Прожекторы-дальнобойщики

Прожекторы-дальнобойщики

Редкий человек не заметил изменений, произошедших в облике Москвы за последние десять лет: ночью город преображается, становясь интереснее, чем днем. Напрягая зрение в попытке рассмотреть столичные достопримечательности в светлое время суток с обзорной площадки на Воробьевых горах, можно, подобно Герцену, почувствовать воодушевление. Но ночное зрелище светящейся Москвы превосходит дневную панораму по красоте и логике. Эту логику придают ему вертикальные акценты — высотные здания.

Первым высотным зданием Москвы, получившим наружное освещение, была сорокасаженная колокольня Ивана Великого. Случилось это в 1883 году. Самая высокая постройка Москвы того времени была увешана электрическими лампочками общим числом три с половиной тысячи. Сегодня световыми ориентирами Москвы стали послевоенные сталинские высотки. Их современное освещение было разработано в середине 1990–х. Высотки стали главными объектами в плане городского архитектурного освещения, разработанном «Моспроектом–2» и компанией «Светосервис». Первой из семи высоток новое освещение получило 136–метровое здание гостиницы «Ленинградская». Принимавший участие в разработке и реализации этого проекта ведущий специалист компании «Светосервис» Александр Форов считает этот объект наиболее удачным из всего, что было сделано в 1993–1994 годах.

Главная идея освещения самой стройной из «сталинских башен» заключалась в верности архитектурным особенностям здания. Отсюда — вертикальное членение фасада светом, имеющим разную яркость и окрашенным в разные оттенки на отдельных участках. В освещении «Ленинградской» принимают участие 200 прожекторов с натриевыми, ртутными и металлогалогенными лампами (всего семь типов) общей мощностью 74 кВт. Низко расположенные декоративные элементы фасада освещаются галогенными лампами накаливания.

С 1994 по 1998 год «Светосервис» разработал и освещение для остальных московских высоток. И в каждом случае есть свои нюансы. Так, например, в ночном облике жилого здания на Кудринской площади за счет контраста света и тени в наибольшей степени подчеркнуты декоративные элементы «советского ар–деко». Характерная горизонтальная «ярусность» освещения дома на Котельнической набережной в наилучшей степени способствует интеграции этого сложного комплекса в окружающий ландшафт. Обслуживание же систем освещения семи «сталинских башен» проводится специальной бригадой компании «Светосервис» и вполне бы могло лечь в основу очередной серии «Ночного дозора». По крайней мере, две из сюжетных коллизий господину Лукьяненко пригодились бы точно. Во–первых, еженощно патрульная машина «Светосервиса» колесит по Садовому кольцу, Краснопресненской набережной и Университетскому проспекту, высматривая, нет ли где отклонений в подсветке высоток, не погас ли какой прожектор. А для ремонта и профилактики специалисты–светотехники прибегают к помощи промышленных альпинистов.

Дальнобойное орудие

Среди всех высотных доминант Москвы особняком стоит Останкинская телебашня — один из лучших памятников отечественной инженерной и архитектурной мысли 60–х. Ее освещение было разработано той же компанией «Светосервис» восемь лет назад. Удивительным образом оно не пострадало во время летнего пожара 2000 года. Прожекторы, расположенные на пяти ярусах, и многометровая проводка в оцинкованной оболочке полностью сохранились. А расположенные на земле батареи прожекторов, направленных на шпиль и ствол башни, даже оказали посильную помощь в работе спасательных служб.

По словам заместителя директора компании «Светосервис» Александра Букатова, для башни были сразу разработаны два варианта освещения — повседневное и праздничное. В первом случае шпиль башни освещается тремя наземными батареями по пять прожекторов каждая. Военная терминология неслучайна — столь «дальнобойный» источник света, как прожектор АПМ 90, был в свое время позаимствован у ВПК. В результате испытаний инженеры «Светосервиса» приняли решение заменить лампы накаливания в прожекторах на металлогалогенные. Помимо наземных источников света телебашня освещается и прожекторами, установленными на пяти ярусах с интервалом около 20 м. Цокольная часть башни с характерными арочными опорами и круглыми окнами–иллюминаторами подсвечивается изнутри методом контражура.

В праздничные дни к освещению телебашни подключаются наземные батареи прожекторов «из старого состава», — установленные до реконструкции подсветки во второй половине 1990–х. Специалисты «Светосервиса» также заменили в них лампы накаливания на металлогалогенные, и сейчас эти батареи освещают ствол башни. Вполне возможно, что в ближайшем будущем в ее праздничной подсветке будут использоваться новейшие, в частности, светодиодные технологии.
Суперграфика

В 1995 году началось освоение территории, примыкающей к юго–западному краю Экспоцентра. К концу 90–х под руководством Бориса Тхора в Мастерской № 6 ГУП «Моспроект–2» был разработан проект комплекса, который должен был превратить бывший «медвежий угол» в центр деловой активности — проект ММДЦ «Москва–Сити». Этот проект, предусматривавший возведение нескольких небоскребов и полное преобразование транспортной системы района, и послужил основой для разработки концепции освещения и праздничной подсветки ММДЦ. Концепцию архитектурного освещения разрабатывала компания «Светосервис», декоративно–художественной подсветки — компания «Эдлайн». Ведущему специалисту «Эдлайна» Марии Черняк принадлежит концепция праздничного освещения комплекса зданий «Москва–Сити». Из разработанных вариантов подсветки — «Шоу–программа», «Графика», «Суперграфика» — последняя и легла в основу концепции. Облик реальных небоскребов «Москвы–Сити» вряд ли будет соответствовать проекту, разработанному мастерской Тхора. Да и концепция праздничного освещения ММДЦ претерпит не одно изменение. Но как бы то ни было, она останется уникальным для России опытом светодизайнерского решения освещения архитектурного комплекса .

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.