Светотехник - светодизайнер и кафедра МЭИ
Кого готовит ваше учебное заведение? Об этом мы спросили двух авторитетных специалистов, которые ответили не только на этот, но и на многие другие вопросы. Московский энергетический институт и Томский политехнический университет по-прежнему остаются главными вузами страны, которые готовят специалистов-светотехников. Артем Еремович АТАЕВ, профессор кафедры cветотехники Московского энергетического института, которую возглавлял в течение 18 лет, и Виктор Михайлович ЛИСИЦЫН, профессор, заведующий кафедрой лазерной и световой техники Томского политехнического университета, отвечают на наши вопросы.
- Что нужно знать абитуриенту, поступающему на кафедру светотехники? А.Е. АТАЕВ: Главные дисциплины - математика и физика, без них профессия светотехника немыслима. Но свет еще и эстетическая категория. И чтобы работать со светом, только знаний физики и математики недостаточно. Нужно еще обладать художественными наклонностями и определенной тягой к искусству. В.М. ЛИСИЦЫН: Свет, оптику, электротехнику, физику, математику. - Каков конкурс на кафедру светотехники ? А.А.: До трех человек на место. Однако это значительно меньше, чем, скажем, десять лет назад. В.Л.: В последние годы конкурс при приеме на первый курс составляет около трех человек на место. - Престижна ли сегодня эта профессия вообще и в сравнении со "смежными" - дизайнера, архитектора и т.д.? А.А.: Конечно, я лицо заинтересованное, но постараюсь быть объективным. На нашей кафедре читаются лекции по световому дизайну, по театральному и архитектурному освещению. Поэтому профессии архитектора и дизайнера «отражаются» и в нашей специальности. В светотехнике стыкуются профессии и дизайнера, и архитектора. А учитывая, насколько серьезны знания физики и математики, я уверен, что специальность светотехника – одна из самых фундаментальных. Престижна ли она, каждый оценивает сам. Наши студенты третьего и четвертого курсов уже вполне профессионально работают по специальности. На выставку «Интерсвет» я, например, заказал 400 билетов. Ведь именно здесь возникает масса контактов и новых знакомств. Я знаю точно, что на этой выставке многих наших ребят сразу пригласят на работу. Кстати, и на саму кафедру очень часто обращаются с реальными проектами – например, осветить какой-то объект, здание и даже комплекс. Эти проекты становятся дипломными работами… В.Л.: Профессия «светотехник» является довольно престижной, но все-таки уступает таким профессиям, как дизайнер и архитектор. - Каков типичный портрет студента-первокурсника? А.А.: По большей части это выпускники школ. Хотя немало и тех, кто пришел за вторым высшим образованием. В.Л.: Студенты-первокурсники у нас, чаще всего, приезжие из других городов и стран СНГ. - Проводятся ли какие-то акции, способствующие популяризации профессии светотехника ? А.А.: Свет становится темой все более актуальной и, можно даже сказать, модной. Популярность профессии светотехника напрямую связана с растущим интересом к светодизайну. Мы регулярно обучаем в школах, рассказываем о самой профессии и о ее перспективах. Кроме того, издается академический журнал «Светотехника». Кстати, «Иллюминатор» публикует материалы, косвенно или напрямую популяризирующие работу нашей кафедры. Опять же, мы в постоянном контакте с Союзом дизайнеров Москвы, которые обращаются к нам с просьбой рекомендовать специалистов, которые могли бы «просветить» на тему светодизайна. В.Л.: Да, конечно. Есть постоянные связи с крупными предприятиями. Ежегодно материалы о подготовке специалистов в ТПУ публикуются во многих газетах, издаются буклеты. Мы начали практиковать тиражирование и рассылку компакт-дисков с рассказом о кафедре. Была бы очень полезна помощь журнала. Нужно лишь эпизодически, один-два раза в год, публиковать в журнале краткую информацию о том, где можно стать светодизайнером. Для этого достаточно нескольких строк на заметном месте. - Насколько, кстати, близки специальности «светотехник» и «светодизайнер »? А.А.: Это не просто близкие, а практически идущие бок о бок и постоянно пересекающиеся специальности. В.Л.: Эти специальности дополняют друг друга. Нужно, чтобы светотехник был способен понимать замысел дизайнера. - Стажируются ли студенты вашей кафедры на заводах, в светотехнических компаниях, в светодизайнерских и архитектурных мастерских? А.А.: К сожалению, сегодня наши студенты на заводах стажируются мало, тогда как в прошлом это практиковалось повсеместно. Впрочем, сами заводы сегодня находятся в плачевном состоянии. Когда-то целые группы наших студентов стажировались за рубежом, а мы, в свою очередь, принимали иностранцев. Но все-таки некоторые проектные организации и заводы по-прежнему приглашают наших студентов на стажировку. Например, компания «Светосервис», институт «Полюс». Я думаю, что стажировка, например на предприятиях Philips или Osram, была бы взаимно полезной. Но пока нам никто ничего подобного не предлагал. Крупные компании предпочитают приглашать не на стажировку, а на постоянную работу, и не студентов, а дипломированных специалистов. Однако спрос на наших выпускников по-прежнему очень большой. Уже на четвертом курсе вряд ли удастся найти «свободных» студентов. График работы, естественно, корректируется с учетом учебного. В.Л.: Да, такая возможность имеется. Есть долгосрочные договоры с предприятиями, занятыми производством источников излучения, световых и оптических приборов. Студенты также проявляют инициативу в поиске мест прохождения практики. - Существуют ли у кафедры партнерские связи с зарубежными вузами аналогичного профиля? В каких формах осуществляется обмен опытом с ними (перекрестные стажировки, конференции, семинары) и какие здесь существуют ресурсы? Интересен ли вам контакт с ними? А.А.: Зарубежные связи устанавливаются большей частью на выставках и конференциях. Прежде мы довольно часто обменивались лекторами с зарубежными институтами. У нас сохранились контакты со светотехническими институтами городов Ильменау и Карлсруэ (Германия), светотехническими отделениями институтов Софии и Габрово (Болгария). Среди наших выпускников много иностранцев. Некоторые из них у себя на родине занимают сегодня высокие посты. Раньше у нас делали доклады зарубежные специалисты. Был также доклад президента международной комиссии по освещению профессора Бодмана. В.Л.: Раз в три года мы проводим международные конференции по радиационной физике и химии. В их работе принимают участие специалисты из Германии, Франции, Кореи, Китая, Японии, даже из ЮАР. Контакты безусловно интересны. Мы обычно устраиваем встречи приезжих ученых со студентами. К сожалению, стажировок нет. Для нас это слишком дорого. - Есть ли на кафедре студенты, которых направили обучаться профильные компании, и многие ли на последних курсах точно знают, в какой компании будут работать. Существует ли в той или иной форме распределение? А.А.: Как правило, наши выпускники на рынке очень востребованы, особенно у фирм, которые занимаются проектированием осветительных установок. В.Л.: Чаще всего выпускники находят место работы сами, обычно в небольших компаниях, предприятиях. В крупные компании выпускники не идут. Востребованность зависит прежде всего от личных качеств выпускника, приобретенных и развитых в вузе. Многое определяется, конечно, и престижностью вуза, знанием иностранного языка. - Насколько ваши выпускники подготовлены для работы в условиях светотехнического рынка? Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы они требовались повсеместно? А.А.: Объективно признано, что российская школа светотехники – одна из сильнейших в мире. А наша кафедра по-прежнему остается ведущей в России. Все остальные российские светотехнические кафедры и факультеты в той или иной степени имеют отношение к нам. Тем более что многие из тех, кто преподает, – бывшие выпускники МЭИ. Я думаю, что специалисты, подготовленные нами, получили очень неплохую подготовку для того, чтобы подтвердить славу нашей кафедры и на рынке, и в научных лабораториях, и на международных форумах. Но жить только прошлой славой невозможно. И сегодня нужно поддерживать ее реальными делами. В.Л.: В принципе подготовлены. Наши выпускники работают светотехниками в Германии, Австралии, Швейцарии. Они неплохо устроились, видимо, квалификации их достаточно для выполнения работы. Для повышения уровня подготовки необходима заинтересованность возможных потребителей: предприятий, компаний, фирм. Их постоянный интерес к студентам, организации обучения, к профилирующей кафедре будет большим стимулом к обучению, совершенствованию образовательного процесса. Источник: www.illuminator.ru |