Страница 2 из 5 Смотровая башняНедалеко от географического центра города, на гребне Петржинского холма видна одноименная смотровая башня. Еслиднем она просто стоит над городом, напоминая Эйфелеву, уменьшенным и упрощенным подобием которой, собственно, иявляется, то в темноте это уже отдельный, по-особому освещенный объект. Проснувшись однажды в пять утра от лаяовчарки в соседнем дворе, я посмотрел в окно и обнаружил, что Петржинская башня – единственное, что еще светилосьна фоне горизонта. И Град, и Национальный театр, и мосты, и Петр с Павлом, и многое другое – все отдыхало, а башняпыжилась изо всех сил, уповая на редких в этот час зрителей: город не слишком богат ночной жизнью, не слишкомподвижен и оживлен. И вдруг, на тебе – сноп света посреди города! Автор проекта подсветки Петржинской смотровой башни – Иржи Черный. Он же один из создателей всего такназываемого праздничного освещения Праги. Но, оказывается, ночной город – это не только творение художников посвету, но и результат их нескончаемой полемики с Управлением по охране исторических памятников. Сегодняшнийуникальный облик Праги появился – и все время понемногу обновляется – в результате компромисса между точкамизрения разных ведомств. При том, что Управление охраны исторических памятников ревниво следит за традиционнымобликом ночного города, Петржинская смотровая башня подсвечена нетипично для Праги. Прожекторы, расположенные уоснования башни, освещают ее желтым натриевым светом. Ближе к верхусияние становится белым и холодным и полностью охватывает голову башни. Вершина башни освещена отдельно припомощи прожекторов, прикрепленных к стальному основанию на высоте первого этажа. Художник использовал смешениецветов – относительно новое явление в оформлении ночной Праги. Дело в том, что во времена социализма в Прагеприменялась только подсветка фасадов зданий – желтым натриевым светом. Самым главным считалось осветить объектиздали, чтобы получилось как на фотографии. Согласно современным тенденциям прожекторы располагаются ближе кобъекту (что, кроме всего, позволяет экономить электроэнергию), при этом особо акцентируются детали сооружения. – Днем все освещено солнцем, тогда как ночью я могу осветить то, что сам захочу, и тогда зритель заметит детали,которые ускользали от его внимания в течение дня. Ночное освещение именно этим и интересно, – говорит Иржи Черный. Если для пражанина такое освещение, по словам художника, интересно, то для иностранца оно еще и полезно. Янесколько раз ловил себя на открытиях – фресок, барельефов, орнаментов, – которые вряд ли могли произойти всветлое время суток, когда обращаешь внимание на что угодно, только не на многочисленные уникальные фасады домов,уж во всяком случае, не на их детали. Это похоже на то, как мы не замечаем рисунок и фактуру обоев в комнате, гдемного других объектов, притягивающих зрение. Точка зрения Иржи Черного в какой-то мере новаторская. – Чиновники, охраняющие исторические памятники, пытаются добиться того, чтобы все освещалось по поверхности икак можно более желтым светом – натрием – это классическое освещение. По-моему, такой подход абсолютно неправилен.Подобная приверженность традиции уже отступает во многих городах мира. Заливающее освещение, в сущности, есть нечто иное, как имитация дневного света в немного измененном цвете. В результате объект выглядит так, будто на негопадает рассеянный солнечный свет. Думаю, таким способом нельзя подчеркнуть достоинства здания. Его можно простоосветить, как блок, и сказать себе: да, сооружение выделяется в общем городском ансамбле. Но с близкого расстоянияваш взгляд ни за что "не зацепится". Если же осветить объект драматически, или сценически, – то зритель увидитнечто, что заставит его остановиться и получить заряд красоты, ведь объект будет зрителю интересен. Именно в таком духе создает проекты подсветки Иржи Черный.
|