоявшуюся формулу “люстра-бра-торшер”. Это, безусловно, добавляет визуального и психологического комфорта, однако зачастую имеет мало общего с действительно грамотным освещением этой важнейшей зоны дома. Под последним следует понимать определенное равновесие между функциональностью, комфортностью и декоративностью освещения. В общих чертах, искусственное освещение, во-первых, должно максимально приближаться к естественному (самым ярким - по аналогии с небом - должен быть потолок, затем стены и пол) и концентрироваться в тех зонах комнаты, где свет необходим прежде всего.

Во-вторых, свет должен быть мягким, не слепящим и в то же время достаточно ярким (норма освещенности для гостиной - 200 люкс), причем интенсивность освещения при необходимости должна легко регулироваться. Наконец, любые световые фантазии должны работать на общую стилистическую композицию интерьера и одновременно подчеркивать его индивидуальные особенности. К примеру, световая аура этнического интерьера должна быть теплой, обволакивающей, с плавно перетекающими световыми акцентами, зато сам по себе жесткий хай-тек требует более яркого и холодного светового оформления, усиливающего рельефность и контрастность деталей.

Освещение квартиры должно играть в унисон с цветом, преобладающим в интерьере. Если гостиная выдержана в теплых тонах, то холодный световой фон станет серьезной помехой для восприятия задуманной колористической картины. И наоборот, каким бы доброжелательно-теплым ни казался сам по себе свет, прохладная гамма интерьера в его лучах не только не оживится, но и заметно потускнеет.

Гостиная - самое благодатное пространство дома для творческих экспериментов с искусственным светом. Мы уже знаем о том, как свет трансформирует пространство, изменяет планировку и “регулирует” высоту помещения. Как он мастерски рисует вечерний образ комнаты, совершенно отличный от привычного дневного, и формирует разные оттенки настроения. Как свет может проигнорировать вещь, оставив в тени целый мебельный гарнитур, и создать ореол маленькой статуэтке на дальней полке. Кстати, световая проработка мелких деталей интерьера сейчас особенно актуальна и не менее важна, чем планировка и колористика. Четкие световые акценты, расставляемые при помощи ламп направленного света на картины на стенах, на дорогие сердцу хозяев вещицы и фотографии, несомненно, придают дополнительный шарм и законченность общей композиции гостиной.

Дизайнерские возможности, которые нам дает свет, не в пример разнообразнее, изощреннее и гибче тех, что мы в состоянии извлечь из статичных архитектурно-мебельных форм. Нематериальный свет легко сбивает ритм стиля, заданного предметами материальными, создает иллюзии и парадоксы. К примеру, если стены гостиной имеют ниши, их направленная подсветка создаст иллюзию окон, из которых в комнату проникает отраженный свет, в то время как реальные окна теряются, погруженные в темноту. Замечательный эффект дают лампы восходящего света, будто заливающего стены тонкой световой тканью, придавая им легкость, почти прозрачность. Свет можно пустить как бы из-под стены, заменив плинтус специальными светильниками, и стена “повиснет” над полом, приобретет иллюзорную невесомость. Если пол гостиной имеет перепад, что нередко используется как средство зонирования, например, при совмещении гостиной с кухней, то светильники, встроенные в пандус, кроме выполнения декоративной функции будут постоянно напоминать о существующей разнице в уровнях пола.

Такие новомодные архитектурные изыски, как фальш-стены с отверстиями разнообразных форм и размеров, вообще теряют смысл без соответствующей световой аранжировки. Системы освещения подобных архитектурных “наворотов” монтируются в пространстве между фальш-стеной и основной стеной помещения, а свет изливается в комнату через отверстия. Если при этом равномерно подсветить и лицевой фасад фальш-стены, возникает эффект невесомой, почти бумажной ширмы, будто скрывающей за собой иллюзорное продолжение гостиной.

Еще один интересный и уже довольно распространенный прием - фронтальная подсветка раскидистого комнатного растения. Его проекция на стене может вырасти до размеров целого сада и внести ощущение летнего пейзажа за кажущимся окном.

Пожалуй, уже никого не удивить шкафами и полками со встроенными точечными светильниками. Но фантазии дизайнеров, похоже, не имеют физических границ, и что как не свет спровоцировало их создать светящиеся изнутри стеклянные модули - нереальные шкафчики для реальных вещей - словно разноцветные кубики льда, радужно сияющие в полумраке гостиной. Или стеклянные столики - праправнуки журнальных - с динамической подсветкой, ненавязчиво, но довольно убедительно навевающие ощущение мерцающего очага.

Наряду со всевозможными подсветками, направленным, акцентирующим и зонирующим светом, именно в гостиной наиболее уместны разного рода “эстетические объекты” - некая декоративно-световая кульминация, “гвоздь программы”, - призванные удовлетворять хозяев, жаждущих чем-нибудь поразить гостей. Это может быть оптоволоконный сверкающий дождь или целый водопад, театрально низвергающийся с высокого потолка двусветной гостиной, или, к примеру, спроецированное на потолке “звездное небо”, плавно изменяющее свой цвет.

Словом, сегодня возможно материализовать практически любую световую идею гостиной, легко контролируя, ломая и перестраивая ее пространство, создавая в нем некий мир-хамелеон, радикально меняющийся в зависимости от выбранного режима освещения. И все же, что бы мы ни говорили о логике того или иного варианта освещения, как бы ни связывали его воедино со стилем, пространством и воздухом нашей гостиной, нами всегда будет двигать одно, может быть, не всегда осознанное желание - поймать и удержать настроение, тонко регулируя свои эмоции с помощью света.

Автор статьи: Елена Бакастова

Источник: Иллюминатор

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.