Удачно освещенный магазин Главная задача искусственного освещения магазинов и его отделов — создать благоприятные визуальные условия для продавцов и покупателей, "вести" покупателя, выгодно представлять нужный ему товар. Свет помогает создать атмосферу, способствующую покупкам. Удачно подобранное освещение — это один из основных факторов успешной работы магазина. Все многообразие систем освещения можно поделить на три основных вида: - общее (фоновое) — для обеспечения видимости и задания тона и стиля всего помещения; - периметральное (круговое) — для оживления стен, освещения пристеночных прилавков и для упрощения ориентации в больших торговых залах;
- акцентирующее — выделение товара из общей массы, а также для привлечения внимания к определенным деталям данного товара. Общее освещение есть во всех магазинах, но наибольшее применение оно получило в крупных продовольственных магазинах, супермаркетах, торговых центрах. Как правило, оно реализуется двумя способами: - более ярким освещением прилавков, полок, витрин, товаров по сравнению с меньшим окружающим освещением торговой площади - равномерным освещением помещения с помощью симметрично распределенных осветительных приборов, что дает возможность делать перестановки торгового оборудования в любое время и в любом варианте. Для этого, в основном, применяются люминесцентные светильники: встраиваемые — типа "downlight", под компактную люминесцентную лампу, и растровые, либо подвесные системы, преимущества которых — одна точка питания, возможность наращивать и менять форму, использование без подвесных потолков. Примером периметрального (кругового) освещения могут служить выдвижные или подвесные светильники под металлогалогенную или галогенную лампу. Акцентирующее освещение (как для растений) достигается с использованием светильников на основе металлогалогенных ламп или галогенных ламп с зеркальным отражателем. Если необходимо производить частую смену экспозиции товаров в торговом зале, то целесообразно применять светильники, установленные на токопроводящие шины. Их можно направлять в различные стороны и регулировать высоту шин в случае высоких потолков. Как правило, этот тип освещения дает максимально качественный свет. Как выбрать, чтобы не ошибиться Выбор осветительного оборудования (или оценка существующей осветительной системы) производится по двум критериям: эффективности и экономичности, что означает не только низкое энергопотребление и начальные затраты, но и низкие затраты на замену ламп и обслуживание системы освещения. Основные показатели эффективности светового оборудования — это качество и количество света. Качество определяется цветопередачей (способностью освещения передать истинный цвет предмета) и цветностью светового излучения, а также отсутствием слепящего и других негативных эффектов. Наиболее полно этим требованиям отвечают металлогалогенные и некоторые люминесцентные источники света. Варьируя цветовую температуру (оттенок света) данных источников, которая измеряется в Кельвинах, можно добиться различной атмосферы в торговом зале. Например, для подсветки ковров лучше использовать теплый домашний свет с высокой цветопередачей (температура < 5000 К), тогда как в магазине, торгующем бытовой техникой, предпочтительней более холодный свет. Для примера — цветовая температура ламп накаливания и галогенных составляет порядка 3000 К, дневного света 5500—5600 К, люминесцентных от 2700 К до 7000 К. Хорошие лампы служат дольше Немаловажный вопрос при выборе оборудования — его цена: начальная стоимость и стоимость эксплуатации. Уже давно качественные галогенные лампы вытеснили лампы накаливания. При вдвое большем ресурсе (~ 2000 ч) они дают более качественный и яркий свет, а применение специальных зеркальных отражателей с разным углом рассеивания делает их идеальными для точечной подсветки. Но безусловными лидерами являются металлогалогенные источники света. При потребляемой мощности в 150 Вт они дают световой поток, сопоставимый с 600 Вт галогенного света. Высокую стоимость этих ламп полностью оправдывает высокий ресурс, в 5—6 раз превышающий галогенные лампы, и возможность применения различной цветовой температуры (3000—6500 К). Как правило, все освещение магазинов одежды выполняется сочетанием этих источников света. Нельзя не отметить компактные люминесцентные лампы, которые являются прекрасным выбором для общего "заливающего" освещения в помещениях с высотой потолков до 8 метров. Они обладают хорошими энергосберегающими качествами и самым большим диапазоном цветности. Средний срок их службы — 7500 часов. |