Выставка светодизайна в ГолландииВыставка, курируемая Лео Кролом (Leo Krol), представляет около 100 объектов светового дизайна от таких легендарных и значимых для голландской и мировой культуры брендов, проектировщиков и студий, как Геррит Томас Ритвелд (Gerrit Thomas Rietveld), Уиллем Гиспен (Willem Gispen), Тейо Реми (Tejo Remy), Бертьян Пот (Bertjan Pot), Пиеке Бергманс (Pieke Bergmans), Atelier NL, Юрген Бей (Jurgen Bey), Ричард Хаттен (Richard Hutten), Альдо ван ден Ньевелаар (Aldo van den Nieuwelaar), Франс ван Ньевенборг (Frans van Nieuwenborg), Хенк Сталлинга (Henk Stallinga), LUMIANCE, DROOG, SOLID, MOOOI.
История голландского светодизайна охватывает около четырех поколений проектировщиков и идейный спектр от сухого минималистичного функционализм начала ХХ века до концептуального трэша современности. С рождением лампочки Эдисона в Нидерландах началась эпоха легких конструкций. В 1900-е годы архитекторы Петрюс Куперс (Petrus Cuypers), Хендрик Петрюс Берлаге (Hendrik Petrus Berlage) и Генри ван дер Вельде (Henry van der Velde) организуют совместное предприятие по разработке уникального освещения для собственных архитектурных проектов. В это же время, вдохновившись трудами немецкого «баухауза» и швейцарского архитектора Ле Корбюзье, дизайнер и бизнесмен Уиллем Гиспен работает над стандартизацией инновационных осветительных конструкций (сохранивших, впрочем, отчасти и элементы югендстиля) и запускает их в массовое производство.
Первые лампы бренда GISO имели очень простой набор компонентов - белую «луковицу» и стеклянный плафон сферической или блюдообразной формы, которому мог вторить закрепленный чуть выше светоотражающий диск меньшего диаметра. Но под маркой Гиспена выходили и экспериментальные лимитированные серии так называемых unicaat, к примеру построенная на противовесе крупных объемов Piano lamp архитектора Якобуса Оуда (Jacobus Oud). В 1927 году Уиллем Гиспен обустраивает интерьеры известного района Weissenhofsiedlung в Штутгарте, который впоследствии послужил образцом жилой застройки для многих европейских городов послевоенного периода.
В 1920-1924 годах Геррит Ритвелд экспериментирует с флуоресцентными трубками, укладывая их в яркую прямолинейную графику - подобно той, что царит в его конструктивистских предметах мебели и на полотнах Мондриана. В 1922-1930 годах художник и преподаватель «баухауза» венгерского происхождения Ласло Мохоли-Наги (László Moholy-Nagy) работает над легковесными световыми скульптурами, построенными на отражениях, мобильности и ротации элементов. Через 30 лет его опыты приведут к появлению кинетических бескаркасных осветительных конструкций, а пока его проекты успешно реализует предприятие Гиспена. В 1926 году пост главного инженера в компании PHILIPS занимает Луис Кальфф (Louis Kalff), который по совокупности вклада в мировой дизайн и по сей день является советником департамента проектирования. Уделяя меньше внимания архитектонике и технологии, Кальфф движим поиском золотой середины между функцией и эстетикой.
В 50-60-е годы флуоресцентные лампы добираются до гостиных, а характерной чертой голландского светодизайна в противовес дорогостоящим итальянским конструкциям становятся строгость и простота материала. На рынок выходят ALVIA, ARTIFORTE, HALA, EIKELENBOOM, RAAK, GEPO, HIEMSTRA/EVOLUX, INDUSTRIA, Luxo EN LUMIANCE. Однако к концу ХХ века почти вековые сдержанность и пуританство частично себя изживают: современные голландские проектировщики – одни из самых активных и экстравагантных концептуалистов в мире, хотя в основе их проектов часто лежит все тот же принцип минималистичной простоты. Они собирают сотни неприкрытых ламп накаливания в единый пучок-гирлянду (люстра Роди Грауманса (Rody Graumans) для DROOG, 1993), превращают торшеры и плафоны в буффонную и кукольную декорацию (стиль Марселя Вандерса), подменяют «луковицы» бутылками из-под молока (Тейо Реми) или кольцами гимнастического снаряда (светильник Lumalasch Хенка Сталлинги, 2002).
|