Верхний светВ XVII в. французский архитектор Франсуа Мансар реализовал свою идею создания жилых помещений в чердачных зонах зданий со скатными крышами, построив дворец-отель Шато де Мезон. На чердаке этого здания были расположены комнаты, впоследствии получившие название мансард и предназначенные для прислуги и не очень знатных гостей. Мансарды не сразу распространились по Европе. Спустя два века они все еще воспринимались как нечто присущее исключительно Парижу. К тому же из-за отсутствия элементарных удобств мансарды долгое время оставались жильем не самых состоятельных горожан. Только с наступлением XX в., то есть с распространением таких удобств, как электричество, водопровод, канализация и лифт, мансарды стали приобретать статус элитного жилья. Пик интереса к мансардам в Европе пришелся на конец 40-х гг. прошлого века, когда после 2-й мировой войны во многих странах обострилась жилищная проблема из-за притока беженцев и эмигрантов. Решить данную проблему в значительной степени удалось благодаря именно мансардному строительству.
В середине XX в. мансарды идеально вписывались в городскую среду. Ведь в старой Европе были распространены дома с крутыми скатными крышами, чердачные пространства которых достигали внушительных размеров и пустовали не одно столетие. Современные коммуникации позволили уравнять мансардный этаж в комфорте с любым другим. Единственным недостатком данного подхода было то, что при обычных вертикальных окнах, встраиваемых в скат крыши (так называемых слуховых окнах), естественное освещение мансард было недостаточным.Проблема была решена еще в 1942 г., когда датский инженер Виллум Канн-Расмуссен изобрел специальное окно для мансарды. Первое мансардное окно было деревянным с цинковым окладом и открывалось снизу вверх. Уже тогда конструкция оклада, разработанная Расмуссеном, надежно защищала от непогоды. Несмотря на то, что нагрузка на скат, в плоскости которого находится мансардное окно Расмуссена, всегда больше, чем на отвесную поверхность, новые окна гарантировали водонепроницаемость. Название VELUX, которое вскоре появилось у изобретения, представляет собой сочетание латинских слов ventilatio (воздух) и lux (свет). Ведь задачи как вентиляции, так и освещения новое окно помогает решать гораздо успешнее, чем обычное слуховое окно. Торговая марка VELUX была зарегистрирована в том же 1942 г. Расмуссен же продолжал совершенствовать свою техническую идею. В 1948 г. появилось окно с осевым вращением, для которого были изобретены специальные шарниры, расположенные вне рамы. Таким образом совершился переворот в области мансардных окон. Открывание мансардного окна VELUX по средней горизонтальной оси облегчало управление, а возникающее при этом разделение потоков теплого и холодного воздуха ускоряло проветривание помещения. По сравнению с открывающимся в плоскости ската окном наружную сторону такого окна гораздо удобнее мыть — для этого створку достаточно повернуть вокруг оси на угол, больший 90°. Дальнейшее развитие конструкции сделало возможным поворот створки на 160° и фиксацию в приоткрытом положении. Появился вентклапан, который пропускал воздух в помещение даже при закрытом окне, обеспечивая, таким образом, вентиляцию при любой погоде. Уже в 1944 г., как только фирма VELUX приобрела стабильность, первые окна VELUX производились и продавались по лицензии в Германии. После войны начался экспорт их в Великобританию. Сегодня компании, осуществляющие продажу окон VELUX, есть почти во всех странах Европы. Во многих из этих стран действуют подразделения, производящие мансардные окна VELUX. В 1975 г. фирмой VELUX была основана сначала торговая, а потом производственная компания в США. Далее настал черед Канады. Естественно, изготавливаемые окна адаптировались к местным условиям и традициям. В 80-х гг. были освоены рынки Японии, Австралии, Чили и Новой Зеландии. Специально для Японии VELUX разработала ряд моделей с учетом местных климатических условий — частые ураганные ветры. В 90-х гг. продукция компании появилась в Центральной и Восточной Европе. В Россию мансардные окна пришли в 1991 г. Выяснилось, что именно здесь они очень сильно востребованы, и что российский рынок весьма перспективен. В конце 90-х гг. продукция VELUX появилась на белорусском рынке, а в 2002 году фирма VELUX уже зарегистрирована и у нас в Беларуси. Устройство мансард под крышами существующих зданий способно в определенной степени решить проблему дефицита жилья и офисных помещений. Причем, поскольку в данном случае не требуется прокладки новых коммуникаций, рационально используется площадь зданий и сложившаяся инфраструктура, себестоимость данного вида строительства на 15-20% ниже, чем традиционного. Поэтому перспективной представилась надстройка мансардами 4-5-этажных домов постройки 50-60 гг. Но комфортность мансардного помещения напрямую зависит от его освещения, поэтому ни одна из квартир, ни один из офисов, построенных таким путем, не обходится без специализированных мансардных окон. Понятно, что для различных помещений требуется различная освещенность, следовательно, различное количество окон. Расположение оконных проемов также зависит от функции помещения. Например, для мастерской художника подходит так называемое сплошное остекление, то есть соединение нескольких проемов в один. Получается так называемый фонарь верхнего света, сквозь который естественное освещение проникает в мастерскую ровным потоком в течение всего светового дня. Для освещения композиции гостиной , или скажем, для детской мансардное окно удобно не только тем, что оно устанавливается на любой высоте, но и своей безопасностью. Варианты расположения мансардных окон VELUX настолько разнообразны, что само по себе такое окно может рассматриваться как один из элементов интерьера. Некоторые архитекторы и проектировщики считают, что вертикальное мансардное окно предпочтительнее окна VELUX: вроде бы и места в мансарде прибавляется, да и обращаться с ним на первый взгляд проще. Однако в действительности выбор в пользу слухового окна делают всего в нескольких случаях. Например, намереваясь организовать в наклонной плоскости ската выход на балкон. А также при реконструкции исторических зданий, изначально имевших слуховые окна: изменение облика памятников архитектуры недопустимо. В то же время наклонные окна при устройстве мансардных этажей на зданиях исторической застройки не нарушают силуэта крыши. Они без проблем врезаются в любую кровлю, сохраняют архитектурный стиль и практически не видны с улицы. Они являются составной частью крыши, а значит, их число, размеры и характер размещения ничем не ограничиваются. Во всех случаях выбор в пользу вертикального или наклонного окна следует делать после сравнительного анализа всех "за" и "против" каждого из вариантов. Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ |