Свет в интерьере - творец настроения

  Как часто мы слышим, что та или иная комната "навевает мечтательное настроение" или "от нее веет холодом", или "она наполнена воздухом". Конечно, для того, чтобы сложился тот или иной образ помещения, необходимо слияние множества компонентов - архитектуры, элементов декора и многого другого. Однако, как показывают самые последние исследования, в том числе из сферы психологии, именно освещение наиболее сильно влияет на формирование настроения.

 

Это ярче всего проявляется в театральном действе, когда при помощи одного или целого набора приемов подачи света в нужное место и в нужный момент режиссер добивается появления у зрителя желаемой гаммы эмоций. И при этом, заметьте, в интерьере любого стиля - от строгой классики Большого до буффонадной пестроты цирка. Дизайнеры по свету в архитектуре, так же, как мастера света в театре, должны обладать интуитивным знанием формирования настроения. Для них важно ощущать, где и какой источник света должен быть размещен, чтобы заказчик мог получить в этой комнате ощущение покоя, а в другой - интригу. А еще лучше, чтобы настроения можно было регулировать, вводя в действие различные световые устройства поочередно.

Подобно тому, как тот или иной световой эффект в театре имеет свою аллегорию, так и различные источники света в дизайне интерьера ассоциируются с разными эмоциями. Например, свеча в подсвечнике сразу создает атмосферу торжественности где бы то ни было - в фойе оперного театра, в солидной гостинице или в вашей столовой. Если в вашей парадной гостиной нет канделябра, считайте, что она потеряла важный элемент высокого стиля. Еще хуже использовать подсвечник не той формы. Очень сильный эмоциональный эффект производят подвесные источники света в столовой, гостиной. Спальня же - заповедная зона ночников, торшеров и бра. Изучив накопленный дизайнерами, режиссерами театра и психологами опыт, можно создавать мизансцены в любом помещении.

Очень важным элементом создания настроения является характеристика спектра, излучаемого лампой. Чем выше температура накаливания и чем больше в спектре голубого цвета, тем более четкое восприятие предметов фиксируется глазом. Такой же эффект дают и большинство флуоресцентных источников света. А вот низкотемпературные лампы придают интерьеру расплывчатый, загадочный флер. Короче говоря, при дефиците голубого глаз не способен быстро фокусировать изображение. При его же избытке предметы получают излишнюю резкость, что также неестественно.

  При многообразии источников света, которые производятся в настоящее время, можно добиваться акцентирования внимания к одним зонам помещения, скрадывания пространства в других, будоражащей резкости или расслабленной расплывчатости предметов.

Из опыта западных дизайнеров по свету, самым распространенным желанием заказчиков сейчас является создание эмоционально насыщенного, "драматического" интерьера. Сделать его современными средствами не составляет особого труда. Проблема в другом - как бы не переборщить. Ведь такие интерьеры стимулируют психику, развлекают и возбуждают, а это может оказаться чрезмерным грузом при длительном воздействии. Поэтому надо быть особенно осторожными с резкофиксированными источниками света, делящими пространство на свет и тьму. Они провоцируют излишнюю напряженность. "Драматическими" элементами являются также источники нижнего света - свечи на столе и пламя камина при затемнении всего остального пространства.

Источники верхнего света, напротив, снимают "драматизм", поддерживают ровное настроение. Создается "эффект пасмурного дня" с мягким бесконтрастным освещением- подходящий для работы, но лишающий вас приподнятости.

Такие источники, как высокий канделябр, относят к смешанным - и верхним, и нижним - светильникам. Они как бы балансируют между "драмой" и сумрачной повседневностью.

Если же дизайнер использует одновременно и верхние, и нижние источники света, создается атмосфера наполненности пространства и жизнерадостности. В каждом помещении существует горизонтальная линия на определенной высоте, определяющая оптимальный баланс верхнего и нижнего освещения. Если освещенность пространства ниже этой линии интенсивнее, чем у пространства выше нее, помещение будет производить эмоционально окрашенное ощущение ("драма"). И она будет тем сильнее, чем выше будет контрастность между светом и тенью внизу. Если более ярким будет пространство над линией, комната станет скучной, как в пасмурный день. При одинаковой освещенности обеих зон вы получите эффект "нейтральной воздушности", который некоторые отождествляют с ярким солнечным днем.

И, наконец, несколько конкретных советов по подбору цвета и интенсивности ламп к разным эмоциональным эффектам. Если вы хотите создать атмосферу тепла и уюта, используйте низкотемпературные источники света. Резкий и холодный настрой требует высокотемпературных ламп. Ощущение тревоги создается газосветными содовыми лампами. Для формирования роскошного и в то же время наполненного жизнью интерьера рекомендуются галогенные и флуоресцентные лампы верхнего диапазона мощности.

 

Светотехника, освещение, лампы
 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.