Система охлаждения служит для отвода теплоты от деталей дизелей, от масла и наддувочного воздуха.
В качестве охлаждающих жидкостей в современных дизельных установках используют пресную и забортную воду, масло и топливо. Пресная вода, циркулирующая по замкнутому контуру, может охлаждать все детали двигателя, нагревающиеся от соприкосновения с горячими газами: рабочие втулки, крышки цилиндров, головки поршней, распылители форсунок, корпуса газотурбонагнетателей, выпускные коллекторы. Забортной водой охлаждают в теплообменниках пресную воду, масло и воздух после газотурбонагнетателей.
В некоторых двигателях головки поршней охлаждают маслом, распылители форсунок - топливом. Количество теплоты, отводимой системой охлаждения, составляет от 15 до 35% всей теплоты, выделяемой при сгорании топлива.
Охлаждение рабочих втулок и крышек. Вода поступает в нижнюю часть зарубашечного пространства, поднимается вверх, охлаждая втулки, затем поступает на охлаждение крышек и отводится из двигателя. Средняя скорость воды в охлаждаемых полостях 0,5-1,5 м/с. Для улучшения отвода теплоты от наиболее нагретых частей скорость воды в верхней части зарубашечного пространства увеличивают, уменьшая проходное сечение. Давление воды в полости охлаждения должно быть достаточным для преодоления гидравлических сопротивлений и для того, чтобы исключить образование паровых и воздушных мешков, и обычно составляет 0,05-0,28 МПа; температура воды на входе в полость охлаждения 50-60°С, на выходе-60-70°С.
В системе двигателей МАН (см рис)
предусмотрен визуальный контроль за поступлением воды, отводом воздуха и пара из верхней части блока и крышки. Вода из общего распределительного коллектора 5 подводится в зарубашечное пространство по каналам, образованным ребрами на наружной поверхности втулки, поднимается вверх и по патрубку 3 переходит в крышку. Спиральные каналы внутри крышки подводят воду сначала к центру крышки, по выходе из крышки вода поступает в общий коллектор 13. По патрубкам 14, расположенным внутри перемычек между окнами, вода опускается в кольцевое пространство 11 и по трубке 10 направляется в сливную воронку 7. Трубки 2 и 4 служат для удаления, воздуха и паров воды из верхней части блока и крышки. Вода в системе охлаждения форсунок движется по собственному контуру, из общей магистрали через фильтр 1 поступает на охлаждение распылителей и после охлаждения форсунок по трубке 8 стекает в воронку 9. Наблюдая за сливом, проверяют отсутствие топлива в охлаждающей воде, попадание топлива будет указывать на появление трещин в распылителе форсунки. Клинкеты 6 и 12 позволяют отключить полость охлаждения при выполнении ремонтных работ.
|