В выигрышном свете (часть первая)

Организация  освещения играет немаловажную рольЕсли интерьер дополнен оригинальными светильниками, то освещение в пространстве лестницы несет и декоративную нагрузку. Сегодня освещению вспомогательных зон дома уделяется не меньше внимания, нежели освещению основных помещений. Коридоры, холлы, лестницы перестали быть второстепенными, исключительно функциональными пространствами. Когда основополагающими требованиями к интерьеру стали комфорт и красота, они постепенно обретают статус парадных помещений. Соответственно меняется и отношение к ним заказчика.

 

Организация двухуровневого пространства и появление лестницы в жилом интерьере - ситуация довольно распространённая, можно сказать, обыденная. Лестница стала значимым формообразующим, композиционным и декоративным элементом. Поэтому организация её освещения играет немаловажную роль. Являясь частью общего замысла, оно решает ряд специфических проблем, как функциональных, так и эстетических.

Функции света в пространстве лестницы

Первая и основная функция - создание в помещении уровня освещенности, достаточного для удобства использования лестницы по ее прямому назначению Но не только. Лестница - это своего рода вертикальный коммуникационный узел, в то время как коридоры, холлы, переходы можно рассматривать как горизонтальные И освещение способно подчеркнуть, усилить пространственный эффект. Например, объединить лестничный объем с окружающими помещениями или, наоборот, разделить их В первом случае достаточно использовать одинаковые источники света, создав идентичный уровень освещенности на лестнице и в прилегающих к ней зонах. Это возможно не только с помощью искусственного света, но и дневного. Чтобы отделить лестничное пространство от остального, можно создать несколько независимых световых композиций. Например, если прилегающий к лестнице холл освещен расположенными по периметру точечными светильниками, он кажется как бы замкнутым. И лестница в этом случае оказывается значительно темнее - происходит четкое разделение объемов. К тому же яснее читается пространственная ориентация помещений - горизонтальный холл и вертикальная лестница.

В светлое время суток дневной свет, льющийся из окон, делает лестницу светлее холла. Но и в этом случае сохраняется их четкое разделение. Если же в холле включено искусственное освещение, то различие создается соотношением дневного и искусственного света. Таким образом его можно использовать как способ формообразования в интерьере.

Свет, безусловно, решает и ряд психологических проблем. Оказавшись на лестнице, человек попадает в четко очерченный, можно сказать, ограниченный объем. Ограниченный не только физически, но и чувственно, осязаемо. Он как бы зажат в вытянутом пространстве, где даже потенциальное движение определено лишь двумя направлениями. Теплый струящийся свет может смягчить восприятие, избавив от клаустрофобии, стать ориентиром, приглашающим достичь верхней или нижней точки пространства, предоставить максимум комфорта.

Если интерьер дополнен оригинальными светильниками, создающими игру лучей света и причудливых теней, то освещение в пространстве лестницы несет и декоративную нагрузку.

Очевидно, что в жилом интерьере следует придерживаться общих правил формирования достаточного и равномерного освещения. Его интенсивность зависит от функционального назначения того или иного помещения. Выделение определенных зон направленным светом происходит исходя из утилитарных потребностей Но эти всем известные требования, в зависимости от параметров конкретного жилища и дизаинерской концепции, могут быть реализованы совершенно по-разному.

Условия организации освещения

Очевидно, что в жилом интерьере следует придерживаться общих правил формирования достаточного и равномерного освещения Существует несколько важных факторов, влияющих на формирование концепции освещения в пространстве лестницы.

Первый фактор, который необходимо учитывать,- наличие окна или витража, то есть естественного света. В городских квартирах оконный проём на лестнице встречается довольно редко. Такое решение более характерно для частного дома. Лестница, наделённая окном или витражом, обычно бывает парадной. Трёхмаршевая, часто с большим холлом, она интенсивно освещена днём. Тем не менее дневного света не всегда бывает достаточно.

Может потребоваться дополнительное искусственное освещение. К тому же окно или витраж служат естественными световыми акцентами. В тёмное время суток при переходе на искусственное освещение визуальный образ пространства может измениться или даже разрушиться. Всё это необходимо учитывать при разработке концепции освещения лестничного объёма.

Лестница может не иметь оконного проёма и вместе с тем быть парадной, если она ярко освещена и свет отражается от белых поверхностей стен. Большой, просторный холл подчёркивает её значимость в интерьере.

Холл, как таковой, заслуживает внимания и уважения. Это своего рода связующее звено между жилыми помещениями и лестничным колодцем. Даже небольшой холл делает лестницу уютной. Он добавляет объёму ощущение пространства, воздуха, что психологически более комфортно. Это особенно ощутимо, когда лестница невелика по габаритам и не имеет окна. Назовём такую конструкцию функциональной. Лестница, как известно, бывает не только прямой, но и винтовой. Яркий декоративный элемент интерьера может быть выполнен из различных материалов. А продумав освещение, такую лестницу можно подать "в выигрышном свете".

Всё вышеперечисленное играет значительную роль в процессе проектирования световой концепции лестницы. Но всё же главное - это разработка оптимальной комбинации различных типов освещения.

Типы освещения

Помимо общего довольно часто требуется организация ещё и локального освещения. Как известно, существует несколько типов света- прямой, рассеянный, отражённый и комбинированный. Все они могут использоваться как составляющие элементы освещения лестницы.

Лучше, если общий свет на лестнице будет равномерным, рассеянным и достаточно ярким. Для этого подойдут настенные светильники, размещённые выше среднего роста человека. Следует снабдить их рассевателями или абажурами, чтобы прямой свет не слепил и не привлекал чрезмерного внимания. Отражённый свет создаст эффект прозрачности пространства. Это адекватно естественному дневному освещению и поэтому наиболее комфортно для восприятия.

Общее освещение можно организовать с помощью точечных источников света, расположенных на потолке над лестницей или в прилегающих к ней помещениях. Размещают их вдоль лестничных маршей, над промежуточными площадками, над лестничным колодцем.

Интересно освещает лестницу объёмный светильник, висящий в "воздушном пространстве" лестничного колодца. Использование различных типов стекла позволяет варьировать степень рассеянности света. Выбор формы, размеров и количества светильников зависит от стилистики всего пространства.

К сожалению, общего освещения не всегда достаточно. Часто требуется ещё и локальное, чтобы пользоваться лестницей было удобнее.

Локальное освещение

Световой поток в этом случае будет направлен параллельно ступеньке или на неё Для него используют источники света, размещённые на одинаковом расстоянии друг от друга на стыке стены и лестничного марша. Световой поток в этом случае будет направлен параллельно ступеньке или на неё. Можно встроить источник света непосредственно в ступеньку, тогда лучи будут освещать несколько предыдущих. Такое решение допустимо для лестниц различных стилей, выполненных из разных материалов. Светящимися, полностью или частично, могут быть и сами ступени. Все эти приёмы позволяют совместить локальное освещение с общим.

Для лестничных площадок приведённые выше способы локального освещения подходят не всегда. Лучше разместить светильники так, чтобы световой поток не ослеплял идущего, в каком бы направлении не осуществлялось движение. Поэтому стоит использовать приёмы общего освещения. Если же из-за композиционных или стилистических требований необходимо разместить светильники ближе к полу, то они должны быть оборудованы рассеивателями. В этом случае, даже когда световой поток направлен навстречу человеку, он не сможет его дезориентировать и не создаст некомфортную ситуацию. Можно также использовать светильники с изменяемым направлением светового потока.

Довольно часто над лестничной площадкой располагают декоративный плафон или светильник, в большинстве случаев осуществляющий функции общего освещения. Но благодаря пространственному расположению и визуальным характеристикам, он акцентирует внимание на лестничной площадке. Также её можно визуально выделить, используя напольный светильник.

Если существует необходимость дополнительного освещения перил, удобно располагать источники направленного света в начале и конце лестничного марша или вдоль него. Часто в подобных случаях функции декоративного, локального и общего освещения объединяются.

Когда позволяют стилистические параметры интерьера, можно использовать гибкие люминесцентные шнуры, которые подчеркнут перила по всей длине. Но это, скорее, частный случай.

В интерьерной практике широко распространена разработка локального освещения в зоне лестничных маршей. Остальные функции обычно осуществляет общее или декоративное освещение.

В первую очередь коридоры и лестничные пролёты, как и другие переходы, несут функциональную нагрузку. Поэтому у человека, идущего любым таким переходом, должно создаваться ощущение безопасности. А также, чем длиннее проход, путь, тем в большей степени требуется создать эстетическое впечатление от пути. Это справедливо как при дневном освещении, так и при искусственном.

В организации освещения имеют значение пять факторов: яркость света, направленность, степень рассеянности, длина прохода и создающийся рельеф теней. Исходя из этого можно ещё при проектировании продумать, что будет собой представлять переход или коридор. Сочетание факторов зависит от того обстоятельства, будет ли это многолюдное или малопосещаемое пространство.

Прежде всего - яркость света, она должна быть тем более интенсивной, чем больше длина прохода. Именно это условие способствует созданию ощущения безопасности в общественных переходах. В малолюдном пространстве свет, как правило, должен падать сверху, потому что тогда не создаётся посторонних теней, которые могли бы вызвать чисто психологическое ощущение настороженности или тревоги. При этом свет преимущественно должен быть рассеянным, для того чтобы ликвидировать возможность образования теней.

В многолюдном пространстве, наоборот, направленность света может быть снизу, в таком случае рельеф теней станет более интенсивным, что и будет создавать ощущение парадности, иллюзию присутствия ещё большего количества людей. Этот эффект можно использовать в парадных холлах, приёмных. Кроме того, если рельеф теней создаётся рисунком каких-либо решёток, перил и тому подобных элементов, то эти тени ещё и усиливают эстетическое восприятие длинного перехода.

Большое значение имеет длина прохода: чем она больше, тем больше должна быть рассеянность света, поскольку интенсивный свет при большой длине пути утомляет зрение, а рассеянный действует более благоприятно. Но в общественном переходе с большим количеством людей необходима меньшая рассеянность света, который должен быть тем более интенсивным, чем больше длина прохода.

Направленность света имеет очень большое значение, потому что направление световых лучей снизу вверх добавляет ощущения присутствия людей, то есть увеличивает, усиливает ощущение безопасности от этого. Чем больше людей, тем больше может быть теней. И наоборот - чем меньше людей в коридоре, тем в большей степени тени должны быть приглушены, уничтожены направлением света сверху вниз и рассеяны.

(продолжение следует)

Ксения Аксельрод

www.batteryteam.ru

Светотехника, освещение, лампы
 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.