ПРАКТИКУМ ЛАНДШАФТНОГО ОСВЕЩЕНИЯ Освещение сада всегда начинается с дорожек…, а в простейших случаях, им и заканчивается. Именно освещенные дорожки образуют «световой скелет» ночного сада, выполняющий главную функцию системы садового освещения – обеспечение человеку возможности ориентироваться в пространстве и обозначение пути, поэтому часто освещение аллей, дорожек и тропинок называют функциональным в противовес декоративной подсветке ландшафтных объектов. Такое функциональное освещение чаще всего бывает всесезонным, радуя хозяев и коротким российским летом, и долгими зимними ночами.
Чтобы правильно спроектировать освещение дорожек, нужно понять требования, предъявляемые к этой части осветительной системы участка. Во первых, это соображения безопасности и удобства. Дорожное покрытие должно иметь достаточную яркость, что передвигаться по ней было легко и приятно. В городе существуют нормативы для освещения пешеходных улиц (средняя горизонтальная освещенность покрытия не менее 6 люкс) и территорий микрорайонов (4 люкса для пешеходных аллей и дорог, 1 люкс для прогулочных дорожек). Должен соблюдаться правильный баланс между освещением дорожек и других объектов ландшафта. Психологически, человек ощущает себя комфортнее, если он движется из более темного участка к свету и если освещены границы участка; следовательно нужно избегать «пересвета». Очень неприятны бьющие в глаза лампы (меры борьбы с ослеплением ввиду важности вопроса выделены в отдельный блок). Во-вторых, это соображения эстетические. В основе правильно спроектированной системы освещения должно лежать композиционное решение, и освещение дорожек должно быть частью создаваемой композиции. Дорожки – это движение, поэтому здесь очень важен ритм, который создают светильники. Ну и конечно, огромное внимание нужно уделить выбору дизайна самого светильника. Наконец, это соображения долговечности, надежности, удобства эксплуатации и обслуживания. Необходимо учитывать и сезонный фактор: поскольку система освещения используется и зимой, приборы должны обеспечивать приемлемый уровень защиты или находится дос- таточно высоко от земли. ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ИЛИ СВЕТОТЕХНИКА ? Садово-парковое освещение – материя пограничная, и специалистами в нем себя совершенно справедливо считают как ландшафтные архитекторы, так и светотехники. Первых прежде всего традиционно интересует, насколько органично «чужеродные» саду элементы технических подсистем (освещение, полив, дренаж, канализация, и т. д.) впишутся в разрабатываемые ими композиционные решения и стилистическую ткань. Поэтому в первую очередь архитектор сада обращает внимание на дизайн светильников, которые всегда являются очень сильным акцентом и при неумелом подборе способны разрушить создаваемую им тонкую гармонию. Например, в саду, насыщенном декоративными цветниками, садовой мебелью, формами из камня применение светильников замысловатого дизайна приводит к явной «перегрузке» и предпочтительны простейшие, лаконичные формы светильников или даже скрытая подсветка. Наоборот, в городском парке, где скучная дорога тянется вдоль однообразной растительности, ритм ретрофонарей не только вызывает исторические реминисценции, но и «разгоняет тоску». Еще один важный момент связан с архитектурой построек усадьбы: хорошо, когда дом «вписан» в окружающий ландшафт, и освещение – один из «линков», которые позволяют это сделать. Но вы забываете о главном – ночной картинке, световой сцене, визуальной среде в темное время суток, наконец о таких простых практических соображениях, как безопасность и охрана территории, – скажет светотехник, и, конечно, тоже будет прав. Пообщавшись, специалисты, вне всякого сомнения, найдут решение, удовлетворяющее всех (в первую очередь, владельцев усадьбы), а после нескольких реализованных проектов каждый из них сможет добавить в свою творческую биографию отдельной строкой короткую фразу: дизайн ландшафтного освещения… КАКОЙ УРОВЕНЬ ОСВЕЩЕННОСТИ ВЫБРАТЬ Нормативные уровни освещенности покрытия для пешеходных аллей и прогулочных дорожек составляют от 1 до 6 лк. В зависимости от того, насколько освещена прилегающая территория, один и тот же уровень освещенности может восприниматься совершенно по-разному. Как правило, дорожка не должна быть чрезмерно яркой, отвлекающей внимание от других элементов световой композиции – максимальные яркости должны быть «зарезервированы» для световых акцентов – подсвеченных деревьев, скульптур и т. д. Обычно равномерность освещения дорожки важнее абсолютных значений яркости. Вполне допустимым уровнем «пятнистости» является неравномерность освещенности дорожки 1:3-1:5. Очень важен баланс яркостей дорожного покрытия (мощения) и других элементов ландшафта. При этом нельзя забывать, что разные материалы отражают свет по-разному. Предположим, нам необходимо осветить участок сада, включающий дорожку, газон, белую гипсовую скульптуру, установленную на газоне и «живую изгородь» из кустарника на заднем плане и при этом мы хотим добиться соотношения яркостей дорожки, газона, скульптуры и кустов 10:2:30:1. Беря коэффициенты отражения из таблицы (соответственно 60%:6%:70%:15%), получаем, что для достижения нужного нам баланса яркостей относительная освещенность дорожки, газона, скульптуры и кустов должна быть примерно 2,5:5:6:1. ОСТОРОЖНО - ОСЛЕПЛЯЮЩИЙ ЭФФЕКТ! Как минимум, половина ландшафтных световых проектов в ландшафте не выдерживает ни какой критики по простейшему критерию – наличию ослепляющего эффекта. Минимизируйте ослепление! Прямые лучи света, бьющие в глаза – самый неприятный «побочный эффект» ландшафтной подсветки. Применяйте светильники от- раженного света или светильники для освещения дорожек с косинусной КСС. В случае использования ретро-фонарей и боллардов замените рассеиватели на матовые, поставьте защитные отражатели. Используйте лампы малой мощности с большой светящей поверхностью. Часто даже компактная люминесцентная лампа мощностью 9 Вт может оказаться чересчур яркой. Выравнивайте яркости подсветкой близлежащих объектов. При освещении сверху (например, с деревьев) не допускайте отклонения оптической оси прожектора от вертикали более 30-35°. Тщательно проанализируйте «пешеходный трафик» дорожной сети, преобладающие направления движения пешеходов и используйте полученные результаты при планировании системы освещения. Используйте защитные бленды и решетки; в случае необходимости, разработайте нестандартные защитные колпаки, «обрезающие» паразитную засветку. А какой у этого фонаря радиус освещенности? – спрашивает «подкованный» покупатель, ставя в тупик как продавца-новобранца, так и специалиста – светотехника. Метров пять, - выпаливает первую пришедшую на ум цифру сообразительный «консультант». Не пойдет, ответствует видавший виды строитель систем освещения.- Мало, эдак их штук 20 покупать придется. Ну так вы лампы мощнее вкрутите и прожектор на дом повесьте, светло будет, как днем, а лучше два… Вопрос покупателя, хотя и неправильно сформулированный, ухватывает суть: прежде всего, необходимо знать, как светит тот или иной светильник, какой вклад он будет вносить в картинку, которую нам предстоит построить. Для нашего случая аллей и дорожек, будет ли светильник послушно освещать часть дорожки, как мы того хотим, или будет упрямо излучать потоки фотонов в глаза хозяина. Для того, чтобы понять «характер» различных групп приборов, применяемых для освещения дорожек, взглянем на их кривые силы света (КСС), определяющие пространственное распределение светового потока. Традиционные ретро-фонари «Классические» светильники, как правило, имеют кривую силу света, близкую к синусной. Говоря обычным языком, они светят «вбок» и вдаль, равномерно по всем сторонам света, и не светят вверх и вниз, так как там находятся соответственно крышка и опора светильника. При всем уважении к истории, приходится констатировать печальный факт: дорожку эти светильники не освещают. То есть не то, чтобы совсем не освещают… конечно, часть света на нее попадает, но гораздо лучше они освещают близлежащие кусты, белые стволы берез и даже белую стену гаража в двадцати метрах отсюда. Попытка замены лампы на более мощную ни к чему новому не приводит: глаз просто адаптируется к новым уровням яркостей, а качественно ничего не меняется. Дополняет картину эффект ослепления от блеских источников. Отходим подальше, пытаясь «охватить» всю световую сцену. Картинка распадается на множество ярких точек… и становится абсолютно плоской. Дорожки, газоны, растительность – все очень невыразительно, одноцветно…да, просто не видно ничего кроме этих точек! А вот аналогичный светильник на белой стене гаража. На стене – неправильной формы «паук», образованный тенями. Стена рассыпалась на части и стала неузнаваемой. «Пауки» на траве разбили газон на ровные треугольники. Заменяем рассеиватели на матовые. Картинка немного смягчилась, «пауки» исчезли, но принципиальных изменений не произошло. Взамен слепящих точек – яркие пятна. Все по-прежнему плоско, трудно понять реальное расстояние до светильников, сцена представляет из себя яркие точки в темноте. Впрочем, существуют исключения. Если рядом с фонарем оказывается куст или дерево, он проявляет себя с самой лучшей стороны – если повезет, получается настоящий ансамбль, впрочем не раз воспетый в литературе. Столбики-болларды «Поведение» этой группы светильников во многом повторяет предыдущую группу, что вполне законно, учитывая ту же КСС. Интересен случай применения отражателей, не только защищающих от ослепления, но и перераспределяющих световой поток вниз. Такие отражатели существенно улучшают характеристики приборов для освещения. Сферы Сферическая форма светильника часто предпочтительна, так очень близка к «природным» формам – листьям, каплям воды и т. д. Самая лаконичная «невидимая» форма – прозрачный шар – к сожалению не является удовлетворительной , так как делает видимой лампу и неизбежно дает ослепляющий эффект. Широко применяются матовые сферы из поликарбоната или полиметилметакрилата. Интересное решение – верхняя часть сферы, переот- ражающая свет вниз. Хотя сферы и они и не выглядят слепящими точками, яркость их свечения очень высока, что является серьезным недостатком при «строительстве» световой сцены. Исключение – когда применение светящихся объектов само является художественным приемом. Успех светильников Moonlight свидетельствует о том, что это вполне возможно. При этом применяются сферы большого размера с компактными люминесцентными лампами очень малой мощности. Светильники отраженного света (Indirect Lighting) «Индиректы» вошли в моду в последние несколько лет и сейчас, пожалуй, все серьезные фирмы внесли их в свои каталоги. Конструкция светильников обеспечивает отсутствие ослепления и равномерное освещение больших территорий, а применяются в них современные металлогалогенных ламп с улучшенной цветопередачей и длительным сроком службы, что упрощает обслуживание. Для парков и рекреационных зон такие светильники – просто отличный выбор. Применение «индиректов» на высоких опорах очень эффективно, а применяемое в некоторых моделях размещение источника света в нижней части опоры («транспортирует» свет наверх полый световод) превращает замену лампы в сущий пустяк. Для «задних аллей» частных садов большая часть светильников отраженного света «тяжеловата», но они идеальны для партерной части, для освещения подъездных путей, спортивных и детских площадок. Светильники для подсветки дорожек с косинусной КСС (Pathlights) Удивительно, но мало кому известно, что существуют предназначенные именно для подсветки дорожек светильники (очень широко распространенные в Америке), которые, кстати, так и называются – pathlights. Эти светильники довольно редко используются у нас, хотя их характеристики идеальны для освещения тропинок. Лампа в таком светильнике светит строго вниз (косинусная КСС) и поэтому эффект ослепления отсутствует. Для маленьких тропинок совсем крошечные светильники, использующие галогенную лампу MR-11, могут быть скрыты в придорожных кустах. В светильниках размером побольше обычно используются компактные люминесцентные лампы. Используем рельеф, постройки, деревья Светильник на опоре в саду редко является украшением участка, обычно это «чужеродный элемент», поэтому оправданным является стремление к «свету без светильников», причем это отнюдь не утопия. В качестве опор, а иногда и в качестве светильников может использоваться любой элемент ландшафта. Очень распространенный пример – освещение дорожки, прилегающей к постройке, сверху – с крыши или со стены. Сосны, столь распространенные в Подмосковье – прекрасные природные опоры для низковольтных «галогенок» (которые, к слову, можно спокойно прикручивать шурупами – хвойные деревья, имеющие «карманы» со смолой, прекрасно с этим справляются). Жители прибрежных районов, а также иные счастливые обладатели «гористых» участков могут обойтись без опор и стоек, встраивая светильники в подпорные стенки. Можно встраивать маркировочные «аплайты» (степень защиты не менее IP67) прямо в дорожку, при этом источники света должны быть невысокой яркости, а сами светильники – небольшими. Идеально для этой цели подходят светодиоды. Кстати, светодиоды позволяет легко подсвечивать любые встраиваемые в мощение светопрозрачные элементы, например куски стекла, прозрачную плитку и т. д., важно только не забыть о подсветке, пока дорожка еще не готова. Наконец, существует совершенно «экзотический» вид подсветки – оптоволоконное «перевернутое звездное небо», когда аллея превращается в «Млечный путь» с плотностью 10-50 «звезд» на квадратный метр. Кстати, и этот вариант с применением новых технологий (иллюминаторы для оптоволокна на основе светодиодов) становится доступным не только для небожителей… Юрий Медведев |