Светильники для музеяИскусство освещать искусство Великие импрессионисты для лучшего восприятия замысла рекомендовали смотреть свои работы, равно как и всю остальную живопись, в условиях, приближенных к тем, в которых эти произведения создавались - на открытом дневном свету. Потому что только так можно увидеть все фактуры, тона и полутона и тем самым максимально приблизиться к пониманию образа. Однако осознание ценности художественного наследия и желание сохранить его для будущих поколений не позволяет нам сегодня воспользоваться советом мастеров. Перед музейными осветителями ставится целый комплекс задач. Во-первых, необходимо показать произведение искусства качественно: то есть, с одной стороны, полно и достоверно выявить параметры, составляющие основу его художественности - форму, цвет, фактуру, материал, а с другой - учитывая физиологические особенности человеческого зрения, постараться исключить возможные помехи: блики, слепящий эффект, слишком резкие контрасты. Во-вторых, нужно при этом суметь обеспечить сохранность экспоната, потому что даже дневной свет действует на них губительно: бумага желтеет, органические вещества распадаются, меняется химический состав красок. Поскольку адекватное представление экспоната требует достаточно сильного света, а его сохранность обеспечивается именно при низком уровне освещенности, музейное освещение - всегда плод компромисса: правильное решение здесь располагается между двух полюсов. Но и этим не исчерпывается существо проблемы. Ситуация осложняется тем, что в каждом отдельном случае приходится учитывать и массу других факторов. Для создания оптимальных условий восприятия искусства имеют значение цвет и фактура поверхностей стен, расположение окон, архитектурные особенности помещения. В свою очередь учитываются размер картины и её расположение относительно окон и других экспонатов, суточные и метеорологические изменения освещенности помещения, не говоря уже о том, что невозможно качественно представить любое произведение искусства без понимания замысла мастера. Идеальный микроклимат для жизни каждого отдельного экспоната создается усилиями целой группы профессионалов, куда входят осветители, специалисты по монтажу, искусствоведы. Исходя из заданных условий к осветительной установке предъявляются жесткие требования, а именно: качественная цветопередача и повышенная адаптируемость к различным уровням естественного освещения, отсутствие вредных воздействий и удобство конструкции. Идеальное пространство для искусства Идеальные условия для экспонирования произведений изобразительного искусства при существующих нормах - это полностью закрытое для доступа естественного света помещение. И современные музеи придерживаются этой модели. Однако абсолютное большинство хранилищ шедевров мирового искусства - это исторически сложившиеся здания: дворцовые сооружения, особняки и даже вокзалы, где этот принцип последовательно выдерживать невозможно. Здесь в обязательном порядке рекомендуется закрывать или зашторивать окна, потому что применение поглощающей ультрафиолетовые лучи пленки стопроцентного эффекта защиты не дает. Но так или иначе современная экспозиция строится на искусственном свете. Лампы Искусственное освещение подразумевает использование источников света. В их подборе прежде всего руководствуются частными задачами. Обычно используются лампы накаливания - традиционные и галогенные. Их неоспоримое преимущество - сплошной спектр, который обеспечивает идеальную цветопередачу - она здесь равна единице. Очень хороши галогенные лампы холодного пучка. Благодаря конструкции отражателя инфракрасная область спектра в падающем свете практически не присутствует. Такие галогенные лампы могут устанавливаться в светильники с изменяемым фокусом, который позволяет осуществлять настройку та¬ким образом, что свет будет литься только на картину. Еще один плюс ламп накаливания - в их относительной компактности, что очень важно при освещении музейных залов, располагающихся в исторических зданиях, где на фоне дворцовых интерьеров с исконными светильниками современное оборудование выглядит «инородным телом». Малогабаритные приборы на сегодняшний день можно создать пока только на основе лампы накаливания - она может иметь до 50 мм диаметр, а требуемый для ее работы трансформатор невелик по размерам. Единственный недостаток этих ламп в высоком энергопотреблении. Но игра стоит свеч, ведь это плата за качество. Люминесцентные лампы в силу линейчатой структуры спектра никогда не позволят добиться стопроцентного воспроизведения цвета. В то же время тот индекс цветопередачи, который имеют новейшие разработки, вполне достаточен для того, чтобы успешно применять их в музеях и выставочных залах. Защита Нейтрализовать действие ультрафиолета помогают фильтры, поглощающие эту область спектра, и специальные интерференционные покрытия. Отсутствие нагрева в стандартных случаях обеспечивается за счет расстояния между источником и экспонатом (не менее 1 м). Принцип гармонии Исходя из живописной специфики и норм освещенности должна выстраиваться и вся экспозиция: нельзя выставлять в одном зале акварель, которой положено 50 лк и ювелирные изделия, допускающие 500 лк, нельзя рядом повесить Тициана с его жаркими цветами и нежного почти прозрачного Боттичелли. Кроме того, при рассчете трассы обхода необходимо учитывать адаптационные уровни. Лучше идти от малых уровней освещенности к более высоким. И, конечно, нужно уберечь посетителей от слепящего действия светильников, всевозможных бликов, а также позаботиться об эстетичности осветительных конструкций: искусно скрыть их, если это дворцовый интерьер, и сделать максимально легкими и незаметными в современном выставочном пространстве. По материалам сайта: http://www.saratovvoda.ru |