Искусство витража

искусство витража

Витражи, так же как и мозаики, создаются из кусочков цветных стёкол. Изначально для изготовления витражей применялись самые разнообразные цвета, что говорит о высоком уровне техники варки стёкол в одиннадцатом – тринадцатом веках. Основными цветами били синий, жёлтый, красный, пурпурный, зелёный, красновато коричневый, зелёный с золотистым отливом. У каждого из этих основных цветов было около трёх дополнительных оттенков, так например, у синего цвета оттенки варьировали от голубого до индиго и так далее.

Наиболее популярными были стёкла пурпурного и прозрачного цвета, а также их оттенки, которые в сочетаниях с другими цветами создавали поразительно красивые изображения.

В основном витражами украшали церкви, поэтому многие из них сохранились до наших дней. Глядя на изображения святых мучеников, девы Марии, невольно поражаешься тому, насколько реалистично творение художника.

Содержание большинства витражей, датируемых одиннадцатым – тринадцатым веком, в основном носит религиозный характер. Это нужно было для того, чтобы, во-первых, отвлечь мысли прихожан от забот внешнего мира, а во-вторых, подготовить их в духовном плане к восприятию слова Божьего. Так находило своё выражение догма церкви периода феодальной раздробленности.

Но это вовсе не означает, что витражи, отражающие исторические реалии, в то время не расписывали. Напомню, что вплоть до начала тринадцатого века культура была связана с крестьянской средой, точнее с народным творчеством, фольклором.

Тринадцатый век является своеобразным переломным этапом, так как его начало знаменует собой переход от крестьянских масс к городскому населению.

Теперь искусство находило своё выражение в архитектурных сооружениях. Они создавались большими коллективами ремесленников. Соответственно, наряду с витражами религиозного характера, часто использовались витражи, показывающую настоящую действительность, примеры бытовых сцен. Например, предметом изображения таких витражей являются сапожник, строители, архитекторы, изображённые в процессе работы.

Как правило, витражи, показывающие реальную действительность, преподносили в дар монастырям и соборам, а также ремесленным цехам. Обычно они помещались в нижней части большого витража, нам они интересны, в первую очередь, потому что в них показана повседневная жизнь.

Витражи готического периода отличаются яркостью своих красок, декоративностью, красотой плоскостного рисунка. Примечательна связь готического витража с архитектурой этого периода. Сама живопись на стекле отличается монументальным стилем.

Но, искусство создания витража не ограничивается периодом готики. Оно продолжает развиваться.

Новый этап в истории развития витража связан с наступлением четырнадцатого века. С началом нового века в технологии изготовления витражей произошли изменения. Большое распространение получила техника «гризайля».

Её суть заключается в следующем: на рисунке во всех местах перехода одного тона в другой используется чёрная или коричневая краска. Для получения тёмного цвета использовались составы, содержащие смеси из металлических окислов. По своему химическому составу и техническим качествам такая краска ничуть не уступает красителям, применяемым для росписи фарфора, стекла.

Рисунки, созданные с применением данной техники резко отличаются по своей стилевой манере от витражей готического периода, прежде всего тем, что здесь более контрастный переход, использовались отдалённые красочные пятна, какие-либо орнаментальные композиции. В целом витражи, выполненные с применением гризайля, часто напоминали по своему внешнему виду либо ковёр, либо красивую узорчатую ткань.

Ещё одним новшеством стало изобретение жёлтой краски, предназначенной для рисунков на стекле.

В основном, все красители, применяемые для росписи витражей, фарфора изготавливались на основе металлов, которые не могли полностью раствориться в расплавленном в процессе варки стекле. Вместо этого они распределяются вдоль всей поверхности стекла, за счёт чего образуется так называемый коллоидный раствор стекла. При смешении золота и меди таким образом получаются оттенки красного цвета, а при использовании серебра получается краска жёлтого цвета. Поэтому основой для краски жёлтого цвета являлось серебро.

Такой цвет получали с помощью протравы. Это один из способов получения окрашенного стекла, очень популярный на протяжении всего четырнадцатого века. Цвет получается следующим образом: сначала делают пасту, в основу которой входят соль серебра, охра, глина, клей. Пасту наносят ровным слоем на стеклянную поверхностью, которую требуется окрасить. Затем начинается процесс сушки, после которого стекло подвергают обжигу, причём, максимальная отметка температуры не должна превышать шестисот градусов по Цельсию. И, наконец, последний этап – стекло очищают от нанесённого ранее состава. Стекло, на котором была нанесена паста стало жёлтого цвета, конечно интенсивность зависит от количества соли серебра, из которого готовят пасту, а также от времени, потраченного на обжиг. Чем больше он длится, тем насыщеннее становится цвет. Так как в основе такого способа окраски лежит диффузия, то есть частицы серебра проникают на некоторое расстояние в глубину стекла, а стимулирует протекание этого процесса – обжиг.

Также, четырнадцатый век примечателен новым способом создания прозрачного стекла, причём теперь стеклянные листы имеют большую площадь по сравнению с тем, что делали до этого. Кстати, новая техника позволила улучшить качество изготавливаемой продукции. Швов на поверхности стекла теперь практически не было, что давало принципиально новые возможности для фантазии художника, расписывающего витражное стекло красками.

Среди основных черт витража четырнадцатого века, пожалуй, можно назвать гравировку, получаемую при помощи «медного колеса» – своеобразное название технологии. То есть с помощью медного колеса с поверхности стекла срезаются слои разной глубины, так наносится рисунок, который потом закрашивается.

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.