Секреты вселенского сада

Многие слышали о японских садах с их символизмом, располагающим к спокойному созерцанию. В искусстве создания таких ландшафтов японцам нет равных в мире. В России настоящий японский садик – редкость, скорее натолкнешься на его стилизацию, микс из китайских и японских элементов. Да и настоящих мастеров по японскому саду пока единицы. Все потому, что композиция пейзажа японского сада взята у самой природы и тесно переплетена с философией, религией и культурой страны восходящего солнца.

Традиции японского сада во многом были заимствованы из более древнего китайского садово-паркового искусства. Именно в Поднебесной в 607 году н.э., японский посланник оценил идеи императорского ландшафтного парка. С тех пор каждый уважающий себя аристократ украшал свое поместье садом с озером и островами, созданным по соответствующим религиозным и традиционным требованиям. По мнению японцев, сад – это уменьшенная модель мира, рай, который наполнен глубоким философским смыслом. Сейчас встречается несколько разновидностей садов.

В зависимости от функционального назначения и имеющейся площади, сад может быть большим, как императорский парк, или миниатюрным – площадью всего в 1-2 квадратных метра. Ландшафт может выполнять функцию созерцания. Таковы абстрактные и философские сады камней при монастырях, рожденные культурой дзэн, из камней, гальки и песка. Или же сад настраивал гостей на таинство чайной церемонии. В Японии земли мало, поэтому распространены миниатюрные сады-цубонива, расположенные внутри двора жилого дома. Их композиция состоит из сосудов для омовения рук, фонарей, большого камня-ступеньки при входе, дорожки и минимального набора растений

Пейзажные японские сады бывают холмистые, равнинные и пересеченные. Главные компоненты холмистого ландшафта – пруд с холмом, который огибает водный поток. Этот стиль именовался Дзёдо, или природный пейзаж. (Дзёдо – «рай, чистая земля, совершенство»). Садовник воссоздавал популярные в те времена пейзажи: священную гору Сумеру – центр буддийского мироздания, или же гору Хорай – обитель бессмертных. Обязательными элементами такого парка были храм, озеро, острова, символизирующие святые горы. Пересеченный сад воспроизводит миниатюру горного региона Японии.

В планировке равнинного типа нет места ухабам, используются деревья, каменные фонари, резервуары с водой. Растения в японском саду поддерживают дух перемен в природе. Сад должен дарить свою красоту в любой сезон. При подборе растений важно учитывать декоративность коры, рисунок листа. Здесь нет места колоннам туй, только вечнозеленые тис, сосна, кипарис, можжевельник. Обычно композиционно растения с более темной листвой сажают на заднем плане, а светлые – спереди. Эта уловка создаст ощущение глубины пространства, перспективы.

Каждое дерево в саду, декоративный элемент, – это символ и пожелание благополучия хозяину дома. Сосна олицетворяет долголетие, бамбук, который гнется, но не ломается – стойкость и благородство, мох – согласно синтоистской религии является жилищем различных духов. Но все-таки на первом месте сакура. Ее цветению посвящен целый праздник. Цветки вишни символизируют самое лучшее в человеке и во взаимоотношениях людей. Это чистота, любовь, дружба, верность, благородство, умение жертвовать своими интересами, патриотизм, высокая духовность. Практически все цветки фруктовых деревьев (апельсинового дерева, персикового и т. д.) обозначают радость и красоту. Еще мастера ландшафта очень любят японский клен за его лапчатые листья, которые горят красным огнем осенью. Это дерево – символ вечности, величия, учёности, жизненной мудрости, тактичности.

Молчание камней

Философские сады, рождённые культурой дзен, до сих пор визитная карточка Японии. Создаваясь при храмах или монастырях, японские сады предназначались для созерцания и медитации. Мастера верили: подражая природе и учась у неё в малом, люди могут создать большое. Так возник стиль карэсенсуй (сухой пейзаж).

Территория сада скрывалась за глиняным побеленным забором, или же за живой изгородью. На огороженном участке размещались песок, камни, морская галька, мхи, расположенные согласно тщательно продуманной композиции, символизирующей Вселенную. Камни олицетворяли горные хребты японских островов, мужскую силу Ян, неизменность и постоянство. Композиция собиралась из нечетного количества камней, расположенных группками по 3-5 валуна – имитация обрушившейся горы. Водную гладь воплощала галька, расчесанная граблями в лабиринтовый рисунок.

Самый известный сад камней сохранился при буддийском храме Рёандзи (»храм Умиротворённого дракона») в г. Киото, принадлежащий секте Риндзай. Его построили в 1450 г. монахи, исповедовавшие дзэн-буддизм. Считается, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами. В этом саду есть загадка, которую до сих пор не разгадали ученые. Мастер расставил камни в таком порядке, что с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (каждый раз — другой) исчезает из поля зрения. Возможно, это зашифрованное послание садовника, что наш мир настолько велик и многообразен, что каждый раз принимая иллюзию за реальность, мы не можем познать истинное.

Самый лучший звук в саду – природная тишина…

… и едва различимый шум воды, считают японцы. Они верили в магическую силу воды и разбивали пруды, устраивали ручьи, искусственные источники, исключая признаки человеческого «окультуривания». Созерцание воды является частью философии дзен. Оно позволяло отвлечься от суеты и прийти к душевному равновесию. Тихие пруды и горные реки являются символом темной, мягкой, инь- женской силы. Противостояние Инь и Янь – основа существования Вселенной.

Пруды обязательно огораживали барбарисом. Часто в заводях и небольших озерах разводили белые лилии, которые символизировали душевную чистоту и невинность, преданность и бескорыстную любовь. Вокруг водоема располагались фонари, скамейки и другие элементы, привлекая к нему еще больше внимания.

Особой любовью пользовались фонтаны – источники. Они больше напоминают музыкальные приспособления, чем фонтан, потому что необычно озвучивают сад. Например, суйкинкуцу – нехитрое приспособление из перевернутого кувшина, зарытого в землю, над которым располагалась лужица воды, издает изящный звук колокольчика или японской цитры. Капли воды, постепенно проникая в кувшин через отверстия в донышке, булькают, формируя даже несложные мелодии.

По легенде кувшин с отверстием использовал неизвестный садовник для дренажа своего сада. Обычно применялись керамические, а позднее металлические кувшины высотой от 30 см до 1 м с узким горлышком около 2 см. Сосуд зарывали около японского рукомойника для мытья рук.

В японском саду не только проводили время в размышлениях, но и устраивали чайные церемонии. Для этого возводилась беседка – чайный домик, куда вела дорожка из неровных камней, что заставляло любого посетителя, независимо от ранга, смотреть себе под ноги. В начале сада дорожка петляет, только около входа она становится прямой. Так мастера символически показывали, что путь в сад-рай сложный и тернистый.

Вход в чайный домик был низкий, и каждый входящий должен непременно наклониться, а имеющий меч – оставить его у порога. Всё это символизировало равенство всех гостей. Беседка огораживалась кустами жасмина. Его великолепный аромат создавал атмосферу уюта, защищенности и теплоты. Вообще, в чайных садах старались посадить вечнозеленые растения, чтобы обстановка не отвлекала от церемонии. Однако, чтобы продемонстрировать изысканный вкус, душевность и силу характера, хозяин сада дополнял композицию цветами. Например, высаживался георгин – цветок величия и благородства. Азалию обычно использовали, чтобы продемонстрировать семейные отношения, построенные на любви. Нарцисс в японской символике характеризовал хозяина, как человека самовлюбленного и во всем сомневающегося, но в то же время сильного, веселого, постоянно надеющегося на лучшее. В Японии его еще называют В«ребенком двух сезоновВ». Тёмно-красная роза символизировала страстную любовь, обожание, любовные переживания. Белая — первую, чистую, платоническую любовь. Розовые бутоны — тихую, застенчивую любовь. Не принято было сажать в садах азалию, поскольку этот цветок издавна считается символом скудности духовного мира, скупости и откровенного хвастовства.

Для омовения рук в саду для чайной церемонии устанавливали цукубаи – небольшой колодец-источник.Говорят, если прочитать выбитые иероглифы на чаше в особом порядке, то получается фраза: «Я знаю только удовольствие».

Чтобы соорудить источник, необходимо сделать ямку глубиной 20-30 см и выполнить дренажный отвод. Затем в яму ставят валун с выдолбленным посередине углублением для слива. Чаша закрепляется на трех камнях поменьше. Поверх дренажа наносят раствор, делая уклон от камней в сторону дренажной трубы. Внутреннее пространство композиции заполняется галькой. Воду к чаше подводят традиционным для фонтанов-источников способом. Готовые наборы оборудования включают погружной насос, шланг и насадку. Вода подается через замаскированный под бамбук кран. Вода в чаше должна меняться регулярно, иначе зацветет.

По японскому поверью еще одна водная шутиха – сиси-одоси (переводится буквально как В«отпугиватель оленейВ») отпугивала злых духов, птиц и животных-вредителей и услаждала мерным шумом ухо уставшего путника. Приспособление состоит из коромысла на вертикальных стойках. Сверху на коромысло по специальному желобу поступает вода, заполняя его. Наполняясь, коромысло опрокидывается и издает резкий звук. Затем, опорожнённое, возвращается в исходное положение, снова наполняясь водой. Ритмичный стук среди тишины сада напоминал посетителям сада о течении времени.

Сейчас широко распространенны В«сухиеВ» ручьи. Они были заимствованы из абстрактных японских садов – модное течение ландшафтного дизайна Они обозначаются на ландшафте с помощью гальки, песка и камней. Для этого используется белая или светло-серая галька, насыпанная не слишком плотно. Если используется песок и камни, то берется белый и маленькие серые или светло-коричневая галька. Граблями можно создать борозды – волны. Все это воплощает прозрачность и чистоту. Темно-серая галька, насыпанная неширокой полосой и по краям оформленная светло-желтым песком с небольшими камнями, символизирует реку, спокойно текущую среди невысоких берегов. Вдоль русла обычно высаживают тимьян, камнеломки, молодило. Никакой кричащей контрастности. Так японцы метафорически изображают море с расположенными на нем таинственными островами.

Бюллетень недвижимости

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.