СВЕТОДИЗАЙНЕР НЕОБХОДИМ

СВЕТОДИЗАЙНЕР НЕОБХОДИМ

Архитектурное освещениеОсвещение для российских рестораторов - тема, безусловно, не новая. И не основная! Но если кулинарный шедевр невозможен без пряностей и специй, то интерьер без правильного освещения - как выдохшееся шампанское: градусы те же, а праздника нет. Многие это понимают, но каждый делает по-своему.

Одни, расставив на столиках свечи, считают, что теперь все в порядке. Другие, полагая, что опыта домашних ремонтов вполне достаточно, чтобы проложить электрокабель, повесить люстру и вкрутить лампу, ограничиваются обращением к простым исполнителям. Есть и такие, кто решает довериться профессионалам, но, не знает, где найти тех, кто действительно способен реализовать нужную идею...

О проблемах ресторанного освещения наш корреспондент Святослав Вишняков беседует с Сергеем Демидовым, управляющим ресторана "Вертинский", который вместе с владельцами Степаном Михалковым и Федором Бондарчуком превратил старый подвал на Остоженке в шанхайский салон 30-х годов.

 

- Существуют два основных концептуальных подхода при проектировании освещения. Или свет - доминанта интерьера, или интерьер диктует будущее световое решение. Какой из них был избран вами?

- Изначально мы все-таки создали "декорации", а уже потом осветили их. Первое, на что обращает внимание человек, пришедший в наш ресторан, - световой купол в центре зала, через который как в атриуме в светлое время суток льется дневной свет, а вечером - свет люстры. Купол в виде конуса, опрокинутого вершиной вниз и задрапированного тканью, - главная деталь интерьера.

- Это оригинальная дизайнерская разработка или существует некий прототип? Вся композиция выдержана в колониальном стиле - лестница, спускающаяся в зал, пропеллеры вентиляторов под потолком, старые плакаты на стенах, низкие столики, буфет и стойка бара и даже купол, опрокинутый в зал, - кажется, что ты уже где-то видел это: или в каком-то фильме, или на фотографиях.

- Идею светового купола, который решил наконец проблему огромного потолка, давящего на голову, предложил дизайнер Сергей Желобов. А насчет колониального стиля... Изначально Степан Михалков как раз и хотел воссоздать этот стиль, доминировавший в Шанхае, когда там жил Александр Николаевич Вертинский.

Сначала был сделан компьютерный проект. Реальные светильники с люминесцентными лампами . Получилось очень красиво! Но затем все пришлось переделать - компьютерное видение в реальности совсем поблекло. И свет пришлось полностью изменить. Поначалу все устраивало. Но пришел Бондарчук, осмотрелся. Нет, говорит, это не то, это не Шанхай. Двухрожковые бра заменили однорожковыми, а плафоны - абажурами. И получилось, согласитесь, совсем неплохо. Днем залы освещают естественным светом четыре больших окна и световой купол-атриум. Но вечером здесь совсем другая атмосфера: все изменяется до неузнаваемости, когда загорается электричество! Правда, разрабатывая проект освещения, мы и не подозревали, что возникнет подобный эффект...

- Подгоняя свет под интерьер, какие факторы вы считаете главными?

- Натуральность всех материалов. У нас нет бетона, стеклянных и хромированных плоскостей. Только шелк, хлопок, дуб, бамбук. Панели на стенах изготовлены по старой английской технологии из опилок, смешанных с оливковым маслом. Стойка бара - из дубового массива. Рядом - дубовый же старый буфет. Понятно, что светильники и сам свет должны соответствовать этой натуральности. Между прочим, большая часть того, что вы видите, изготовлена в России.

- Стремились минимизировать расходы?

- Вовсе нет! Просто в России можно найти то, чего не найдешь больше нигде. Надо только знать, где искать. Например, люстра и бра сделаны на одном из российских оборонных заводов. И ткань для купола тоже российского производства. Обычная, кстати, плащовка.

- Какие источники света используются в этой люстре?

- Обычные лампы накаливания - матовые, сорокаваттные. Регулируем освещение с помощью полуторакиловаттного диммера. Поскольку "Вертинский" позиционируется как ресторан вечернего времяпрепровождения, то освещение создавали камерное и подчеркнуто в стиле 30-х годов. В зале царит полумрак. Мягкий свет люстры. Свечи на столах. Точечные огни сигарет. Основное освещение - купольная люстра, дополнительное - настенные бра. А золотая стена, отражающая свет свечей, скорее эффектная деталь интерьера, наполненная, как говорят японцы, печальным очарованием увядания.

- И привезена она скорее всего из Юго-Восточной Азии?

- Нет, стену создавали прямо здесь: пластинки сусального золота наклеили на плоскость и искусно "состарили".

- Традиционно сусальное золото - это нечто яркое, блестящее, вульгарное. А здесь горящие свечи так элегантно отражаются в нем... Пластины словно освещены изнутри. Трудно оторвать взгляд.

- Свечи создают атмосферу спокойствия. Живая энергия света притягивает к себе и одновременно обособляет от окружающих. Это твой собственный маленький огонь. Наверное, завороженность живым огнем досталась нам от далеких предков.

- Итак, с помощью светового решения вам удалось создать два абсолютно разных ресторана - дневной и вечерний. А как все-таки проходила работа над освещением "Вертинского"? Не возникала мысль поручить освещение ресторана какой-нибудь светотехнической фирме?

- Когда из стен уже торчали провода, начались сложности выбора: каким должно быть световое пятно, как правильно его заполнить, какого цвета должен быть свет, а какого абажуры, какой мощности лампы установить в светильниках и в люстре? Например, мы долго ломали голову над проблемой освещения ниши между залами, где разместился наш единственный кабинет. Мы обратились к профессионалам-светодизайнерам. Объяснили: нам нужен падающий свет, но чтобы источников его не было видно. Они предложили слишком сложное и слишком дорогое решение. Мы отказались. И, как видите, сами устроили эффектное освещение кабинета, не зацикливаясь на сложных технологиях. Вот и получается - чем проще, тем лучше.

- Но еще проще было бы осветить кабинет свечами. И, кстати, дешевле. Воспользуюсь вашим же тезисом "просто надо знать, где искать". Наверное, вы не там искали специалистов, которые знают современные технологии, умеют ими пользоваться и понимают, что можно с их помощью сделать.

- Я думаю, что если бы мы даже нашли тех, о ком вы говорите, то избыток новомодных технологий уничтожил бы шарм нашего ресторана. Все эти световые пушки, установки, меняющие цвет, превратили бы "Вертинского" в стандартный ночной клуб или дискотеку.

- Извините, современная светотехника и светодизайн в принципе несводимы к стробоскопам и светомузыке! С помощью специальных установок можно было бы залить ресторан "живым" светом горящих свечей, еще более подчеркнув интимную атмосферу. И эффект, уверяю, был бы весьма впечатляющим. Или, например, вполне можно было бы осветить вечерний ресторан, но дневным светом, используя тот же купол.

- Сейчас перед нами как раз стоит похожая задача. Мы будем расширяться - рядом освобождается еще одно подвальное помещение. Но как оживить этот подвал? В Москве нет ни одного приличного ресторана, расположенного в подвале. Пивные, закусочные, кафе, ресторации есть, а по-настоящему классного ресторана нет. Причина проста - человеку необходимо не только пространство, но и свет. А в подвалах его нет! Мы поставили перед дизайнером задачу: днем в зале должен быть день, а вечером - вечер. И этот "временной" эффект должен создаваться с помощью матовых стекол, которые будут подсвечены особым образом. Человек, находясь здесь, будет знать, день сейчас или вечер. То есть пространство и время должны быть неразделимы. А дизайнер разводит руками - дескать, даже на матовой поверхности очень сложно разместить луч так, чтобы не было видно точки, откуда исходит свет. Но нам, чтобы создать эту иллюзию, нужно всю площадь стекла осветить равномерно, то есть натурально. Вот и ломаем голову. А вы говорите, современные технологии позволяют сделать куда больше, чем прежде!

- Допускаю, что профессиональные кинематографисты Бондарчук и Михалков понимают, какую роль играет свет в интерьере. Но и этого понимания вряд ли достаточно, чтобы реализовать современную концепцию освещения. Ведь качество требует профессиональных знаний. Как вы думаете, нужен сегодняшнему ресторатору на работу светодизайнер?

- Понятно, что в модном хай-тековском ресторане абсурдно применять старые приемы освещения и допотопное оборудование. Здесь светодизайнер, конечно, необходим. Но если создаешь ресторан ретро, ностальгический, тут, думаю, можно обойтись своими силами, используя собственную память.

- А что сохранила память нашего поколения? Лампу, прикрытую газетой, плафон с прожженным пластиком или, в лучшем случае, чешскую хрустальную люстру? Думаю, для стилистики ресторана "Петрович" или "Майор Пронин" памяти действительно вполне достаточно. Но в случае с элитным рестораном, который, кстати, вы и хотите создать, наша память может только навредить. Она способна воссоздать лишь интерьер советской эпохи: румынская стенка, прибалтийская керамика, глянцевая красотка из японского календаря на стене и батарея пустых банок из-под импортного пива на кухне. И освещают нашу память югославские абажуры на пружинах и отечественные трехрожковые люстры с имитацией под бронзу. А больше вспомнить нечего!

- Возможно, и так. Но большинство наших рестораторов все-таки предпочитают работать со светом по старинке. И не только потому, что мы излишне самоуверенны, - дескать, сами можем все сделать! Прежде всего мы не знаем, к кому обратиться. Даже дизайнер, с которым мы работаем, не очень-то представляет, кто способен реализовать задуманную нами концепцию освещения. Кстати, обратившись в ряд светотехнических фирм, я так и не смог добиться вразумительного ответа на вопрос, как в реальности будет выглядеть их работа. В лучшем случае покажут какой-нибудь журнал: "Э-э, типа... вот... что-нибудь похожее... 220 вольт, лампа 100 ватт, 5 лет гарантии". Все! А меня это не устраивает. Это не светодизайнеры, а электромонтеры с высшим образованием.
Нам нужны такие специалисты, которые мечтали бы вместе с нами и могли бы воплотить нашу мечту. Есть я - заказчик, и есть человек, который должен реализовать мою идею. То есть сначала он должен разложить в моей голове все по полочкам, дополнить тем, о чем я даже не знал, а потом уже воплощать совместную идею. Больше мне ничего не надо. И, уверяю, с таким специалистом я буду работать и дальше. Но таких людей нет!

Игорь Бухаров, совладелец ресторана "Ностальжи", президент Федерации рестораторов и отельеров:

Ресторану "Ностальжи" в этом году исполняется 10 лет. Когда мы в 1994 году открывали заведение, о ресторанном освещении в Москве вообще мало кто думал. Но уже тогда было понятно, что свет позволяет преображать пространство зала: в разное время суток город за окном выглядит по-разному, и, используя свет, можно создавать разные визуальные эффекты, меняющие восприятие ресторанного интерьера. Я не могу сказать, что по сегодняшним меркам в "Ностальжи" какое-то сверхъестественное освещение. Здание, в котором находится ресторан, построено в 1927 году. Соответственно, разрабатывая интерьер и освещение, мы отталкивались от канонов классического стиля. Наш архитектор придумал дизайн внушительных люстр, которые висят в зале. Кроме того, мы используем точечные светильники, которые, создавая мягкий, рассеянный свет, подсвечивают колонны, картины, элементы бара.

Восемь лет назад мы придумали театральный проект "Кафе-театр". Известный драматург Петр Гладилин написал для проекта пьесу и сам ее поставил. Спектакль шел в стенах "Ностальжи". Специально для спектакля мы установили под потолком с десяток театральных прожекторов. Театральный проект закончился, но прожектора мы так и не сняли, поскольку поняли, что это идеальное освещение для такого места. Люстры дают мягкий рассеянный свет, лампы на столиках - интимное освещение, а прожектора - неожиданные и яркие пятна света: можно, например, выделить стол, на котором стоят новые блюда или вина. Прожектор - это яркое световое пятно, которое привлекает внимание гостей.

Я знаю, что сегодня существуют разные компьютерные системы, позволяющие быстро трансформировать освещение. Когда мы открывали ресторан, таких автоматических систем не было. Устанавливать эти системы сейчас уже нет смысла. Но наши метрдотели знают, как встречать гостей: скажем, если гость заходит в ресторан в 6 часов вечера, когда на улице темнеет, в зале более яркий свет, позволяющий увидеть все детали интерьера. А потом метрдотель постепенно приглушает свет, создавая интим и уют.

Сергей Фадеев, генеральный директор компании "Ресторанная коллекция" (рестораны "Джун Го", "Пекинская утка", кафе "Готти", сеть точек быстрого питания "Фэн Лун"):

- Меню ресторана "Джун Го" основано на дорогой гуандунской кухне. Изначально ресторан задумывался как солидное, дорогое заведение, украшенное элементами императорских китайских интерьеров: резьбой, бархатом, светильниками ручной работы. Вообще говоря, в ресторане можно обнаружить освещение нескольких типов. Первый тип - засветка панели, расположенной в одном из двух больших залов. Деревянные панели, привезенные из Китая, подсвечиваются люминесцентными лампами. В результате создается ощущение окна на улицу. Второй тип - обычные встроенные потолочные светильники. Третья группа - светильники, подсвечивающие ниши в стенах, где расположены китайские фигурки и фарфоровые изделия. Наконец, в ресторане много светильников, сделанных по нашему заказу в Китае. Это и традиционные красные шары - проволочный каркас, обтянутый тканью, и бумажные фонарики, расписанные вручную.

Кроме того, на столах стоят свечи, они создают дополнительный уют и интим. У нас почти не используется верхний центральный свет. Посетители (особенно в дорогих ресторанах) не любят сидеть как на ярко освещенной поляне, а предпочитают более интимное освещение. Вдобавок скупой точечный свет сильнее зонирует помещение. Когда мы ставим на стол свечу, а вокруг полумрак, люди, сидящие за столом, объединены не только вокруг стола, но и вокруг источника света. Источник света объединяет, а общая темнота как бы отодвигает людей, находящихся за соседними столиками. Кстати, эти принципы освещения актуальны не только для китайских ресторанов.

Эрик Ле Прово, управляющий и совладелец ресторана "Белый квадрат":

- Освещением в "Белом квадрате" занимался архитектор, который разрабатывал весь интерьер ресторана. Когда мы вместе с ним готовили концепцию интерьера, то планировали оформить ресторан в минималистском ключе.

Почти все осветительные приборы покупали в Испании. Но оформление ресторана задумано так, что освещение - не главный, а дополнительный элемент интерьера. Во всех залах "Белого квадрата" большие окна, дающие много естественного света. Лампы и торшеры только дополняют это освещение. Яркий верхний свет (несколько люстр) присутствует только в банкетном зале, в остальных же помещениях изначально не было стационарного верхнего электрического света. Но ситуация изменилась, когда мы начали устраивать в "Белом квадрате" вернисажи и фотовыставки. Закупили потолочные светильники и установили систему, с помощью которой ими можно управлять. То есть создали структуру разнообразных подсветок для картин и фотографий, развешенных по стенам. С помощью регулятора можно включать разное количество светильников, которые разделяют основной зал на несколько световых зон.

Такое гибкое, неагрессивное освещение позволяет изменять свет по желанию гостей и акцентирует внимание на фотографиях, картинах и растениях, которые, собственно, и составляют основной декор нашего ресторана.

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.