Истинное искусство искусственного света
Как правило, оформляя интерьер, освещение мы оставляем на потом. Огромный выбор представленных сегодня осветительных систем и приборов обнадеживает и усыпляет бдительность. Казалось бы, что сложного: прийти в магазин и купить то, что понравилось. Меж тем, являясь одной из важнейших составляющих искусства дизайна, освещение требует к себе куда более осмысленного подхода, предварительного планирования и профессиональных знаний.
Сколько раз красивый и стильный интерьер в одночасье превращался во вполне обыденную обстановку со стандартным набором предметов мебели. Как часто ожидаемый эстетический эффект не оправдывал надежд, а помещение становилось неудобным и непрактичным. Оказывается, самый дорогой и эксклюзивный вид отделки способен «потеряться», цвет, текстура и объем радикально измениться, а прочие дизайнерские «фишки» попросту рухнуть, стоит лишь… включить свет. Все это не детские страшилки, а вполне взрослые и насущные вопросы, связанные с проблемой освещения жилого пространства.
Чтобы не пришлось на кухне готовить с фонариком, а в спальне ощущать себя словно на операционном столе, в прихожей сильно щуриться, пытаясь разглядеть, кто пришел, а входя в ванную, всякий раз зажмуриваться от неестественно яркого света, необходимо учесть множество моментов. Ведь самое лучшее освещение - то, которое наиболее всего соответствует практическим целям и эстетическим задачам каждого помещения.
То, что естественно
К сожалению, часто мы недооцениваем, а то и вовсе забываем о роли естественного освещения. А ведь именно оно и является той самой «исходной точкой», с которой следует начинать придумывать, рассчитывать, планировать и изобретать.
В большинстве случаев в роли источников естественного света в доме выступают окна и балконы. Их значение тем более возрастает, если дом изначально планировался с учетом природно-географических особенностей местности и с разумным расположением внутренних помещений, как-то: спальня - на север, гостиная - на запад, кабинет - на восток и т. д. Кроме того, в загородном доме дополнительным источником естественного света зачастую становятся так называемые слуховые окна, те самые, что в потолке верхнего этажа, наклонные и вносят изюминку в любой интерьер. По правде сказать, хотя о вкусах и не спорят, учесть стороны света все же не помешает.
Итак, не мудрствуя лукаво, признаем: от расположения, размеров и количества окон зависит выбор цветовой гаммы самого помещения, мебели для него, аксессуаров и прочих немаловажных «вещиц». Так, скажем, в комнате с недостаточным поступлением дневного света предпочтительнее использовать более светлые тона. В этом случае помещение будет казаться светлее, больше и уютнее. При чрезмерном же естественном свете для убранства разумнее всего использовать более темные тона; это придаст обстановке спокойствие и гармонию. Еще один немаловажный момент - выбор тканей или материалов для занавесок, штор и жалюзи. Именно они выступают в роли «механизма», позволяющего регулировать поток естественного света. По сути, декоративное убранство окна выполняет ту же функцию, что и абажур в электрическом светильнике: например, прозрачные ткани помогут рассеять яркий режущий свет и превратить его в теплое и ненавязчивое освещение; а вот, скажем, жалюзи - сделать помещение светлее или темнее по собственному усмотрению.
В идеале вся система искусственного освещения также целиком и полностью должна планироваться в соответствии с количеством света, поступающим с улицы. К сожалению, в наших широтах естественного освещения даже в дневное время суток, как правило, не хватает. Поэтому и приходится изощряться, идти на разного рода хитрости и выдумывать многочисленные уловки, дающие дополнительный приток света.
И то, что искусно
В отличие от естественного освещения, искусственный свет хорош в первую очередь тем, что его мы можем регулировать, сообразуясь с сиюминутными потребностями. Неважно, сырость ли за окном, серость или непогода, всегда можно сделать так, чтобы в комнате было тепло и светло. Сегодня для этого существуют электрические лампы; раньше были свечи, керосинки, камины, факелы и прочие приспособления. Завтра наверняка появится что-нибудь еще.
При планировании систем освещения жилого пространства следует исходить из того, что свет должен быть прежде всего удобным и уместным, а также соответствовать целям помещения. При этом, однако, не стоит забывать и о сугубо декоративных возможностях света; благодаря им одно и то же пространство может казаться больше или меньше по площади, теплее или холоднее по гамме, агрессивнее или спокойнее по духу и т. д.
В частности, при включенном ярком верхнем свете комната обязательно будет представляться больше. Кроме того, именно освещение играет главную роль при создании различного рода стилизаций, имитаций и театральных эффектов. Так, например, местное освещение поможет подчеркнуть декоративные особенности той или иной обстановки, допустим, резьбу старинной мебели или оттенок коврового покрытия, предметы изобразительного искусства или витраж и т. д. А может, напротив, свести эффект удачно оформленного интерьера на нет.
Исходя из вышесказанного, можно обозначить несколько типов искусственного освещения - общее, местное и декоративное. Первое достигается путем применения потолочных и настенных светильников и предназначено для освещения всего пространства целиком. До недавнего времени его эксплуатировали наиболее активно. Однако культурная традиция последних лет во многом опровергла существующие каноны и теперь вполне допускает наличие в интерьере лишь второго типа освещения, то есть локального. С его помощью можно обеспечить направленный свет в тех местах, где это необходимо. Например, на кухне, где мы готовим пищу, или в гостиной, где предпочитаем читать. Для этих целей подходят торшеры, настольные, а также галогенные или люминесцентные лампы. И наконец, третий тип освещения, не имеющий, казалось бы, никакой сугубо практической функции и вместе с тем все чаще становящийся обязательным элементом любого интерьера. Декоративное освещение. Именно с его помощью самую обычную обстановку можно превратить в изысканную. Именно оно способно как нельзя лучше подчеркнуть те или иные достоинства помещения. В качестве источников декоративного освещения могут выступать всевозможные виды светильников, в том числе и специальные лампы, и прожекторы, оснащенные разноцветными фильтрами, и просто обычные свечи.
Ватты в люксах
Если действовать строго по науке, то, организовывая освещение, необходимо учитывать количество света, производимое каждым отдельным источником. Для этого существует специальная серия стандартных цифровых показателей, характеризующих оптимальную освещенность для различных зон жилого пространства. Так, например, рабочую часть кухни следует освещать из расчета примерно 200 люкс на квадратный метр; для комнат, ванных и коридоров достаточно 100 люкс; а вот, скажем, для спальни вполне хватит и 50. Распространено мнение, что чем больше ламп, соответственно, чем светлее, тем лучше. Это в корне ошибочно. Наши глаза одинаково устают как от недостаточного, так и от слишком яркого освещения. Необходимо выбрать оптимальный уровень освещенности. Как правило, на большинстве продаваемых в магазинах приборов указывается количество потребляемой ими энергии (в ваттах) и производимого ими света (в люксах). Таким образом, нетрудно подсчитать, сколько лампочек и какой мощности будет достаточно в каждом конкретном случае. Дело за малым - остается лишь выбрать светильники, соответствующие общему стилю интерьера.
Для начала следует различать два типа ламп. К первым относят так называемые лампы накаливания, или, как их еще называют, вольфрамовые, - в виде груши, дающие теплый свет желтоватого оттенка, создающий обстановку спокойствия и уюта. Второй тип - газоразрядные лампы. Они светят белым или голубоватым довольно холодным светом, зато, в отличие от ламп накаливания, не нагреваются. Наиболее известные представители этой группы - флюоресцентные и неоновые лампы. Как правило, в интерьере встречаются оба типа ламп, сочетание которых и позволяет достичь наиболее удачного равновесия декоративного и утилитарного.
Типология на заметку
Впору поговорить о различных типах светильников. Начнем с потолочных. Висячие светильники традиционно используются для создания общего освещения. Их свет объединяет пространство, однако если в помещении высокие потолки, то его часто бывает недостаточно. Потолочный светильник, оснащенный большим и широким абажуром, чрезвычайно хорош, скажем, для освещения обеденного стола. А вот многорожковая люстра станет незаменимой в обстановке, например, большой парадной залы. Главное - правильно рассчитать высоту осветительного прибора, чтобы он не выглядел одиноким и бесполезным где-то там под потолком или, наоборот, не стал причиной шишек и синяков у наиболее рослых гостей дома. Идеально, если потолочный осветительный прибор можно регулировать по высоте.
Наряду с висячими сегодня довольно часто используются и встроенные потолочные светильники. Как правило, такой тип освещения применяется в виде нескольких групп источников света, каждая из которых освещает определенную зону пространства и управляется отдельным выключателем. Обычно встроенные лампы используются в качестве общего освещения, однако их можно установить и для локальной подсветки. К встроенным светильникам также относят и те, которые монтируются в различных архитектурных элементах интерьера, например, в карнизах, полках, перегородках и т. д. Последние выполняют сугубо декоративную роль, зачастую буквально видоизменяя пространство - все целиком или высвечивая отдельные, наиболее яркие его фрагменты.
Чрезвычайно популярны сегодня и напольные светильники, иначе - торшеры. У них масса преимуществ. Во-первых, они сами по себе уже являются украшением обстановки. Во-вторых, не привязаны к определенному месту, их легко можно переставлять. Поэтому-то торшеры особенно удобны там, где в одном и том же помещении каждый занимается своим делом. Благодаря огромному выбору этих светильников их сложно отнести к одному определенному типу освещения: свет торшера может быть направлен и к потолку, и к полу, может использоваться для общего освещения, а может и вовсе походить на высокую настольную лампу.
Кстати, о настольных лампах. Функциональные и эстетические характеристики светильников этого типа также довольно разнообразны. Настольная лампа может быть как просто художественно-декоративным изделием, так и вполне полезным в интерьере элементом. В любом случае она служит источником дополнительного света, столь незаменимым при недостаточном общем.
Следующий способ освещения - рельсовый светильник или рампа. Эта осветительная система образована рельсом, который выступает в качестве опоры, и несколькими установленными на нем источниками света, которые можно перемещать. Обычно рампа является модульной, а значит, из ее отдельных элементов можно составлять различные комбинации. Все вместе это существенно расширяет как функциональные, так и декоративные возможности подобной осветительной системы и ставит ее в один ряд с наиболее популярными сегодня способами освещения. Ее целесообразно использовать там, где нередко происходит перестановка или меняется назначение помещения, например если гостиная, служащая местом для приема гостей, превращается в столовую залу или место семейного отдыха. В любом случае рампа удобна уже одним тем, что позволяет направлять потоки света в разные стороны в зависимости от необходимости.
Еще один вид светильников - точечные, или фокусные. С их помощью можно создавать абсолютно разные типы освещения в интерьере, в зависимости от наших потребностей, особенностей обстановки и практических задач. Так, фокусные светильники могут быть направлены на стены, отчего помещение будет казаться намного просторнее. А могут светить строго вверх, высвечивая, к примеру, декоративную лепнину на потолке. Нередко точечный светильник используется и там, где необходимо осветить рабочее место за письменным столом.
И наконец, настенные светильники - иными словами, бра. Их используют как для организации общего света, например в коридоре, холле, на лестнице коттеджа, так и для местного освещения определенной части комнаты, в частности ванной. Нередко бра с направленным вниз светом применяют и в качестве подсветки для картин или иных ценных предметов обстановки, однако чаще всего они служат для прикроватной подсветки в спальне.
Любое освещение должно быть организовано таким образом, чтобы его можно было варьировать в соответствии с меняющимися потребностями. И раз уж мы не можем позволить себе жить лишь в лучах солнечного света и вынуждены прибегать к волшебной силе электричества, имеет смысл максимально приспособить эту силу к собственным нуждам. Так, выбирая любой светильник, следует убедиться, что мощность и оттенок даваемого им света в точности соответствует тем целям, для которых он, собственно, и приобретается. В частности, для чтения специалисты рекомендуют свет голубоватого оттенка. А вот в столовой лучше всего подходит теплое освещение. Несколько встроенных светильников в сочетании с торшером или бра обязательно создадут теплую и гостеприимную обстановку уже в прихожей. А вот ванная комната потребует яркого и практичного освещения… Да что там, современный рынок осветительных приборов предлагает такое разнообразие, что просто глаза разбегаются. А выбор выключателей, позволяющий удовлетворять всевозможные наши капризы, а различные приспособления вроде диммеров, регулирующих яркость, и прочее и прочее… Словом, если разговор о физических параметрах света, так или иначе, можно завершить, то о рукотворных источниках освещения можно рассказывать бесконечно.
Загородное Обозрение
|