Освещение должно служить архитектуре

Освещение должно служить архитектуре

Президент Европейской ассоциации светодизайнеров Гэд Гилади, один из наиболее авторитетных специалистов в своей области, хорошо знаком постоянным читателям нашего журнала. О важнейших тенденциях в мире светодизайна, новинках светотехнической мысли, а также о взаимодействии архитектуры и светового оформления с ним беседует корреспондент "Иллюминатора" Ирина Артёмова

- Господин Гилади, каковы основные направления развития современного светового дизайна?

- Это нелегкий вопрос. Разные специалисты могут дать на него различные ответы. Например, и ваш журнал "Иллюминатор", и журнал PLD рассматривают световой дизайн прежде всего как средство внешнего освещения улиц, домов, мостов и т. п. И это, действительно, очень важно. Но этим светодизайн не исчерпывается. В среду обитания человека в качестве важнейшей составляющей входит и внутренний, интерьерный световой дизайн. Им часто пренебрегают, забывая, что это тоже светодизайн. Ведь это так важно - грамотное освещение офиса, магазина, склада, больничного помещения. Осуществить его с учетом всех особенностей данного пространства, чтобы людям было в нем удобно и психологически комфортно, - задача не из легких.

- А если говорить о моде в световом дизайне?

- Конечно, мода существует, как и в любой другой области. В современном светодизайне это, в первую очередь, более активное применение цвета, причем не только в фасадном, но и в интерьерном освещении. Хотя я крайне осторожно отношусь к использованию цвета в световом дизайне. Это очень тонкая область, где требуются безукоризненный вкус и чувство меры, а именно их часто не хватает. Но иногда получается действительно хорошо - и красиво, и современно, и кстати. Тогда цвет становится союзником светодизайнера.

- В последнее время светотехника, световые технологии активно развиваются. Все ли здесь просто?

- Действительно, использование современных технологий, основанных на новых источниках света, например, таких, как светодиоды, находит все более широкое применение, и это оправданно. Но зачастую из-за их новизны они бывают не слишком надежны. Не только я, но и многие архитекторы сомневаются, стоит ли ставить суперсовременные системы, если через два-три года технологии полностью меняются.
Ведь выйдет какой-то элемент из строя, и заменить его будет невозможно. Так что подобные системы пока нельзя назвать стабильными. Если вещь стоит 200 долларов, то ее нетрудно заменить, но когда речь идет о нескольких тысячах долларов, то тут, как вы понимаете, хочется большей долговечности. Сейчас производители обещают 30 тысяч часов работы - гораздо лучше, чем было еще совсем недавно. Но все равно в случае поломки вас ждут проблемы. Однако это модно, и интерес к данному направлению светотехники огромный. Безусловно, оно выглядит перспективным, но это дело будущего. Думаю, в ближайшие 15 лет такие технологии будут широко использоваться.

- В своем комментарии к статье, опубликованной в одном из последних номеров журнала PLD, вы высказали мнение о том, что в связке "архитектура - светодизайн" архитектура первична, а светодизайн вторичен и должен служить ее интересам. Но вряд ли все светодизайнеры с вами согласятся.

- Зато со мной согласятся все архитекторы. Да и многие светодизайнеры разделяют эту точку зрения. Но, конечно, есть и те, кто говорит: "Свет - это все". Я отвечу им так: "Если вы создаете освещение какого-либо мероприятия, праздника или зрелища, то я согласен, здесь главное - свет, он становится целью. Вы освещаете СВОЮ идею, самих себя. Но тогда и называйте себя "светодизайнерами зрелищ".
И ассоциацию нужно создавать соответствующую, из таких специалистов. Если же речь идет об архитектурном световом дизайне, тут я никак не могу согласиться с ведущей ролью света. В этом случае ваше освещение должно служить архитектуре! Когда люди, глядя на архитектурный объект, говорят: "Ах, какое освещение!" - считайте это провалом своей работы. По-настоящему успешная деятельность хорошего светодизайнера должна привлекать внимание к архитектуре, наиболее выигрышно освещать ее особенности".

- Но когда же можно дать полную волю воображению светодизайнера?

- Когда имеем дело с некой однообразной скучной поверхностью, например со стеной, тут светодизайнер получает полную свободу и с помощью своего воображения, профессионализма и современных технических средств может превратить ее в интереснейшее произведение светодизайнерского искусства, вызывающее восхищение людей. Но если мы говорим об архитектурном произведении, в которое автор вложил душу, то любое постороннее вмешательство может ее разрушить. Он, архитектор, отвечает за создание определенной среды обитания, он - капитан команды, а светодизайнер - лишь один из ее членов.
Если это хорошая команда, в ней не место соперничеству или непониманию. Каждый занят своим делом. Архитектор говорит, что именно он хочет подчеркнуть в своей работе, а светодизайнер предлагает для этого средства. Правда, иногда архитектор считает, что способен сам разработать световое оформление своего детища. Такой эксперимент заканчивается удачно крайне редко, только если архитектор обладает феноменальной интуицией и соответствующими знаниями. Но гораздо чаще результаты подтверждают, что даже самому лучшему архитектору для подлинного успеха его творения нужен коллега, союзник и единомышленник - высокопрофессиональный световой дизайнер.

"Иллюминатор" планирует продолжить разговор на тему "кто главный" в деле художественного освещения уличных пространств, зданий и помещений. Предлагаем заинтересованному читателю высказаться на эту тему на страницах журнала.

Источник: www.illuminator.ru

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.