Появились уличные фонари

Появились уличные фонари

Доисторические пещерные костры, олимпийский огонь, средневековые факелы, китайские фонарики, неоновые трубочки, светомузыка стадионов, лазерные лучи — в этом списке шоу не хватает еще одной световой забавы — фейерверка. «Увеселительные огни», украшая праздничные юбилеи и фестивали, вызывают детский восторг, удивление и радость. В феерических огненных представлениях оживают сказки, легенды, эпохи.

Император с королем на руках

Информационно ненасытный телезритель привычно припал к голубому экрану, когда Олег Шоммер вел репортаж из Версаля о празднике, посвященном юбилею молодого, по европейским меркам, Петербурга. В нынешнем торжестве должна была участвовать российская фирма «Пиротехнические дворы Петергофа», которая давно сотрудничает с частным французским замком Vau le Vicomte в Версале.

Но звезды на небе в этот раз стояли иначе, и на этом же самом небе расцветали огненные букеты, запущенные другими пиротехниками. И все же французы использовали в представлении фрагменты сценария, написанного режиссером и художественным руководителем «Пиротехнических дворов Петергофа» Людмилой Антоновой. Всем зрителям запомнился эпизод:Петр I, нарушая строгий придворный этикет, берет на руки семилетнего короля Франции Людовика XIV. В версальском шоу этот жест выглядел чуть чуть анекдотично — на Петре Великом был костюм с эполетами из другой исторической эпохи — XIX века. Но есть надежда, что в 2005 году, когда Петергоф будет отмечать в Версале свое трехсотлетие, таких казусов российские специалисты, имеющие большой опыт проведения подобных праздников в Петродворце, не допустят. Тогда же, возможно, будет воспроизведена другая романтическая сцена — из балета «Лебединое озеро». Однажды на зеркальной поверхности, словно на воде Ольгиного пруда, дорожку к которому от дворца в парке освещала тысяча огненных лампад, танцевала Матильда Кшесинская. Такой синтез огня и балета, отражающихся в зеркале, будет предложен версальцам.

Огненная «Шехерезада»

— Спектакль должен быть единым, включая и свет, и музыку, и балет, — говорит Людмила Антонова. — Мы сначала подбираем музыку и уже под ее воздействием составляем всю картину фейерверков. Музыкальная тема диктует линию огненного узора и выстраивает всю канву праздника. Под торжественные звуки оперы Вебера «Призрак» начинается кульминация парада огня и воды — включение самого мощного фонтана «Самсон». Мы хотели светом предварить пуск фонтанов. Сначала кипит огонь, разбрызгивая искры, а потом уже поднимаются струи воды, капли которой сверкают со вспышками фейерверка. Фонтан огня и воды — вот главная идея! Добиться этого трудно:работа наших пиротехников должна совпасть с усилиями рабочих, которые вручную открывают заслоны для фонтанов. В Версале все просчитано и вымерено на компьютере, а у нас никто не знает, с какой скоростью вода дойдет до фонтана. С техническим оборудованием большая проблема — необходимые приборы и приспособления стоят очень дорого, даже маломощный лазер. И у петергофского музея заповедника, с которым у нашей фирмы договор о совместном проведении праздников, таких денег нет. Соблюдая классический стиль, изучая и сохраняя исторические традиции парадных торжеств в императорской летней резиденции, мы не стремимся к веселью и забавам обычной дискотеки. В Петергофе работают и приглашенные режиссеры, но не все умеют органично соединить в спектакле пиротехнические эффекты, музыку и сцены из популярных балетов. Фирма «Пиротехнические дворы Петергофа» достигла такого мастерства, что в конце сезона представила премьеру феерии огня и воды «Восточная сказка» — фантазии на музыку Римского Корсакова «Шехерезада». Это первый пиротехнический спектакль «огненных потех» не только в России, но и в мире. Зная высокий уровень профессионализма специалистов «Пиротехнических дворов Петергофа», Мариинский театр пригласил фирму для участия в выездных спектаклях «Аида» в Выборге, «Князь Игорь» в Ивангороде, «Борис Годунов» во Пскове. Аромат натуральных сцен создавался живым огнем свечей и факелов, дымом умело разложенных костров, надолго сохраняясь за надежными стенами старинных крепостей.

Для концерта оркестра Большого театра в камерном, по сравнению с петергофским ландшафтом, дворе Мраморного дворца, в центре Петербурга, пиротехническая фирма сделала по своим эскизам четыре больших канделябра высотой 3, 5 метра из 70 иллюминационных плошек для огня.

Темные аллеи и 48 президентов

Еще совсем недавно при раскопках на берегу залива археологи находили части лампионов, иллюминационные плошки, которые раньше наполнялись салом, от чего они очень дымили. В петровские времена огромный парк освещался смоляными бочками, кострами и этими самыми плошка ми. В 1720 году появились уличные фонари. Но фонари, судя по названию, предназначались для улиц, а не для садовых дорожек. Парк оставался темным и мрачным.

Сотрудникам «Пиротехнических дворов Петергофа» и музея заповедника стало ясно, что требуется освещение не только парка, но и каскада знаменитых фонтанов. Для освещения Большого каскада заказывают крупные плошки, почти банки, заполненные парафином. Эти плошки — «уличные свечи американские» раскладывают по аллеям, вдоль парапетов с фонтанами, на склонах газона нинский и Петровский. Живой свет огня подчеркивает архитектурные линии петергофского дворца. Но дворец и статуи у фонтанов — это не просто театральные декорации, а памятники архитектуры, которые требуют осторожного отношения. Зона безопасности составляет 5 метров, и огонь не может находиться ближе. Здесь существуют жесткие требования, а работа пиротехников всегда страхуется. К юбилейному сезону специалисты фирмы по своим чертежам и эскизам заказали специальные канделябры строгой, простой формы с разноцветными стаканами, наполненными парафином. Переносные канделябры, в которых может находиться до десяти стаканов с огнем, можно ставить в середину клумбы, расставлять вдоль дорожек. Ветки деревьев держат подвесные лампионы. Темную таинственность зелени деревьев нежно высвечивает огонь лампионов, эффектно выделяя из темноты цветочных клумб веселую прелесть тюльпанов.

Этими канделябрами, лампионами и иллюминационными плошками украшали сад «Монплезир», где в мае 2003 года был торжественный прием сорока восьми президентов стран мира, прибывших на трех сотлетний юбилей Петербурга.

Огненные потехи

В императорской библиотеке дворца директор петергофского музея-заповедника Вадим Васильевич Знаменов, изучая старинные документы, обнаружил книгу «Чертежи к сочиненiю «Опыт рациональной пиротехнiи», которую составил П. Цытович в 1894 году. Он заинтересовался историей фейерверков и заразил этим увлечением Вячеслава Аркадьевича Трапенка, директора фирмы «Пиротехнические дворы Петергофа». Альбомов по пиротехническому искусству издавалось очень мало, описания композиций можно найти в светских репортажах газеты «Северная пчела», а в исторических архивах хранятся старинные гравюры с изображением фейерверков.

Впервые «увеселительные огни» были устроены в Москве, но позже стали постоянным петербургским развлечением. Фейерверки и иллюминации сопровождали свадьбы и дни рождения государей и членов их семей, военные победы русской армии, торжественные приемы дипломатических особ и конечно же устраивались на Рождество и в Новый год. Автором фейерверков порой были сам Петр I, а также Михаил Ломоносов. По мнению многих современников, русские фейерверкеры довели свое искусство до такого совершенства, какого не знали в Европе. Огненные забавы не только прославляли царский двор, но, например, фейерверк на день рождения Анны Иоанновны в 1735 году представлял гео и гелиоцентрическую модель Вселенной. Для толкования сложных идей иллюминации делали описания, которые сопровождались гравированными изображениями фейерверков.

«Сами выпускаем — сами отстреливаем!»

Созданная четырнадцать лет назад фирма «Пиротехнические дворы Петергофа» — лауреат международных фестивалей фейерверков в Хельсинки, Москве, Санкт Петербурге и Екатеринбурге, член Российской ассоциации пиротехников и демонстраторов фейерверков (РАПИД) и Межрегиональной гильдии пиротехников.

— Создавать фейерверки — это по прежнему ручная работа, доступная только мастеру, умело подбирающему пиротехнические изделия и заряды для иллюминации, — рассказывает Людмила Анатольевна. «Стая жаворонков», «Пчелиный рой», «Павлиний хвост» или «Звездки», «Букет», «Трехлапки» — если бы вначале я перечислила эти названия, вы могли подумать, что эту статью нужно отдать в журнал о природе или садоводстве. Но так называются простые и сложные фигуры огненной шутихи.

Наземных пиротехнических фигур более 400 видов — это феерические фонтаны, огнепады, льющиеся струями с большой высоты, декоративные огненные панно. При художественном высотном фейерверке небо постоянно озаряется разноцветными огнями, вспыхивает гигантскими цветами, рождающимися один из другого. При этом используются пиротехнические изделия крупных калибров, раскрывающиеся большими бутонами на высоте от 100 до 300 метров. — Наша фирма, — продолжает Людмила Анатольевна, — одна из крупнейших в России по производству фейерверков. Есть еще несколько заводов изготовителей, например в Харькове, но это теперь заграница. У нас строгий отбор изделий для фейерверков, и пользуемся мы материалами отечественного и китайского производства. Работа сезонная, начинается она в мае вместе с белыми петербургскими ночами, длится до осеннего закрытия фонтанов и завершается новогодними праздниками и Рождеством. А сегодня уже актуален светодиод .

Источник: www.illuminator.ru

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.