Плоды освещения

От того, как распределяется в пространстве световой поток светильника общего освещения, очень сильно зависит наша способность точно различать мелкие детали предметов

Все светильники - старый добрый шёлковый абажур, любимец наших бабушек, торшер и бра, мечта россиян в 60-е годы, и самые современные (число моделей исчисляется десятками тысяч) - состоят из двух основных частей: источника света (лампы) и осветительной арматуры. Последняя перераспределяет в пространстве свет лампы и даже иногда преобразует его свойства. Однако арматуру, особенности конструкции которой решающим образом влияют на качество освещения , делают в расчёте на определённые параметры лампы.

По назначению светильники подразделяют на шесть групп для создания одного из следующих видов освещения: общего, местного, комбинированного, декоративного, ориентирующего и экспозиционного. По способу установки выделяют светильники потолочные, подвесные (на подвесах к потолку), встраиваемые (в подвесных потолках), настенные, напольные и настольные.

Управление зрительной работоспособностью

Оценивают светораспределение с помощью так называемой кривой силы света (КСС). Чем больше она напоминает овал, вытянутый вдоль оси светового потока, тем уже считается кривая и тем лучше освещённость в центре светового пятна. Вид этой кривой - важнейшая характеристика источника света.

Светильники с узкой кривой силы света лучше применять в помещениях с высокими потолками. Эти светильники обладают высокой контрастностью, направленностью, резкими тенями, экономичностью. Они преимущественно освещают горизонтальные поверхности. Для того чтобы смягчить освещение, необходима светлая отделка помещения, в том числе и пола. Такого рода устройства с зеркальными галогенными лампами, устанавливаемые на шинопроводах (что достаточно удобно), часто применяются для акцентированной подсветки картин, скульптур и других предметов.

Светильники со средней кривой силы света применяются для создания общего освещения с мягкими световыми переходами, достаточной насыщенностью светом, умеренной контрастностью и сбалансированным распределением яркости в помещениях с обычной высотой потолков.

Светильники с широкой кривой силы света лучше подходят для общего освещения помещений с низкими потолками и создают хорошую освещённость вертикальных и наклонных поверхностей, обеспечивают равномерное распределение света. Но у таких светильников мал защитный угол, и требуется хорошо продуманная установка, чтобы избежать попадания света прямо в глаза.

Куда направить лучи

Направление светового потока влияет на светотеневые контрасты. Поэтому, покупая светильник, поинтересуйтесь, куда он будет направлять свет. В зависимости от величины отношения светового потока, направленного вверх, к световому потоку, направленному вниз, выделяют светильники прямого света (весь или почти весь световой поток направлен вниз), рассеянного света (световой поток, направленный вверх равен световому потоку, направленному вниз (как, например, у хрустальной люстры), отражённого света (весь или почти весь световой поток направлен вверх).

Светильники прямого света предназначены для помещения с невысокими потолками. Как правило, это обычные потолочные или встроенные в потолок приборы. Они отличаются экономичностью при создании местного освещения для чтения и работы или при подсветке картин, скульптур и т. д.

Светильники рассеянного света имеют наиболее высокий коэффициент полезного действия (КПД) и подходят для общего освещения. Оно отличается равномерным распределением яркости света, отражённого от поверхностей стен, потолка и пола, мягкими тенеобразующими свойствами и повышенной насыщенностью светом, что важно для создания зрительного комфорта. Но если в цветовой гамме интерьера превалируют тёмные тона (особенно потолка и стен), то для таких светильников придётся ставить более мощные лампы.

Светильники отражённого света создают наиболее комфортное и равномерное освещение , полностью соответствующее нормам по ограничению показателей слепящего эффекта и дискомфорта, хорошую насыщенность светом, сочетание с верхним или боковым дневным светом. Для повышения экономичности освещения необходима отделка потолка с максимальным коэффициентом отражения.

Свет и пространство

С изменением яркости света, отражённого от пола, стен и потолка, меняется зрительное восприятие пропорций помещения, поэтому, варьируя яркость, можно "корректировать" объём помещения.

  • Тёмный потолок кажется более низким, а светлый - высоким. Слишком светлый пол "снижает" высоту помещения. Более светлая стена в конце узкого коридора зрительно делает его шире.
  • Цвета тёплых тонов "приближают" предметы (например, жёлтая стена кажется ближе), а холодных - "удаляют".
  • В маленьких помещениях для визуального расширения пространства и увеличения насыщенности светом нужно повышать освещённость стен и применять отделочные материалы с хорошими отражающими свойствами (то есть с большим коэффициентом отражения), а в больших - применять тот же приём, но для пола и потолка.
  • Окна, картины и зеркала способствуют "расширению" пространства.
  • При освещении больших помещений лучше использовать светильники прямого света.
  • Следует помнить, что чёрный цвет "сужает" помещение, а белый - "расширяет".
  • Если в узком помещении светильники расположены вдоль средней линии потолка, то комната будет казаться ещё более узкой. Чтобы её зрительно расширить, необходимо расположить светильники по линии, смещённой к одной из стен.
  • В помещении можно выделить функциональные зоны не только перегородками, но и с помощью светильников местного освещения, например бра.

Свет и форма

То, как мы воспринимаем форму предмета, оказывается, зависит от яркости отдельных его поверхностей и от распределения образующихся на нём теней. Значит, свет может "управлять" формой объектов, увеличивать или, к сожалению, уменьшать их выразительность. Главное здесь - правильно выбрать направление падающего светового потока. Если объёмный предмет равномерно осветить со всех сторон, он может казаться плоским, так как при рассеянном освещении объёмность теряется.

  • Наилучший результат даёт сочетание рассеянного или отражённого освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом (таким как, например, лицо человека), имеющим глубокий, ярко выраженный рельеф, важнее роль мягкого рассеянного или отражённого света.
  • Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего объекта, а также интерьера в целом.
  • Если поверхность освещена неравномерно, то её отдельные участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях.
  • Экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную световую динамику в помещении.

Свет и цвет

  • Если в комнате создана равномерная освещённость, то тёплый цвет воспринимается ярче, чем холодный.
  • Если поверхность предметов, стен и т. д. окрашена в тёмный цвет, то их фактура и обработка не будут хорошо видны.
  • На ярком фоне объект выглядит темнее, а на тёмном - светлее.
  • Цвета тёплой тональности выигрывают при освещении лампами накаливания и разрядными лампами тепло-белого света.

Светоцветовой комфорт

  • Зрительное утомление усиливается при резких перепадах яркости. Однако слишком монотонное освещение - это тоже не совсем удачное решение.
  • Если в отделке использовать насыщенные и разнообразные по тону цвета, то зрительное утомление увеличивается. При отделке больших площадей лучше использовать цвета, имеющие малую насыщенность.

Цвет и настроение

Известно, что цвет эмоционально воздействует на человека.

  • Красно-оранжевые тона оказывают возбуждающее действие.
  • Зелено-голубые тона создают ощущение прохлады и покоя.
  • Белый и чёрный тон подчёркивает парадность и праздничность обстановки.

Следует учитывать, что восприятие одного и того же цвета может сильно зависеть от климата местности, а также от привычек и вкусов человека.

Мнение специалистов

Трудно сказать совершенно определённо, какие светильники лучше использовать в данном помещении. Возможно лишь порекомендовать придерживаться общих правил устройства освещения в квартире. Так, в коридоре и других помещениях, где потребность в освещении постоянна, лучше применять светильники общего освещения с компактной люминесцентной лампой (КПП). В гостиных чаще пользуются светильниками общего и местного освещения (там, где это требуется: у журнального столика, за телевизором, в зоне отдыха и т. д.). В спальне уместен приглушённый мягкий свет светильников отражённого света. Возле кровати, на тумбочке, можно поставить лампу небольшой мощности или ночник, а для трюмо подойдут источники света с хорошей цветопередачей. В детских комнатах необходимо как общее освещение, так и местное. На кухне, помимо использования основного светильника с лампой накаливания, нужна подсветка рабочих зон, где готовится пища, моется посуда. Для этого удобны светильники с люминесцентными лампами мощностью до 30 Вт. Кроме того, для подсветки в шкафах, ящиках и другой мебели могут применяться малогабаритные светильники.

Чтобы одновременно использовать искусственное и естественное освещение , необходимо применять отдельно расположенные люминесцентные светильники, светящиеся панели, различные отделочные материалы с повышенным коэффициентом отражения, в качестве искусственного источника света можно использовать люминесцентные лампы холодно-белого и тепло-белого света.

Источник: Журнал "Идеи вашего дома", N7, 2000 г.

Освещение
 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.