Ландшафтный дизайн освещения

Ландшафтный дизайн освещения

Городская среда агрессивна. Жители крупных городов в борьбе с ней выработали особый иммунитет и, пробиваясь в пятницу вечером сквозь безумный трафик, стремятся к воздуху, воде и зелени.

Садовые домики светодизайнеры освещения  превратили в загородные дома, в дома для отдыха в выходные дни, то есть в дачи, только другого уровня; шести соточный огород, став ландшафтом, претерпел сходную эволюцию. Набив шишек с экспериментами в «новорусский» период своей истории, «новая деревня» всерьез озадачена формированием нового стандарта жилой среды, «дома для жизни». Не секрет, что эта загородная жизнь занятых хозяев резиденций в основном протекает в вечерние и ночные часы; очевидно, это одна из причин взрыва интереса к искусству освещения ландшафта – волшебному средству преображения и городской, и деревенской действительности.

К чудесным ночным метаморфозам архитектуры в городе мы, похоже, начинаем привыкать. Несмотря на то что набор красок, используемых мастерами светописи из «Светосервиса» и «Моспроекта-3», небогат (желтый кадмий натриевых ламп, призрачная зелень и голубизна ртутных, иногда – яркие всполохи металлогалогенных ламп, белых или цветных), «раскраска» ночных фасадов позволяет сформировать эфемерное электрическое чудо – «второе лицо» города. Сочетание планов столичных градостроителей со стихией световой рекламы привело к формированию удивительного мира рукотворного света, зачастую ирреального и фантасмагоричного, иногда – неожиданно комфортного и уютного, но никогда не оставляющего равнодушным.

Осознав этот факт, мы всерьез заговорили о качестве световой среды, визуальной экологии, световом загрязнении. Свет – сильнодействующее средство, и его «передозировка» часто даже хуже полной темноты, а когда он становится цветным и тем более динамически меняющимся, нужна еще большая аккуратность – от прекрасного до уродливого здесь один шаг.

Памятуя об этом, возвращаемся в деревню, желательно подальше от Москвы, километров за шестьдесят, за бетонку, за тихие березовые леса, туда, где уже не видно пурпурного зарева на горизонте. Первое впечатление – тьма непроглядная. Останавливаемся в поле, выключаем фары автомобиля, задрав головы, смотрим на звездное небо. Через минуту, благодаря чудесным адаптационным способностям зрения, понимаем, что абсолютной темноты не существует. Млечный Путь в Москве (как и в любом другом крупном городе) действительно украден, а здесь он предстает во всей красе, не изменившейся за миллионы лет. Вот он, пустой холст для дизайнера ландшафтного освещения: не небытие темноты, а кусты, серебрящиеся в свете луны, и небо, полное звезд. Вспомнились забытые детские впечатления: свечение моря в июльской ночи где-то под Ялтой, зеленые светлячки в бабушкином саду… похоже, световые ассоциации так же прочно западают в память, как и запахи.

Въезжаем в коттеджный поселок – словно опускаемся с небес на землю. Ну почему иногда так хочется вывернуть лампочку? Оверлампинг, глэр[1], плохая цветопередача, «грязь» разноспектрального освещения[2] дополняются строительным мусором, валяющимся вдоль дороги (кстати, прекрасно освещенной придорожными консольными фонарями эпохи поголовной коллективизации). Жизнь сама подсказывает первое правило освещения ландшафта – сначала нужно выключить свет и избавиться от паразитного освещения. Особенно если это способ «включить» звездное небо.

Начинаем творить. Слушаем заказчика. Чтобы было неярко, уютно и красиво. Отлично, это уже что-то. Применяем ассоциативный подход. Смотрим фотографии объектов из портфолио, иллюстрации в книгах, вспоминаем виденное в натуре. Французская и итальянская Ривьера, Флорида, Париж, Рим, Москва, в конце концов. Вам нравится, как подсвечена эта аллея? А эти тени деревьев на доме? Это слишком контрастно, не правда ли? Шаг за шагом приходим к общей идее. Сначала – микроуровень, организация элементов будущей световой сцены, придание яркости отдельным объектам – деревьям, кустарникам, малой архитектуре, воде и камню, дорожкам, стенкам. Это – школа, но вариантов много уже на этом этапе. Кроме выбора яркости и цвета, это также выбор приема освещения и учет технических ограничений. Дальше – комбинируем, организуем пространство. Это может быть последовательность перспектив, открывающихся с наиболее важных точек. А может быть – амбиентное (обтекающее) заполнение светом, формирование среды как таковой. Не забываем и о функциональности, утилитарном значении освещения. Строим сцены согласно законам композиции, а может быть – вопреки им, прислушиваясь к своим чувствам и к желаниям заказчика.

Отвлекаясь от творческого процесса на частной территории, снова выходим за забор, к «коллективной» поселковой дороге. Здесь пока масса нерешенных проблем – от банальной нехватки Такого эффекта можно достичь, только применяя фибероптику. электричества до полного отсутствия световой архитектуры как таковой. Если в городе архитекторы всерьез озабочены проблемами светопланирования[3], зонирования освещения, то в деревне, даже если она за высоким забором на Рублево-Успенке, пока этим никто не занимается.

Перейдем к инструментарию – осветительному оборудованию, которое в последнее время к радости новаторов и к ужасу ретроградов развивается с умопомрачительной быстротой.

Источники света

Использованная выше аналогия с красками вполне имеет право на существование. Есть все основания полагать, что в ближайшие несколько лет мир станет существенно более «цветным» благодаря применению новых источников света. Однако для ландшафта, особенно для освещения растений, цветное освещение, как ни странно, часто неприемлемо. В цветном (фактически – в одноцветном) освещении деревья, кусты и цветы выглядят безжизненно, тогда как при освещении источниками с хорошей цветопередачей все сезонные краски листвы и, конечно, цветы будут радовать взгляд до зимних холодов. Кстати, зимой и в межсезонье цветную подсветку, наоборот, можно смело рекомендовать, а Рождество и Новый год, естественно, этому не помеха.

Лампы накаливания: день вчерашний

Применяются «по привычке». Единственное достоинство – широкое распространение при очень низкой цене. Короткий срок службы, низкая световая отдача[4]. Подсветка японского сада. Минимальное использование света. Ничем не примечательная днем калитка ночью может выглядеть волшебно и таинственно.

Галогенные лампы: классика

Отличная цветопередача. Малые размеры. MR-11 и MR-16. Большой выбор мощностей и углов рассеивания. Короткий срок службы. Высокая чувствительность к нестабильности напряжения питания.

Металлогалогенные лампы: слишком много света?

Очень яркие (металлогалогенная лампа с минимальной мощностью 35 Вт имеет световой поток 3500 Лм). Высокая световая отдача, хорошая цветопередача.

Могут быть использованы для освещения больших деревьев, заливки территорий, в подводных светильниках (свет распространяется в воде со значительно большими потерями, чем в воздухе). Прекрасные результаты для создания амбиентного, т.е. заполняющего, света дают в сочетании со светильниками отраженного света (indirect light). Могут быть цветными – синими, зелеными, пурпурными, оранжевыми. Цветные металлогалогенные лампы имеют меньшую световую отдачу.

Ртутные и натриевые лампы: можно ли их применять?

При освещении городских парков и рекреационных зон применение ртутных ламп, подчеркивающих зелень листвы, вполне обоснованно, во всяком случае, является меньшим злом, чем применение натриевых ламп, имеющих еще худшую цветопередачу.

В частном ландшафте ртутные лампы, пожалуй, можно использовать только для создания специальных эффектов, например «лунного света».

Можно ли применять энергосберегающие компактные люминесцентные лампы (КЛЛ)?

Строго говоря, компактные люминесцентные лампы не предназначены для наружного применения в условиях российской зимы. На морозе световая отдача таких ламп существенно уменьшается. Однако пробная эксплуатация КЛЛ показывает, что в Подмосковье они вполне жизнеспособны. Кроме того, белый снег зимой отлично отражает свет, поэтому потеря яркости ламп практически не сказывается на освещении участка, зато преимущества КЛЛ неоспоримы. Поэтому они успешно применяются, например, при архитектурном освещении частных домов, обеспечивая удобство эксплуатации (скажем, замена ламп накаливания или галогенных ламп под крышей дома может стать серьезной проблемой).

Волоконная оптика

На самом деле оптическое волокно, или оптоволокно, – это не источник света, а светопроводящая среда. Источник света – это светильник, состоящий из светотехнической арматуры (корпуса) и лампы, обычно металлогалогенной, хотя бывают и галогенные лампы накаливания, и даже светодиодные осветители. Свет от лампы передается по оптоволоконным кабелям в любую точку участка, где могут быть установлены разнообразные конечные элементы – рассеиватели или линзы. В качестве рассеивателей могут применяться, например, миниатюрные столбики, хрустальные или акриловые кристаллы. Эти конечные элементы – линзы, по сути, являются сверхминиатюрными прожекторами с легко управляемым светораспределением. Изменение цвета при этом легко реализуется благодаря поворотным цветным фильтрам в осветителях. Материал, из которого изготовлено оптоволокно (чаще всего акрил, иногда стекло), очень устойчив к различным агрессивным средам, а главное – в системе освещения нет проводов, ведь по оптоволокну передается не ток, а свет!

Такие уникальные свойства делают оптоволокно незаменимым в ландшафте, во-первых, при подсветке бассейнов и фонтанов (появляется возможность совершенно исключить контакт токоведущих частей с водой), а во-вторых, при подсветке клумб и цветников не выделяется тепло, избыток которого вреден для растений.

Светодиоды

Благодаря своим уникальным светотехническим характеристикам, светодиоды просто обязаны стать самыми популярными источниками света в ближайшее десятилетие, а в ландшафте это тем более верно, потому что основной недостаток – невысокая яркость – оборачивается скорее преимуществом (см. лирическое отступление о звездном небе в начале статьи).

Что же касается преимуществ , они бесспорны: невиданная компактность, экономичность и фантастический срок службы в 100 000 часов!

«Светодиодному ажиотажу» поддались практически все мировые производители наружного освещения: очень велик соблазн укомплектовать светильник светодиодами вместо обычной лампы и удвоить цену. Что касается реальных внедрений в ландшафте, их пока мало. Цветной светодиодный свет создает сюрреалистичные картины, напоминающие марсианские фантазии художников докосмической эры. Монохроматический, почти «лазерный», диодный зеленый, красный и синий – краски на любителя, позволяющие создать «неземные» декорации. Впрочем, цветная светодиодная подсветка бассейнов очень эффектна и вполне может соперничать с использованием волоконной оптики.

Характеристики белых светодиодов – цветовая температура 6000-8500 К, близкая к солнечному свету, хорошая цветопередача (Ra[5] = 85) – позволяют с успехом применять их в ландшафтном освещении. Белые светодиоды имеют меньшую световую отдачу (около 10 Лм/Вт), при этом каждый кристалл производит световой поток всего 1 Лм, но несмотря на это, спектр их применения в садовой подсветке очень широк. Прежде всего, это сопровождающее освещение дорожек, лестниц, перепадов высот, «маркировочное» освещение, встроенное в мощение, грунт, подпорные стенки. С другой стороны, светодиоды, наряду с оптоволокном, – уникальный инструмент для дизайнера, позволяющий создавать в ландшафте неочевидные, индивидуальные декоративные световые решения. При этом очень важным становится умение работать с малыми яркостями – именно здесь заложен громадный эмоциональный потенциал ландшафтного освещения.

Альтернатива белым светодиодам – полноцветные системы, основанные на смешении цветов – принципе, давно использующемся практически везде: в полиграфии, телевидении, фотографии. Управляя светильником с тремя светодиодными каналами – красным, зеленым, синим, можно получить любой из 16 миллионов цветов, включая белый. Светодиодные цветодинамические системы, легко программируемые с пульта или с персонального компьютера, уже применяются в архитектурном и ландшафтном освещении, и возможности здесь ограничены только чувством меры архитектора и бюджетом заказчика.

[1] Оверлампинг (overlamping) – применение ламп, более мощных, чем необходимо. Типичная ошибка при использовании декоративных фонарей. Приводит к возникновению глэра (glare) – ослепляющего света. Ослепление крайне нежелательно в ландшафте и, как правило, является признаком плохого дизайна.

[2] Разноспектральное освещение – использование при освещении объекта ламп с различной цветовой температурой. В большинстве случаев нежелательно, но может использоваться в архитектурном и ландшафтном освещении как художественный прием.

[3] Светопланирование – разработка крупномасштабных световых решений – например, на уровне города, района, поселка.

[4] Световая отдача – отношение светового потока к мощности лампы (Лм/Вт).

[5] Общий индекс цветопередачи Ra – относительная величина, определяющая, насколько естественно выглядят цвета предметов в свете той или иной лампы. Rа эталонного источника света, идеально передающего цвета объектов, принят за 100. Принято считать, что источник с Rа 91-100 обладает наивысшей цветопередачей, 81-90 – хорошей, 51-80 – средней, менее 50 – низкой цветопередачей. При этом Rа галогенных ламп составляет 90-100, компактных люминесцентных – 80-100, металлогалогенных – 60-100, ртутных – 40-70 , натриевых высокого давления – 20-70, натриевых низкого давления – менее 20.

 

Приемы ландшафтного освещения
Подсветка снизу Подсветка сверху Эффект Цель Расположение светильника Цель Расположение светильника Свет «омывает»
объект Заливка Фронтальное Заливка Фронтальное Подчеркивание
деталей Заливка или
акцент Фронтальное Заливка или
акцент Фронтальное –
непосредственно
перед объектом Выявление
текстуры ствола Акцент Боковое,
фронтальное,
заднее Акцент Боковое,
фронтальное,
заднее «Гало» Акцент Заднее Акцент Заднее Силуэт Акцент Заднее Акцент Заднее Тени (на
вертикальной
поверхности) Заливка Боковое - - «Лунный свет»
(тени на земле) Заливка Над деревьями
или в кроне
дерева Свечение листвы Акцент Под кроной дерева - -
Источник: www.illuminator.ru

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.