Зонировать так зонировать!05/06/2009
Зонирование — архитектурный термин, означающий разделение интерьера на несколько частей, как правило различных по своему функциональному назначению. В современной AV-технике существует аналог — система мультирум, предусматривающая распределение звуковых и видеосигналов по нескольким комнатам-зонам. Выводить AV-сигналы во вторую зону способны почти все современные AV-ресиверы и процессоры, а возможностей более сложных мультирумных систем и не перечесть.
Если у вас уже есть AV-система в гостиной (основной зоне), то самый простой вариант организации второй зоны — установка пары колонок в спальне с подсоединением их к основному усилителю мощности (ресиверу) посредством скрытых акустических кабелей. Тогда в обеих комнатах будет играть музыка — но только одна и та же... А если усложнить задачу — объединить во вторую зону несколько комнат и передать туда не только звук, но и изображение, — то по всей квартире можно будет слушать музыку и смотреть кино или эфирные телепрограммы. Это один из самых простых случаев. Более сложные и дорогие конфигурации предусматривают использование мультирум-контроллеров (соединяющих и распределяющих сигналы по всей квартире) и панелей управления, кнопочных или сенсорных, которые могут находиться в каждой комнате. Одно из достоинств сложного мультирума — возможность организации независимых зон с воспроизведением различного аудио- и видео контента. Иными словами, пока в гостиной идет кино, в спальне в это время можно смотреть спутниковое ТВ, а в ванной — купаться под фуги Баха. Количество вариантов может быть очень обширным и зависеть только от пожеланий заказчика и наличия у него соответствующего количества AV-источников.
Основные технические проблемы, с которыми сталкиваются инсталляторы при организации мультирумных комплексов, связаны непосредственно с передачей AV-сигналов без потери качества. Длина проводов в скрытой инсталляции достигает (в зависимости от размеров квартиры или дома) десятков и даже сотен метров, а на таких дистанциях влияние кабелей сказывается уже довольно ощутимо. Трудности при передаче звукового сигнала на большое расстояние вызываются тем, что возникают наведенные и внутренние помехи частоты 50 Гц («сетевой фон»}. В дорогой AV-аппаратуре с этим явлением можно побороться путем использования балансного подключения, которое эффективно снижает уровень сетевых помех. Но балансные кабели недешевы, да и соответствующие входы/выходы есть далеко не у всех компонентов. Однако если короткий акустический кабель слабо влияет на качество звучания, то при большой длине его электрическое сопротивление может достигать значений в единицы ом. Это не лучшим образом сказывается на взаимодействии усилителя и акустических систем, и в первую очередь значительно ухудшается качество баса. Поэтому передача аудиосигналов во вторую зону обычно происходит в «слаботочном» виде посредством хорошо экранированных межблочных кабелей. Можно передавать звукоданные и в усиленном виде — существуют модели регуляторов громкости со встроенным усилением, однако, повторимся, качество звучания будет компромиссным. Уже активно применяются системы, в которых аудиосигналы передаются в цифровом виде, практически нe подверженном внешним помехам. Особый интерес представляют беспроводные системы, использующие Wi-Fi-coединение между центральным контроллером и приемниками сигнала, преобразующими «цифру в аналоговый звук.
Но самый сложный вопрос — передача во вторую зону изображения. Обычно туда посылается простой композитный видеосигнал — наиболее помехозащищенный, но наименее качественный по сравнению с остальными типами (S-Video, компонентным, HDM1). Трансляция на большие расстояния более качественного компонентного аналогового или цифрового видеосигнала практикуется сравнительно редко. Использование интерфейса HDMI затрудняется тем, что очень сложно и дорого сделать достаточно длинный HDMI-кабель без необратимых потерь в качестве изображения. На сегодняшний день цена такого соединителя легко может достигать нескольких десятков тысяч рублей, а гарантий — никаких... Впрочем, разработчики постепенно преодолевают эти проблемы, наращивая длину HDMI-проводников, — уже представлены работоспособные модели HDMI-кабеля длиной до 20 м. Можно решить проблему путем установки специальных усилителей видеосигнала, увеличивающих соотношение сигнал/шум и повышающихтем самым помехозащищенность линии. Правда, подобные меры актуальны лишь тогда, когда средства видеоотображения требуют высокого качества картинки. В большинстве случаев для воспроизведения, скажем, телевизионных программ на кухне достаточно и «композита».
Управление во второй зоне можно реализовать несколькими способами. Самый простой — отсутствие управления, то есть все регулировки и настройки осуществляются в основной зоне одним ПДУ. Но такое решение, по сути, сводит на нет саму идею «второзонности». Более продвинутый вариант — применение внешних инфракрасных приемников или ИК-репитеров (маленьких датчиков ИК-сигнала, которые можно установить в другой комнате и подсоединить к устройству в основной зоне). Тогда управлять, скажем, DVD-плеером или ресивером можно непосредственно во второй зоне с его штатного пульта, У большинства сегодняшних моделей ресиверов, выполняющих функцию центрального коммутационного блока AV-системы, имеются специальные разъемы для подключения ИК-репитеров. Также у многих современных AV-устройств есть так называемые триггерные порты (обычно с напряжением 12 В), которые предназначены для одновременного включения сразу нескольких компонентов. Например, можно включить видеопроектор синхронно с опусканием моторизованного экрана и включением во второй зоне (на кухне) ЖК-телевизора, чтобы спокойно следить за развитием сюжета, пока варится кофе...
В сложных мультирум-системах, имеющих один-два контроллера, управление осуществляется при помощи настольных или встраиваемых в стены панелей управления — кнопочных или сенсорных с цветным ЖК-экраном. Кнопочные панели практичны, но это уже прошлый век. Сенсорные панели предлагают значительно больше возможностей, и выпускает их ограниченное количество компаний. Сенсорные панели нельзя подключить самостоятельно — поскольку, кроме сложного монтажа, они требуют и специального программирования под конкретные требования. Это крайне сложная работа, которую выполняют квалифицированные инсталляторы техники. Зато такая система позволяет легко настраивать звук в любой зоне квартиры, выбирать различные источники сигнала и эффективно управлять ими, не сходя с места. Существуют также переносные сенсорные панели (довольно, кстати, дорогие — от 6 тыс. у. е.), способные заменить сразу несколько настенных моделей. Иногда в роскошной инсталляции можно встретить десяток настенных панелей и парочку переносных — это очень недешевая комплектация, в которой, по большому счету, панели дублирует друг друга.
Конечный элемент — акустические системы и устройства вывода видеосигнала — создают наименьшие трудности при инсталляции, Помимо традиционных громкоговорителей, сейчас все чаще используется встраеваемая акустика, монтируемая обычно в подвесной потолок (In Ceiling) или стены (In Wall). Вторая зона с применением встраиваемой акустики приобретает все большую популярность — прежде всего из-за незаметности оборудования в интерьере (в комплекте идут внешние рамки под покраску). Для ванных комнат выпускаются специальные влагозащищенные модели АС, которые можно установить в реечный потолок. Акустические кабели для «встройки» протягиваются над подвесными потолками вместе со слаботочными и силовыми проводами. Встраиваемую акустику выпускают почти все крупные производители традиционных колонок, и доступный в России ассортимент включает продукцию нескольких сотен (!) марок.
Источник: Журнал "DVD Expert"
|