Светодизайн и цветодинамика

Светодизайн и цветодинамика

светодизайн мостовЛюбой, кто видел культовый фильм восьмидесятых «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта, получивший несколько премий «Оскар» (в том числе за лучшие визуальные эффекты), наверняка вспомнит невероятные по тем временам архитектурные декорации в виде огромных «медийных» фасадов.

Созданный ими яркий, динамичный и живой фон города будущего контрастировал с мрачным агрессивным действием, разворачивающимся на экране. В самом ли деле киношные медиа–фасады произвели тогда на светодизайнеров неизгладимое впечатление или логика эволюции городского пространства подвела их к этому, но сегодня во многих крупных городах подобные световые решения используются в оформлении общественных зон.

Отзывчивый фасад

В основе концепции медиа–фасада лежит сочетание инновационных световых технологий и интерактивности. Идея состоит в том, чтобы заставить световые объекты взаимодействовать с окружающей средой и людьми, «откликаясь» на их действия или, скажем, перемену состояния. Медиа–фасады очень эффектны, они, конечно, оказываются зрительными доминантами в городском пространстве. Но дело не только в красоте и оригинальности. С помощью сменяющих друг друга визуальных образов медиа–фасады могут по–настоящему работать, а именно передавать информацию, то есть выступать в качестве коммуникативного средства.

Первым значительным опытом медийного фасада был проект «Башня ветров» в японском городе Канагава. Его авторы — японский архитектор Тойо Ито и его соотечественник, светодизайнер Каору Менде. Они создали объект, который при помощи света взаимодействовал с окружающей средой. Яркость свечения башни изменяется в зависимости от силы ветра, а кольца из неоновых трубок, опоясывающие башню, отсчитывают время. Медиа–фасады могут стать и своего рода визитной карточкой компании, и огромной витриной современного магазина. Например, фасад нового бутика Chanel в Токио при помощи светодиодного экрана как будто оделся в твид — материал, который Коко Шанель выбрала для своих знаменитых женских костюмчиков.

Одним из последних ярких примеров медиa–фасада стал масштабный проект освещения Uniqa Tower. Новое здание штаб–квартиры крупнейшей австрийской страховой компании Uniqa сразу же стало достопримечательностью Вены. Желая подчеркнуть индивидуальность компании, ее руководство пошло на смелый эксперимент и превратило офисное здание в огромную световую инсталляцию.
Городу и миру

Uniqa Tower стоит на набережной Дунайского канала, в самом начале центральной улицы Вены Рингштрассе. Она представляет собой эллипсоид, высотой 75 м. Ее автор, австрийский архитектор Хайнц Нойманн (Heinz Neumann), стремился, по его словам, сделать здание «живым, энергичным, наполненным эмоциями». Он спроектировал его, вдохновившись динамичным логотипом компании, напоминающим спираль. Главная идея архитектора заключается в открытости здания городу, и его решение полностью ей соответствует: башня хорошо видна со всех сторон, а из каждого из ее окон открывается великолепная панорама города.

Перед светодизайнерами компании Licht Kunst Licht, взявшихся за разработку освещения башни, стояла непростая задача: создать световое решение для уже построенного здания, деликатно внедрив его в существующую структуру. Согласно их замыслу, освещение должно было подчеркнуть особую архитектурную выразительность башни, «вписать» ее в окружающий городской ландшафт и отразить индивидуальность компании Uniqa. Устройство же фасада башни с двухслойной стеклянной облицовкой подсказало решение: система освещения должна быть в него интегрирована.
Живая оболочка

Специалисты Licht Kunst Licht превратили всю внешнюю оболочку здания в огромный экран, в «шкурку» из движущегося света. Для этого они внедрили в его конструкцию светодиодную матрицу, которая состоит из ста шестидесяти тысяч индивидуально управляемых светодиодных пикселей. В матрице использованы светодиодные модули Barco MiPIX. Из них собрали 1400 секций по 2,6 м длиной и разместили между слоями стеклянной облицовки фасада на алюминиевых профилях. Площадь всей установки составила около семи тысяч квадратных метров. Монтаж всей системы провели очень быстро — всего за пять недель. Сложность установки заключалась, кроме прочего, в том, что, в отличие от светодиодных модулей , все дополнительное оборудование (кабели и контроллеры) должно было быть тщательно скрыто, чтобы не бросаться в глаза, когда система не работает. Когда же фасад–экран загорается, начинается настоящее представление. Свет пронизывает все здание, интерпретирует его архитектуру и словно играет с ней, придавая башне разные причудливые формы, мгновенно разрушая их и тут же создавая новые.

Программисты компании Licht Kunst Licht разработали уникальное программное обеспечение, ведь в отличие от обычного плоского экрана, фасад Uniqa Tower представляет собой экран трехмерный, на котором изображение должно быть видимым со всех сторон. Видеопрограмма, проецируемая на экран, состоит из огромного количества имиджей, сменяющих друг друга с частотой 25 кадров в секунду. Через определенные промежутки времени башню «опоясывает» динамичный логотип компании Uniqa, не позволяя окружающим забыть о том, кому принадлежит этот световой аттракцион.

Проект Uniqa Tower — наглядный пример того, как с помощью современных технологий освещения, здание обретает уникальный ночной образ, по эффектности спорящий с дневным. Превращение освещенного здания в медийный объект заставляет предполагать, что в недалеком будущем нас ждут не только готовое к общению городское пространство, но и новый этап в отношениях архитектора и светодизайнера. И неизвестно, кто в этих отношениях будет задавать тон.

Источник: www.illuminator.ru

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.