Автор текста: Александр ФОЛИН

Консультант: Лариса САВКИНА ("Архитектурно-дизайнерское бюро МБТМ")

Ночью серы не только кошки. Серы деревья и трава, кусты и дорожки. То, чем любуются все " "Ах, какие у вас великолепные розы!" " в ночном сумраке превращается в густую темную массу, не опознаваемую даже хозяином. В редкие ночи, когда полная луна придает всему вокруг мистические очертания, прогулка по любимому саду может стать достаточно романтичной, однако придирчивый глаз и тут отметит некоторую однообразность. И вот вы уже фантазируете: "Ступеньки подсветим, в траве пусть мерцают большие шары, а деревья"".

Освещение сада " техническая и художественная проблема одновременно. Ведь задача заключается не только в том, чтобы оградить себя от возможности разбить колено впотьмах, но и в том, чтобы придать саду ни с чем не сравнимое очарование, украсить его так, чтобы ночью он выглядел еще прекраснее, чем днем. Свет, исходящий из умело расставленных светильников, подчеркивает благородные рельефы скульптурных групп и ваз, искрится в струях фонтанов, плутает в листьях деревьев и гладит аккуратно постриженную траву. Кроны деревьев на изгибах дорожек освещаются снизу специальными скрытыми светильниками. Полусвет зрительно увеличивает пространство, делая скромный по размерам сад больше и загадочней.

Светильники, освещающие дорожки и ступени, подчеркивают планировку аллей, что особенно эффектно выглядит в регулярном парке в английском стиле. В этом случае подсветка растительности становится лишней. Деревья остаются в тени, создавая контраст стройной геометрии света.

Очень интересных результатов можно добиться, используя разные типы светильников Рассеивающие свет лампы освещают дорожки и низкий кустарник, лампы с регулируемым направлением света выделяют предметы из общей композиции и выгодно подчеркивают рельеф местности. Большие территории и предметы выглядят еще величественнее под перекрестным огнем дальнобойных светильников.

В последние годы становится популярным использование для художественной ландшафтной подсветки оптического волокна и неонового света. То, чем вчера украшали коммерческие вывески сити, сегодня превращает сады и парки в настоящий аттракцион. Вдоль дорожек тянутся светящиеся бордюры самых причудливых форм, на лужайках растут светящиеся грибы, разноцветные неоновые бабочки порхают над травой, деревья пылают мириадами лампочек. Атмосфера нескончаемого праздника захватывает с равной силой и детей, и взрослых. Однако самым главным достоинством этого грандиозного светового спектакля является то, что, не дожидаясь момента, когда он надоест, его можно просто" выдернуть из розетки.

Зачем вы, девушки, красивых любите"

Толстые каталоги светильников лучше любой беллетристики доказывают правдивость всех суждений о безграничности человеческой фантазии. Модели от ведущих европейских дизайнеров не перестают удивлять своим высочайшим качеством и безупречным стилем. И, прежде всего, в глаза бросается стремление художников света добиться почти природной простоты. Ярким примером тому произведения немецкой компании KL Design, глядя на которые кажется, что смог бы сделать такое сам. Лишь подойдя ближе, понимаешь, что это кажущаяся простота. Особо хороши столбовые модели Sphinx, Futur и Select, изящно обыгрывающие тему диагональных срезов у простых геометрических фигур " параллелепипеда и цилиндра.

Достойно продолжить тему столбовых светильников может серия Royal Botania от бельгийской фирмы K&F International. Ее модели Northpole, Eclipse, Lighthouse и Rectan, предстающие в двух ипостасях " рыжеватый тик и стальной гранит, просто гениальны в своей простоте. В том же исполнении, но несколько иначе выглядит модель Titanic. Изящно округлый столбик совершенно не похож на своего печально известного тезку. Скорее он напоминает бабушкины часы с кукушкой, только вместо кукушки в нем живет светлячок. Опциональная насадка в виде пижонской кепочки делает одноглазого красавца сонным, но еще более стильным, хотя ее прямое предназначение банально " перенаправить свет вниз.

Для тех, кому посчастливилось жить рядом с озером, рекой или каким-либо искусственным водоемом, имеется единственная в своем роде железная модель Rusty, словно перекочевавшая из старых фильмов об отважных моряках. Благородная ржавчина,а точнее ее имитация, выступает здесь как элемент стиля. Жаль, что такими вещицами не торгуют в антикварных магазинчиках" Впрочем, тогда бы они стоили еще дороже.

Неприлично просто, но от этого еще более стильно выглядят столбики Lidia и Friz от итальянской компании Ares Словно гигантские инопланетные цветы растут из земли светильники Gyra от всемирно известной итальянской марки Luxo а колпак светильника Venezia от итальянца Кастальди совершенно непатриотично похож на головной убор лондонских полицейских.

Широчайший спектр светильников самых разных направлений в каталоге итальянской компании Simes. Словно слетевший с колеса дорогой иномарки диск "лежит" на дороге светильник Prado. Он был специально разработан для подсветки подъездных дорожек и выдерживает вес машин любой тяжести. Канцелярскими кнопками королевских размеров светят фонарики настенной модели Diapason. В их скуповатом свете ступеньки уже не кажутся крутыми, чего не скажешь об их хозяевах. И уж совсем концептуально и дорого выглядят тонкие лучики света, испускаемые в разные стороны светильником Blitz. На стенах и дорожках они одинаково хороши, не неся, вместе с тем, никакой функциональной нагрузки. Украшение в чистом виде.

По части настенных светильников достойную конкуренцию Simes может составить уже упомянутый выше Ares Абсолютно невыразительная и банальная до предела Elsa в один миг преображается, примерив на себя стильные и современные "одежки". Опциональные насадки делают из "бедной Эльзы" настоящую принцессу, у которой, в отличие от Золушки, в полночь все только начинается"

Впрочем, хватит о прекрасном. В конце концов, это дело вкуса, и несмотря на все попытки объединить дизайнеров, работающих в области света, под знаменем концепции лаконичности, единственное, что объединяет эти разноликие творения, " маленькое светящееся сердце лампочки, заключенное внутри.

Кому до лампочки... есть дело

Вкусовые пристрастия, главенствующие при выборе внешнего вида светильника, уступают место практическому подходу, когда дело доходит до конструктивного решения. И основная составляющая любого светильника " источник света " играет здесь не последнюю роль. Если перегоревшую в настольной лампе лампочку можно сменить за двадцать секунд, то в случае ландшафтных светильников все несколько сложнее. Поэтому важнейшим параметром источника света здесь является долговечность.

С тех пор, как англичанин сэр Хамфри Деви описал эффект свечения раскаленного проводника, по которому пропущен ток, а американец Томас Алва Эдисон изобрел электрическую лампочку, минуло 120 лет. В какие только одежки не одевали ее за это время дизайнеры! Но техническое развитие самой лампочки тоже не стояло на месте. Вслед за лампой накаливания была создана флуоресцентная лампа, позднее " галогенная. Благодаря дальнейшим открытиям размеры лампочки значительно уменьшились, что в свою очередь позволило создать низковольтные системы. Сегодня размер источника света может быть предельно мал, не влияя на функциональные характеристики.

Старые добрые лампы накаливания светившие своим желтоватым светом еще нашим дедушкам, во внешних светильниках практически не используются. Причинами тому их низкая эффективность, ведь не меньше половины всей потребляемой лампой энергии уходит на образование тепла, и пусть яркая, но очень уж короткая жизнь длиной в тысячу часов.

Громоздкие люминесцентные лампы старого поколения с их холодным пасмурным светом также обречены на вечный "домашний арест", но уже не из-за технических характеристик (надо отдать должное, газоразрядники обеспечивают ту же светоотдачу, что и лампы накаливания потребляя на полпорядка меньше электроэнергии и служа на порядок дольше), а ввиду изначально общественного предназначения. Другое дело " компактные лампы, с легкостью заменяющие обычные лампочки.

Однако большинство производителей ландшафтных светильников отдает предпочтение галогенным лампам. Свет этих низковольтных, долговечных и экономичных ламп имеет спектр солнечного света, соответствующего спектру солнца утром, через час после рассвета. Галогенный свет снимает нервное напряжение, предметы выглядят более объемными, а их цвета становятся сочнее и ярче. Бесшумность и отсутствие стробоэффекта " мерцания, приводящего к быстрому утомлению, выгодно отличают их от люминесцентных ламп.

Во многих моделях светильников для внешнего освещения используются последние разработки в области источников света " металлогалогенные, натриевые и ртутные лампы высокого давления. Помимо длительного срока службы (до 50 тысяч часов) они обладают отличными оптическими свойствами и прекрасным цветовоспроизведением.

Хитрые штучки

Управление светом уже давно перестало сводиться к банальному тумблеру включения/выключения. Светильники вспыхивают и погасают от хлопка и свиста, повинуются регуляторам уровня яркости и датчикам движения. Но если внутри дома " это не более чем модные штучки, то вне его " это суровая необходимость.

Едва ли кто-нибудь захочет ежедневно следить за тем, чтобы с наступлением сумерек в парке или саде загорался свет. Для планового включения освещения можно использовать датчики освещенности, дающие команду, как только освещение достигнет минимально допустимого порога, или простейший таймер, включающий свет в заданное время. Правда, тут тоже есть свои проблемы. Во-первых, длина светового дня все время меняется, так что "будильник" придется регулярно подводить. Во-вторых, в загородном доме не всегда живут постоянно. Одним из самых эффективных, но и, одновременно, самым дорогим, способом снять любые проблемы, является подключение ландшафтного освещения к электронной системе управления домом. Хотя, если система уже установлена, то о расходах речь не идет. Электронной системой можно управлять даже на расстоянии. Забыв отключить таймер, это можно сделать по телефону или через компьютер, где бы вы ни находились.

Роскоши постоянного освещения можно легко избежать, установив инфракрасные датчики движения. С помощью них можно не только сэкономить на электроэнергии, но и значительно упростить охрану дома. Вместе со светом датчик может включать монитор слежения и запись с него. Датчики включают группы светильников так, чтобы по обе стороны от гуляющего по парку была освещенная дорожка. Представьте себе заключительные кадры душещипательной мелодрамы: вечер, двое влюбленных прогуливаются по огромному парку навстречу друг другу; камера плавно поднимается вверх, открывая перед нервно застывшими перед экраном зрителями фантастически красивую картину " два огонька медленно приближаются друг к другу и, в конце концов, сливаются в один. Happy End.

Профессия: постановщик света

Установка светильников и сопутствующих аксессуаров " процесс непростой даже для профессионала. Непосредственно монтаж желательно предварить разработкой проекта и проводкой питания. На этапе проектирования важно не забыть об оборудовании электрической защиты, обеспечивающем автоматическое отключение при перегрузке, и учесть, что сечение электрического провода должно соответствовать мощности нагрузки.

Если в устанавливаемых светильниках используются 220V-овые лампы, необходимо использовать провод с двойной изоляцией и защитный рукав (металлический гофр или асбестоцементная труба). При этом глубина залегания кабеля должна быть не меньше 0,7 м.

Если же выбор остановился на низковольтных (12V и 24V) светильниках, все значительно проще. В этом случае электропроводка декорируется или немного углубляется в землю. Правда, тут важно помнить, что кабель должен выдерживать любые климатические условия. Так что прятать кабель под землю надо даже не из эстетических, а из практических соображений.

В обоих случаях кабель необходимо прокладывать с запасом около 30-40 см. Такая "косичка", прячущаяся в теле светильника, избавит от неприятных сюрпризов при подключении.

Столбовые светильники следует монтировать на бетонное основание. Как правило, они имеют закладные элементы (это такая площадка с отверстиями под болты), за отсутствием которых толщину бетонной подложки увеличивают, и столб устанавливают в подсохший бетон. При наличии закладного элемента, до полного затвердевания бетона светильник выставляется перпендикулярно (лучше использовать уровень), и в отверстиях закладного элемента намечается расположение анкерных болтов. Затем болты вставляются в бетон с таким расчетом, чтобы их длины хватило для верхней гайки.

Сложнее подготовка к установке прячущихся и вмонтируемых светильников. И под те, и под другие необходимо четко просчитанное отверстие, соответственно в земле, бетоне или камне.

Почем нынче киловатт"

Решив осветить свой сад, а вместе с ним и свою жизнь, надо точно оценить последствия. Помимо цены облюбованных светильников, перемноженной на их количество, на итоговой цифре серьезно скажутся сотни метров кабеля и управляющие приборы. Но, как не грустно, и это еще не все. Как только ваш парк засверкает как новогодняя елка, нужно морально готовиться к тому, что счетчик потребляемой электроэнергии будет вертеться как сумасшедший. А цены на электричество, в отличие от настроения, только растут.

Назвать что-то более-менее конкретное достаточно сложно. Основную статью расходов составляют светильники, а тут все зависит от их количества, качества и степени эксклюзивности. Цены на большинство вмонтируемых в ступеньки светильников от ведущих мировых дизайнеров стоят в пределах 100 долларов. Столбы и фонари стоят уже сотни и иногда даже тысячи долларов. Особенно дороги модели из камня. По сравнению с этим даже тысячи киловатт ежемесячно " семечки.

Значительно дешевле модели от отечественных производителей. Но" Впрочем, что тут объяснять" К сожалению, патриотизму и желанию сделать красиво явно не по пути. И, порой кажется, что Бунин, говоря о "полусвете Запада", подразумевал именно это.

 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.