ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ ПРОКУДИНА-ГОРСКОГОПоздним зимним вечером 1909 года в одном из залов роскошного Александровского дворца в Царском Селе (постоянной резиденции Николая II) в присутствии самого государя императора, членов его семьи и других высочайших особ произошло удивительное событие.
На сцене был помещен большой белый экран, а напротив него установлен странного вида проектор. Нет, это была не демонстрация нового фильма. Верхний свет погасили, и три ярких разноцветных луча, упав на экран, совместились в одной точке. На экране возникли, сменяя одна другую, дивные картины родной природы: золотая осень, белые березы, а еще сверкающие купола соборов на фоне синего неба, белоголовые и голубоглазые крестьянские дети в пестрых одеждах на зеленом лугу, великий старец Лев Николаевич на фоне своих яснополянских просторов. Цвет, усиленный светом, сиял с экрана, поражая красотой и бесконечным разнообразием российских пейзажей, живописностью портретов и жанровых снимков. Это было высокое искусство, созданное с помощью технических средств. Искусство будущего. Состояние присутствовавших можно было определить одним словом – "потрясение". Такое же чувство испытывают и сегодня все, кому доводится впервые увидеть цветные фотографии, сделанные в начале прошлого века. Да, это были самые первые цветные фотографии, правильнее, наверное, назвать их первыми цветными слайдами, которые снял замечательный русский ученый и фотохудожник Сергей Михайлович Прокудин-Горский, опередив своим изобретением время, по крайней мере, на полвека. Он разработал метод цветной съемки и создал специальную аппаратуру, позволяющую делать цветные снимки, а потом демонстрировать их на экране. К сожалению, биография самого Горского, как и судьба его изобретения, вполне типичны для большинства русских ученых, имевших несчастье жить в эпоху великих перемен и социальных потрясений. После семнадцатого года его ждало изгнание, полное забвение на родине и только спустя десятилетия – справедливая оценка и заслуженная слава, пришедшая в Россию, как всегда, с Запада. Но обо всем по порядку. Родился Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Петербурге в 1863 году. Потомок древнего дворянского рода, ведущего свою родословную со времен Куликовской битвы, он выбрал карьеру ученого, поступив в Технологический институт, где обучался у Дмитрия Ивановича Менделеева. Химия конца XIX века была наукой чрез-вычайно перспективной, открывавшей невиданные горизонты. Увлеченный ею, Прокудин Горский много занимался исследовательской работой, изучая дисциплины, находящиеся на стыке физики и химии. Позднее молодой ученый перебрался в Германию, где преподавал в Высшей технической шко ле фотохимию и спектральный анализ. Там он впервые и заинтересовался разработкой цветного фото. Затем в Париже, в лаборатории известного химика Момена, исследователя проблем цветного фотографирования, продолжил свои занятия. Но поскольку личностью он был богато и разносторонне одаренной, его интересовала не только наука, но и практика. К тому же явный художественный талант тоже требовал выхода. Все его разнообразные дарования сошлись в увлечении фотографией, которая и стала для него основной профессией. Вернувшись в Россию, Прокудин-Горский разработал несколько учебных курсов по технике фотографии. Очень много делал он для популяризации фотографи ческого искусства – издавал журнал "Фотограф-любитель" и книги по фотоделу, читал специальные курсы – например, студентам-медикам по микрофотографированию. Его снимки, сделанные с театра военных действий во время русско-японской войны, были опубликованы в военном ежегоднике, наглядно представив российской публике территориально весьма отдаленные события. И все это время он продолжал свои изыскания в области цветной фотографии. Надо сказать, вполне успешно. Что же за метод изобрел Прокудин-Горский? Поскольку цветных фотоматериалов в те времена еще не существовало, он использовал законы цветоделения. Создав фотографический аппарат собственной конструкции, он делал на нем в течение секунды три снимка одного и того же неподвижного объекта поочередно через светофильтры синего, зеленого и красного цвета. Стеклянные черно-белые фотопластинки шириной 84–88 мм и длиной 232 мм, поставленные в камере вертикально, двигались сверху вниз, и в результате на каждой такой пластинке получалось три снимка одного объекта. Благодаря специальной обработке пластинки имели повышенную светочувствительность. Затем по своему методу он получал высококачественные позитивы. Почти как Эдиссон и его лампа . Для демонстрации же цветных снимков Прокудин-Горский придумал и построил проекционный аппарат, в котором три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную. Он скорректировал фокальные расстояния и поправки на искажения, так что оптические расстояния стали равны, и можно было точно фокусировать все три цвета на экране. В результате на нем возникало цветное изображение. Позднее ученый запатентовал "односъемочную" цветную камеру, которая делала три цветоразделенные экспозиции посредством лучерасщепляющей призмы. Научные и практические достижения Прокудина-Горского получили высокую оценку у специалистов. Надо заметить, что фотография в то время была очень модным увлечением, ей занимались многие, в том числе и члены августейшей семьи. Поэтому известие об изобретении скоро дошло до императорского дворца, куда он и был приглашен для демонстрации цветных снимков. Сергей Михайлович не был бы истинным ученым, если бы его не волновали вопросы просвещения. А дворянский долг повелевал служить отчизне. Образование – вот что необходимо в первую очередь России, считал он. И недаром слово "просвещение" образовано от слова "свет". Именно свет знаний мечтал он донести во все уголки Российской Империи при помощи своего "волшебного фонаря" – проектора и цветных снимков. Видимо, еще во время поездки на Дальний Восток, на театр военных действий, пришла к нему мысль о фотографировании разных земель и народов Российской Империи. Прокудину-Горскому захотелось создать наглядный и подробный атлас страны, который можно было бы использовать в целях не только научных и познавательных, но и образовательных. Он мечтал оборудовать проекторами все школы и гимназии Российской Империи, чтобы демонстрировать детям картины родной страны: города и села, леса и горы, моря и пустыни, исторические памятники и художественные произведения. "Память, поддержанная визуально, благодаря интересно представленному предмету, далеко превзойдет наши обычные способы запоминания", – совершенно справедливо утверждал он, напомним, в самом начале прошлого века. Николай II, который, как известно, и сам был страстным фотографом, после просмотра работ Прокудина-Горского с восторгом принял и поддержал его идею. Ученому выдали документы, позволяющие бывать везде на территории империи (независимо от секретности!), а всем официальным лицам предписывалось оказывать ему содействие "в любом месте и в любое время". Для практического же осуществления миссии, возложенной на Прокудина-Горского царем, ему был выделен комфортабельный пульмановский вагон, с оборудованной в нем фотолабораторией. Так началось пятилетнее странствие ученого по Российской Империи: Урал, Сибирь, Центральные губернии, в том числе Бородино (приближалось 100-летие исторической битвы), Волга, Средняя Азия, Закавказье… Несколько тысяч снимков: пейзажи, жанровые сценки, архитектурные и исторические памятники, этнографические сюжеты. Он снимал крестьян и солдат, монахов и каторжников, инженеров и рабочих, аристократов и нищих, хвойные леса и чайные плантации, киргизские степи и старинные русские города, горы и реки. К трехсотлетию дома Романовых были сделаны многочисленные портреты царской семьи. Проводил Прокудин-Горский и огромное количество технических съемок, показывающих состояние мостов, дамб, сигнальных установок, навигационных приборов. Его грандиозная идея уже была близка к завершению, но… Первая мировая война, казалось, прервала осуществление проекта Прокудина-Горского (он отдалсвой вагон-лабораторию на нужды фронта). Последовавшая вскоре революция сделала воплощение его замысла невозможным. Часть фотоматериалов – технических, имеющих стратегическое значение, и съемки царской семьи – конфисковала новая власть (судьба этой части архива неизвестна). Близость же к царскому двору грозила Сергею Михайловичу и его семье серьезными неприятностями, поэтому пришлось срочно эмигрировать. К счастью, удалось вывезти большую часть фотоархива, оборудование же осталось в России и, видимо, пропало. За границей Прокудин-Горский продолжал свои исследования, публиковался в научных и специальных изданиях, читал лекции, сотрудничал с братьями Люмьер, работал в области создания цветного кино. Умер Сергей Михайлович в преклонном возрасте во время Второй мировой войны в Париже в 1943 году. А в 1948 году фотоархив Прокудина-Горского был приобретен у его наследников Библиотекой Конгресса США, где и хранится до сих пор. Понятно, что без специального оборудования просматривать его было затруднительно. Но несколько лет назад новые компьютерные технологии пришли на помощь работникам архива. Сотрудники библиотеки оцифровали более двух тысяч снимков русского фотографа и создали цветные изображения, поместив их в интернет. Благодаря этому работы Прокудина-Горского стали достоянием всего мира. Источник: www.illuminator.ru |