Еще немного о свете и архитектуреПо постановлению Московского правительства проект художественной подсветки наиболее значимых для городской архитектуры зданий и сооружений должен выполняться одновременно с другими видами проектных работ, но так происходит далеко не всегда. Многими владельцами недвижимости художественное освещение рассматривается как дополнительная статья расходов, а не как способ повышения их имиджа. Нередки случаи, когда генеральный проектировщик пытается сэкономить и решить вопросы освещения «своими силами». Такая самонадеянность, как правило, приводит к весьма плачевным результатам, а «скорая помощь», оказанная специалистам и светотехникам и на завершающих стадиях строительства, обходится гораздо дороже, чем своевременное подключение специалистов к работе над проектом.
Особенно сложными и в художественном, и в техническом плане являются проекты подсветки памятников архитектуры, охраняемых государством. Помимо согласований, обычных для городских осветительных проектов, приходится иметь дело еще и с Государственной инспекцией охраны памятников (ГИОП), реставраторами и другими дополнительными инстанциями. Во многих случаях ГИОП не позволяет монтировать осветительное оборудование непосредственно на архитектурное сооружение, и светотехники вынуждены изобретать разные хитрости, чтобы добиться необходимого эффекта без ущерба для качества освещения. В архитектурном освещении культовых памятников помимо технических и эстетических задач должны учитываться и религиозные каноны, а проект освещения обязательно согласовывается с уполномоченными представителями соответствующей конфессии. Подсвечиваться могут не только уже готовые здания, но и объекты на стадии строительства: свет как бы «достраивает» здание. Некоторые застройщики используют этот «рекламный трюк» для привлечения потенциальных покупателей площадей в строящемся здании. В установках наружного архитектурного освещения многие компании используют российские прожекторы заливающего света производства Лихославльского завода «Светотехника», Московского опытного светотехнического завода (МОСЗ), других российских производителей. По мнению специалистов компании «Свето Дизайн групп», отечественное оборудование не уступает по надежности импортному, но гораздо дешевле по цене и лучше защищено от вандализма - главной угрозы для светильников наружного освещения. И все-таки без импортного осветительного оборудования не обходится практически ни один московский проект архитектурного освещения. Причина не только в том, что большая часть российской светотехники пока уступает импортной по дизайну. Главная проблема, по мнению большинства специалистов-светотехников, — низкое качество световых характеристик, большие габариты и большой вес российских светильников. В результате с их помощью очень сложно решить весь комплекс светотехнических задач: обеспечить достаточный уровень и качество освещения и убрать громоздкий светильник из поля зрения. Из иностранных производителей светильников для наружного освещения наибольшей популярностью в столице пользуются итальянские светильники Iguzzini, SBP, Thorn (Англия), Веда и Schuch (Германия), Indalux (Испания), Philips (Голландия) и некоторых других крупных производителей. Для декоративных целей используются также более дешевые световые приборы тайваньского производства. Даже если в проекте задействовано осветительное оборудование отечественного производства, источники света применяются в основном импортные. По отзывам специалистов, российские лампы имеют очень короткий срок службы, нестабильные спектральные характеристики и использовать их просто нерентабельно. |