Умом в России не внедрить. До последнего времени вопросы эффективного использования нетрадиционных источников энергии и энергосбережения в России были неактуальны.

Мозгом в Рф не ввести. До ближайшего времени вопросцы действенного применения нестандартных источников энергии и энергосбережения в Рф водились неактуальны.
До ближайшего времени вопросцы действенного применения нестандартных источников энергии и энергосбережения в Рф водились неактуальны. По сопоставленью с западными странами у нас очень максимум естественных запасов. Этакие большие международные компании, как Philips и General Electric пробуют продвигать на русском базаре свойскую инноваторскую продукцию. Все-таки для того чтоб она водилась по-истинному нужна, должны пройти годы.

Осветить и сэкономить

Ежегодный оборот бизнеса по световому украшению городов сочиняет около $2 миллиардов, и компании-изготовители новейших светодиодных осветительных порядков занимают не крайнее площадь на этом базаре. Сходственные инноваторские заключения обладают внушительные преимущества перед нормальным освещением. Они еще младше по размахам, наиболее эластичные, устойчивы к действию воды, способны дольше действовать и, что важно, не призывают большущих издержек на сервис. Не считая того, светодиоды еще безопаснее, потому что действуют при басистом напряжении. А еще они обеспечивают больший диапазон цветовых потенциалов и обладают высочайший потенциал по энергосбережению. В корпоративном, совершенства "лампочки новейшего поколения" можнож перечислять до бесконечности.

Как считают специалисты, светодиоды разрешают понизить издержки на электроэнергию, эксплутационные издержки и выбросы СО2. Не считая того, эти инноваторские заключения пустили вероятность дизайнерам и конструкторам творить этакие уникальные эффекты в подсветке строительных элементов, о тот или иной те еще пару лет назад не обладали ни мельчайшего представления. К образцу, подсветка аборигенной достопримечательности шведского города Остерсунд -- городской башни, где применялись светодиодные налаженности Philips, располагает эффект северного сияния. Сходственные налаженности приспосабливаются в освещении моста Челси в Лондоне, Рейхстага в Берлине, роттердамской ратуши в Нидерландах, церкви Лимы в Перу, Колизея в Гонконге и моста IRR в Бангкоке.

Свойскую главную энергосберегающую лампу компания Philips сделала в 1980 году, другими словами итого лет сквозь 30 после того, как в русских деревнях основной очереди загорелась "лампочка Ильича". По словам старшего исправного начальника Philips Lighting Тео ван Дерсена, "благодаря новеньким осветительным технологиям понижение глобальных издержек на электроэнергию может составить $143 миллиардов, а степень выбросов CO2 возможно понизить на 592 млн тонн в год". Ежели перевести эти числа в баррели нефти, получится экономия приблизительно в 1560 млн баррелей раз в год. Не так давно Philips представила свойскую новейшую налаженность CosmoPolis для глобальной экономии энергии. Разработка содержит в себе два облика ламп для внешнего освещения. Основной вид ламп -- CosmoWhite -- доставляет теплый белоснежный свет, а 2-ой -- CosmoGold -- желтоватый. Они обладают высшую энергетическую эффективность, малые габариты, лучшую оптическую производительность и длинный срок работы.

Этакие лампы могут экономить до 150% употребляемой энергии по сопоставленью с ртутными лампами высочайшего давления и 10%, ежели сравнивать их даже с энергосберегающими натриевыми лампами высочайшего давления. Логично, что с причины возникновения данной технологии в 2005 году использовать ее начали наиболее 50 городов. Посреди их Лондон, Антверпен, Мадрид и Стокгольм. А город Вехта в Северной Германии, тот или иной не так давно перебежал с наименее экономного ртутного освещения к употреблению CosmoPolis, понизил потребление энергии в расплате на каждую лампу на 50%. Другими словами ежегодная экономия составила {euro}1256 на километр сети, а выброс CO2 в расплате на каждую точку освещения снизился на сто кг в год.

Свет для "Отчизны-мамы"

В Рф новенькая разработка Philips пока не вызвала того же энтузиазма, как в Европе. Пока, по словам менеджера по рекламным коммуникациям Philips Татьяны Ли, переговоры о конструкции налаженности CosmoPolice ведутся с администрациями пары городов, в том числе Нижнего Новгорода. В настоящий фактор вопросец находится в стадии рассмотрения. Вообщем, налаженность водилась не так издавна представлена на международном базаре. К тому же в стране, где не в каждой дальной деревне глодать нормальная ртутная лампа, переход на CosmoPolice, вероятнее всего, займет немного главным образом медли, ежели в германском городе Вехта.

Посреди других новейших технологий компании, тот или другой сегодняшний день представлены на русском базаре,-- серия маленьких люминесцентных ламп CFL для экономии энергии в магазинах, ресторанах, кафе и гостиницах. При их употреблении процент энергосбережения может достичь 80%. Этакий же экономии дозволяет достичь лампа Master Pl с автоматическим детектором, тот или иной автоматом подсоединяется при пришествии темноты и выключается днем на рассвете. Заслуживает отметить также и серию безосколочных ламп T5 Secure. Благодаря специальному защитному покрытию эти лампы не разлетаются на осколки, поэтому они употребляются в пищевой индустрии. Еще одна новенькая люминесцентная лампа -- MASTER TL-D Xtra Polar -- водилась умышленно разработана для компаний, склонных на северных территориях и функционирующих в условиях мороза. При температуре -15°С эта лампа в трижды энергоэффективнее, чем средние люминесцентные лампы.

Как отмечает Татьяна Ли, в Рф величайшее интерес уделяется энергосберегающим заключениям в области внешнего освещения: "Компании и городка устремляются перейти от ртутных газоразрядных к натриевым газоразрядным лампам, тот или другой разрешают сэкономить до 40% энергии. Спросом также пользуются налаженности управления занятием осветительных конструкций, тот или другой дозволили бы улучшить пора службы освещения в согласовании с дневным циклом". Почти все иные энергосберегающие лампы и электросветильники Philips теснее применялись в Рф. К примеру, при освещении цехов металлургического завода "Северсталь" в Череповце, где в итоге удалось сэкономить электроэнергию на 65%, а совместные эксплутационные расходы на освещение понизить в 2,5 однажды.

Очередной большой промышленный чертеж ругательных лет -- реконструкция завода "Форд Моторс" во Всеволожске, где при сохранении употребления электроэнергии удалось повысить освещенность на 30%. А в феврале этого года на Каменск-Уральском металлургическом заводе численность осветительных устройств имелось уменьшено на 40%. Окупаемость при всем этом составила 1 год 8 месяцев. Посреди других больших проектов Philips в Рф -- освещение стадиона "Торпедо-ЗИЛитр." в Москве, Краснодарской краевой администрации, подсветка Нижегородского кремля и памятника "Отчизна-мама зовет" в Волгограде.

По близким масштабам русские проекты компании пока невыносимо сравнивать с теми, тот или другой водились реализованы за рубежом. К образцу, с новейшей порядком декоративной подсветки Босфорского моста в Стамбуле. Предшествующая налаженность освещения употребляла 182 кВт, а новенькая -- на 50% младше. При организации проекта был употреблен опыт создания порядков освещения других знаменитых навесных мостов по целому миру. Лишь на кабели подвески оставило 1769 светодиодных модулей, а для освещения колонн имелось применено 852 электросветильника длиной 120 сантим., склонных на 3-х ватерпасах. За одну десятую долю секунды из башни управления на светодиодные электросветильники подается 6304 контрольных сигнала, контролирующих светодиодные модули в узловых точках кабелей подвески и генерального просвета. Это дозволяет обеспечить скорое и неизменное восстановление сценариев освещения 1074-метрового Босфорского моста, тот или иной теснее издавна стал один-одинешенек из генеральных знаков Стамбула.

Локомотивный гибрид

Не так давно один-одинешенек из глобальных фаворитов в области технологий для производства и передачи электроэнергии компания General Electric сказала о создании тепловоза, действующего на аккумуляторных батареях. Мощность его одинакова 4400 литр.. с. Машинка стала гибридной версией теснее будущего Evolution Series. Этот локомотив сам по для себя технически продвинутая машинка и удовлетворяет целым запросам южноамериканского Агентства по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency). На нем определены 12-цилиндровый движок и 1-ая в своем роде налаженность воздушного остывания, тот или иной дозволяет движку действовать с наиболее чистым выхлопом. Как и кар с гибридной энергоустановкой, новейший тепловоз General Electric восполняет энергию, обычно утрачиваемую при торможении. Этаким образом, удается понизить расход дизельного горючего и степень выбросов на 10% по сопоставленью с нормальными грузовыми тепловозами. Как отметил управляющий инженерного отделения GE Transportation Стив Грей, за счет аккумуляции энергии, выделяющейся при торможении, машинка обеспечит понижение выбросов и принесет доп эксплуатационные преимущества жд компаниям. Посреди заинтересованных клиентов теснее отметились компании BNSF Railway Co. и Union Pacific Railroad. Они даже вошли в состав консультационного совета GE и оказывают подмога в гибридных разработках.

Фактически, большая часть товарных локомотивов и так приходят в неком смысле гибридами: их дизельные движки приводят в движение генераторы переменного тока а от их тот следует к тяговым электродвигателям. Динамическое торможение подсобляет пневматическим тормозам на локомотиве, поезд замедляет ход, отчасти преобразуя в электрический ток энергию колес. Обычно эта число электроэнергии пропадает, все-таки в гибридном локомотиве ее удается сохранить и использовать второй раз. Вообщем, General Electric водилась не основной компанией, создавшей гибридную модель. В 2002 году RailPower Industries выпустила маломощный локомотив Green Goat, тот или иной 85% своей энергии приобретает от состоящей из 336 двухвольтовых частей батареи емкостью 1200 а ч. Выбросы в атмосферу азотистых соединений от этого локомотива в 5-10 разов младше, чем загрязнения девственно дизельных аналогов. Модель теснее пару лет обширно употребляется в США.

До Рф новейший тепловоз General Electronic, вероятнее всего, докатиться не быстро. Тем более и тут у GE глодать проекты по модернизации. Один-одинешенек из ругательных стала модернизация секции тепловоза для компании "Стальные дороги Якутии". Торговцем выступило General Electric Transportation Parts -- отделение транспортных порядков компании General Electric Модернизация дозволила "Стальным дорогам Якутии" понизить эксплуатационные издержки, другими словами непроизводственные простои тепловоза, прирастить вес поезда брутто, а также сэкономить на горюче-смазочных мат-лах. Как сообщается, в предстоящем компания планирует заслужить еще немного модернизированных секций тепловозов.

Вообщем-то амбиции General Electric в Рф распространялись не совсем только на поставку парочки тепловозов для "Стальных дорог Якутии". Еще в 2003 году компания собиралась подписать с РЖД контракт о модернизации 765 локомотивов в движение 5 лет. Но здесь началась модернизация самого МПС, и сроки реализации данной идеи немного затянулись. На данный момент сотворена рабочая группа, тот или иной занимается проектом. А General Electric временами извещает о том, что все еще собирается выстроить в Ленинградской области завод по производству и модернизации дизельных движков для тепловозов. Предполагается, что инвестиции в его творенье составят около $75 млн.

Газификация итого Нижнекамска

В этом году Нижнекамский нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс заполучил технологию газификации, разработанную GE Energy -- энергетическим подразделением General Electric Событие для отечественной индустрии достаточно редкое: русские компании в главном завоевывают теснее готовую продукцию. Подписание лицензионного контракта меж GE Energy и Нижнекамским нефтеперерабатывающим заводом стало основным проектом по коммерческому употреблению данной технологии в Рф. Контракт содержит в себе подготовку кулька по проектированию процесса переработки, комплекс полевых услуг, а также поставку лицензионного оборудования для газификационной конструкции. Держателем договора на инженерное планирование итого комплекса стало французское отделение компании Foster Wheeler в Париже. А разработку инженерного заключения газификационной конструкции будет исполнять итальянское отделение Foster Wheeler в Милане.

Нижнекамский нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс рассчитан на переработку 7 млн тонн сырой нефти в год. Начало его коммерческой эксплуатации намечено на точка 2010 года. По лицензионному договору, разработка GE будет применяться для выработки синтезированного газа из нефтяного кокса на когенерационной конструкции, тот или иной заходит в структуру Нижнекамского нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса. Электроэнергия, тот или иной будет приобретена в итоге, сумеет обеспечить потребности итого комплекса и отчасти -- региональной энергосистемы Татарстана. Этот чертеж уникален в главную очередь тем, что, как отметил президент GE Energy в странах Центральной и Восточной Европы, Рф и СНГрам Род Кристи, "показывает настоящий промышленный потенциал, имеющийся в секторе генерации неприродного газа".

До ближайшего времени GE в Рф едва лишь поставляла свойскую продукцию. Одной из ругательных крупнейших сделок стала поставка 2-ух газотурбинных энергоблоков авиационного вида LM2500+DLE для Белгородской ТЭЦ. Электростанция производит тепловую и электрическую энергию, обеспечивает понижение операционных расходов автохтонных силовых и тепловых сетей. Газовые турбины снабжены низкоэмиссионными камерами сгорания, сделанными по порядку Dry Low Emissions System, что дозволяет понизить объемы выбросов окислов азота. Генеральной источник горючего для конструкций -- естественный газ. Энергоблоки действуют в когенерационном цикле с совокупной выработкой 60 МВт электроэнергии, а также горячей воды для налаженности отопления жилого сектора Белгорода. Кстати, генерирующая станция стала 2-ой по счету в городке. 1-ая водилась введена в коммерческую использование в декабре 2005 года. Меж иным, на оборудовании GE Белгородская ТЭЦ функционирует с 1950-х годов, с причины ее модернизации. Сейчас новейшие энергоблоки повысят как объемы вырабатываемой энергии, так и КПД станции.

Чистый биоэтанол

На Женевском международном автосалоне 2007 года компания Ford объявила о расширении своей линейки каров Flexifuel, функционирующих на биоэтаноле. Как сказали представители компании, в начале 2008 года она будет дополнена новенькими моделями Mondeo, Galaxy и S-MAX. Авто Flexifuel действуют на горючем E85, держащем 85% биоэтанола и 15% бензина. Все-таки модели могут ездить и на аккуратном бензине либо его консистенции с E85. Кстати, в 2001 году Ford стал основной компанией, тот или иной вывела на европейский рынок кар, работающий на биоэтаноле. На данный момент компания разрабатывает и почти все иные технологии. К примеру, сверхтехнологичные чистые дизельные движки и бензиновые движки с непосредственным впрыском; движки внутреннего сгорания, длительно действующие на водороде; топливные ингредиенты, а также авто, действующие на других обликах горючего, гибридные разработки. В нынешнее время в Европе проводятся исследования в области наногибридных дизелей и гибридных технологий с зарядкой аккумов от сети. Чтоб стандартные бензиновые движки действовали на E85, Ford привелось внести немного конфигураций. Так, к примеру, биоэтанол владеет завышенной коррозионной способностью, поэтому седла клапанов водились сделаны из особо крепкого материала. Также водилась внедрена регулируемая налаженность зажигания, автоматом адаптирующаяся к соотношению меж числом биоэтанола и бензина в топливном баке. Не считая того, в новейших моделях возник обогрев установки цилиндров при температуре гуще -15°C, потому что биоэтаноловое горючее отличается от бензина пониженными стартовыми чертами при отрицательных температурах.

Ключевое превосходство биоэтанола -- убавление выбросов углекислого газа, тот или иной веет ответственность за глобальное потепление. Биоэтанол также прибывает восстанавливаемым топливом, производимым из таковых растений, как сладкая свекла, либо биомассы, в том числе древесных отдалений. Выкидываемый авто CO2 удаляется из атмосферы растениями, исполняющими фотосинтез. Этаким образом, оборот углекислого газа в полноценной ступени останавливается замкнутым. По принесенным разных исследований, общее внедрение биоэтанола и технологий Flexifuel может привести к понижению выбросов углекислого газа практически на 80%.

Модели Focus и C-MAX Flexifuel теснее предлагаются в 11 европейских странах, посреди тот или иной Швеция, Германия, Англия, Франция. Схоже, Ford удается равномерно победить с вопросом, влияющей на энтузиазм потребителей к карам на биоэтаноле, другими словами понизить их стоимость. Цены на версии Flexifuel находятся фактически в один-одинешенек спектре с подобными бензиновыми моделями. Основным европейским базаром, где в 2001 году компания Ford начала реализации близких каров, стала Швеция, тот или иной долгие и длительные годы остается мировым первопроходчиком другой энергетики. По принесенным на 2006 год, наиболее 80% совершать измену Focus и Focus C-MAX и практически 50% целых совершать измену каров Ford в Швеции -- это Flexifuel.

Вообщем, в этом нет ничего удивительного: правительство страны издавна поддерживает развитие экологически чистых источников энергии. В число стимулов для потребителей входят убавление корпоративных налогов на авто, безвозмездная парковка в отдельных городках, убавление стоимости страхования каров, освобождение от уплаты налога на творенье заторов в Стокгольме и понижение ежегодного налога на транспортное средство. Не считая того, биоэтанол не облагается налогом на минеральное горючее. Шведское правительство также приняло закон, сообразно тот или другой 75% каров, закупаемых государством, не считая полицейских, пожарных и каров быстрой подмоги, должны действовать на другом горючем. А все бензиновые АЗС с годовым объемом продаж наиболее 1000 куб. мтр должны до точки 2009 года определить колонки для отпуска альтернативного горючего.

Ряд мер, направленных на популяризацию биотоплива, предприняла и Франция. Там есть налоговые льготы, используемые к другому горючему и Flexifuel. Также во Франции планируется определить до точки 2008 года 1,5 тыс. колонок с E85. Не считая того, французская администрация закупит 15% от корпоративного размера закупок каров в 2007 году и 30% -- в 2008 году. К раскаянью, за границами Швеции горючее E85 дают лишь 138 АЗС. К образцу, в Англии их итого 13, а в Испании, Норвегии и Венгрии -- итого по одной. Тем более в Европе растет сектор, поставляющий биотопливо и Flexifuel. Так, в Швеции численность предлагающих эти внешности горючего заправок подросло с нуля в 2001 году до 600 в нынешнее время. В Рф же на данный момент нет ни одной заправки биоэтанола. При всем этом биотопливо у нас создают -- на экспорт. Для внутренних потребностей русского базара это безвыгодно в главную очередь из-за налоговых вопросов: биоэтанол попадает в разряд алкоголесодержащей продукции. Невыносимо привлечь к биоэтанолу потребителей и без налоговых льгот, тот или другой разрешают экологически чистым карам соперничать по стоимости владения с нормальными машинками. Этаноловое горючее доставляет приблизительно на 30% младше энергии, чем бензин, поэтому кар Flexifuel расходует приблизительно на 30% главным образом E85, ежели бензина. Так что навряд ли Ford Flexifuel, как и экологически чистые модели других крупнейших автопроизводителей, доедет до Рф в наиблежайшие годы.

Человек, тот или иной включил свет

Не так давно научная общественность официально отметила роль светоизлучающих диодов в жизни населения земли. В прошедшем году их изобретатель доктор Калифорнийского института Сюдзи Накамура заработал Приз тысячелетия, учрежденный финским Технологическим фондом наград. Вообщем-то личный основной голубий LED -- полупроводниковое агрегат на основанию хим соединения нитрида галлия с прибавлением индия -- японец разработал еще в 1993 году. Тогда значение данной разработки имелось очевидно недооценено -- работодатель Накамуры компания Nichia выплатила ему за нее итого $180. История, знакомая на своем опыте почти всем русским ученым. Правда, в 2001 году, осознав значение свойского открытия и несправедливость Nichia, японец подал в трибунал на компанию. В 2005 году он выиграл процесс и заработал от экс-работодателя теснее $7 млн. Еще {euro}1 млн Сюдзи Накамура заработал как лауреат Приза тысячелетия. На пресс-конференции, посвященной вручению заслуги, физик пообещал, что передаст число присужденной премии организациям, тот или другой занимаются продвижением источников света на основанию светодиодов в развивающихся странах. Этот вопросец издавна тревожит Накамуру. Во пора своей общественной лекции в научно-выставочном центре Heureka он представил слушателям снимки ночных полушарий планетки и отметил, что сегодняшний день хорошо освещены едва лишь некие регионы мира: Европа, США, Китай, европейская число Рф и Япония. Австралия, Африка, Латинская Америка и вся территория Сибири погружены во сумрак. По суждению Накамуры, эту "мировую несправедливость" могут одолеть светодиоды. Кстати, изобретение Накамуры воздействовало и на развитие компьютерной и бытовой техники. Подтверждено, что в холодильнике, где определены LED, срок хранения плодов и овощей увеличивается на недельку. Также конкретно благодаря Накамуре и его светодиодам сегодняшний день светятся мониторы мобильных телефонов.

Другие источники энергии

По различным оценкам, толика нестандартных восстанавливаемых источников энергии (НВИЭ) в энергобалансе почти всех стран к 2010-2015 годам достигнет минимум 10%. Положительные характеристики этих источников -- распространенность, экологическая чистота, отрицательные -- маленькая частота потока, другими словами удельная мощность, и изменчивость во медли.

Первое событие принуждает творить взрослые площади энергоустановок, перехватывающие поток применяемой энергии: приемные поверхности солнечных конструкций, площадь ветроколеса, протяженные плотины приливных электростанций. Фактор бесплатности большинства внешностей НВИЭ также нивелируется вескими расходами на приобретение соответственного оборудования. В итоге безвозмездную энергию способны использовать генеральным образом богатые страны.

Величайшее использование на данный момент заработал самый изменчивый и переменчивый вид энергии -- ветер. Суммарная глобальная определенная мощность больших ВЭУ и ВЭС, по различным оценкам, сочиняет от 10 до 20 ГВт. По-видимому, и в наиблежайшей перспективе ветроэнергетика сохранит близкие передовые позиции. Глобальными лидерами по использованию энергии ветра приходят США, Германия, Нидерланды, Дания, Индия.

2-ое площадь по размеру применения занимает геотермальная энергетика. Суммарная глобальная мощность геоТЭС сочиняет более 6 ГВт. Они полностью конкурентоспособны по сопоставленью с традиционными топливными электростанциями. Все-таки геоТЭС зависят от месторождений парогидротерм либо термоаномалий, что ограничивает область применения геотермальных конструкций. Преобладающим обликом оборудования тут приходят так-называемые плоские солнечные коллекторы. Их общемировое создание сочиняет, по нашим оценкам, более 2 млн кв. мтр в год. В таковых площадях Рф, как Камчатка и Курильские острова, тот или другой временами оказываются на грани выживания в ожидании еще одного танкера с топливом, геотермальная энергетика способна конструктивно решить проблему энергообеспечения.

Деятельно употребляется и солнечная энергия, при этом при преображеньи энергии приноравливается два способа -- термодинамический, но в большей мере фотоэлектрический. Так, суммарная глобальная мощность автономных фотоэлектрических конструкций достигла 500 МВт. На этом способе основан чертеж "Тыща крыш", реализованный в Германии, где 2250 жилья водились оборудованы фотоэлектрическими агрегатами. В США принята еще больше масштабная программа -- "Миллион солнечных крыш", тот или другой планируется выполнить до 2010 года. Расходы федерального бюджета на ее реализацию составят $6,3 миллиардов.

Марта Приходько

Прибавление к газете "Коммерсантъ" № 170(3746) от 19.09.2007

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.