Страница 1 из 2 Осветленные асфальтобетонные покрытия и возможности энергосбережения в наружном освещенииА. В. Степанов,генеральный директор, СГУП "Мосгорсвет"О. Г. Корягин,главный специалист, СГУП "Мосгорсвет"Основной задачей установок наружного освещения улиц и дорог с транспортным движением являетсяобеспечение нормируемых уровней средней яркости поверхности асфальтобетонных покрытий проезжей части иравномерности распределения яркости и ограничение слепящего действия. (Примечание: яркость - поверхностная плотность силы света в данном направлении, единица измерения -кандела на квадратный метр, кд/м2.) Нормируемые яркостные параметры достигаются за счет рациональногопроектирования наружных осветительных установок на основе учета отражательных характеристик асфальтобетонныхпокрытий, имеющих диффузно-направленный характер отражения. Осветленное асфальтобетонное покрытие - этошероховатое асфальтобетонное покрытие, в котором гранитный щебень заменен на светлый искусственный илиестественный высокопрочный щебень. В качестве светлого щебня, позволяющего повысить отражающие свойстваасфальтобетонного покрытия, за рубежом используются не только природные кварциты, известняки, но и искусственныекаменные белые материалы: синопал, люксовит, призмо и др., имеющие требуемые физико-механические и значительноболее высокие отражательные свойства по сравнению с естественными материалами. В Москве Государственным институтом "Стекла" в начале 1970-х годов был для этой цели разработансветлый каменный материал "дорожный ситал", или сокращенно "дорсил", на базе утилизации мартеновскихшлаков, отработана технология и было начато опытно-промышленное производство на Ново-Тульском металлургическомзаводе. Рецептуры осветленных асфальтобетонных покрытий были разработаны НИИ "Мосстрой" совместно с трестом"Мосасфальтстрой", а опытные участки осветленных покрытий уложены были на Пролетарском проспекте,Фрунзенском валу, Пушкинской улице, Б. Бронной и др. Проведенные ЦНИИЭП инженерного оборудования и АКХ им. К. Д.Памфилова светотехнические исследования показали, что "дорсил" по своим свойствам приближается к "синопалу".Время проявления светлого щебня после укладки покрытия, когда с него сдирается битумная черная пленка шинамипроходящего транспорта, зависит от интенсивности движения машин и составляет 8-10 месяцев, а стабилизацияотражательных характеристик происходит через 1,2-1,5 года. Возможно ускорение сроков "осветления".Перечисленные выше участки осветленных покрытий, уложенных с соблюдением требуемой технологии, простоялисущественно дольше обычных. Например, на Б. Бронной - 25 лет. В процессе проведенных исследований было установлено, что насыщение отражательных характеристик осветленныхпокрытий наступает при содержании дорсила 43 % и более. При этом повышение коэффициентов использованиясветильников (с широким характером светораспределения) по яркости Ul составляет ~60 % по сравнению с обычнымишероховатыми (рис. 1) и ~40 % по сравнению с гладкими асфальтобетонными покрытиями. На этот же процентувеличивается и средняя яркость установок НО. Кроме того, обеспечивается улучшение поперечной равномерностираспределения яркости, что весьма важно для широких московских улиц. Для влажного состояния покрытийпреимущества осветленных еще весомее по сравнению с традиционными.Таким образом, использование осветленных асфальтобетонных покрытий приводит к увеличению их яркости иравномерности распределения яркости без повышения мощности осветительных установок. Весьма важным является появление новой возможности улучшения поперечного распределения яркости приодностороннем размещении светильников за счет изменения процентного содержания "дорсила" в составеасфальтобетонной смеси по полосам движения. На рис. 2 приведен пример использования такой возможности: перваяполоса движения - гранитный щебень, вторая полоса - вместо гранитного щебня 33 % "дорсила", третьяполоса - 38 % "дорсила", что обеспечивает очевидное выравнивание поперечной яркости. Такая необходимостьобычно возникает для расширяющихся участков автомобильных дорог при сохранении осевого размещения опор исветильников. Для МКАД, например, за счет укладки крайних полос осветленными покрытиями с содержанием "дорсила"(38 и 43 %) можно в 1,5 раза повысить их существующую яркость, ничего не меняя в осветительной установке. Рис. 2. Распределение яркости покрытия трехполосной проезжей части в поперечном направлениипри одностороннем расположении светильников РКУ-400 (f=0)и разном составе щебня по полосам движения
|