Оглавление
Интеллектуальное здание: Проектирование и эксплуатация
Функциональные возможности системы управления
Архитектура системы управления
Диспетчеризация инженерных систем
Система энергоснабжения
Экономический эффект

Интеллектуальное здание: Проектирование и эксплуатация

05/06/2009

Функциональные возможности и архитектура системы управления. Диспетчеризация инженерных систем. Реализация систем энергоснабжения и безопасности. Выбор среды передачи данных. Экономический эффект

Интеллектуальная система или банальная автоматизация?

Многие компании, работающие на рынке интеллектуальных зданий, часто выдают обычную автоматизацию процессов за элементы интеллектуальной системы. Наверное, целесообразно рассмотреть ряд критериев, определяющих здание как интеллектуальное.

Факт возведения интеллектуального здания (от англ. Intelligent Building, ИЗ) характеризует профессиональный уровень компании – системного интегратора, требует от ее специалистов знаний инженерных систем, умения объединять их в единый комплекс. Как и любое современное здание, ИЗ имеет системы энергоснабжения, освещения, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, отопления, канализации, вертикального транспорта, безопасности, связи, компьютерных, телекоммуникационных и телевещательных сетей, мониторинг. Контроль и управление работой этих систем осуществляет единая система диспетчеризации (или в английской терминологии Building Management System, BMS) – система управления зданием.

Сам термин «интеллектуальное здание» – просто красивая и распространенная рекламная уловка. В силу привлекательности он был быстро подхвачен журналистами и системными интеграторами. Американцы, первые сформулировавшие, что такое интеллектуальное здание, и сейчас продолжают оставаться законодателями моды в разработке технологии. Поэтому, наверное, лучше ориентироваться на их определение ИЗ: в интеллектуальном здании необходимо наличие системы управления зданием – упомянутой выше BMS, и это как минимум. Кроме того, должно быть не менее 15 тыс. информационных точек, через которые поступает информация с контролируемых инженерных систем. И только тогда американские специалисты употребляют термин «intelligent building».

Для России, конечно, 15 тыс. – завышенный показатель. Однако, когда присутствует возможность управления посредством 2–3 тыс. точек, думаю, можно такие здания называть интеллектуальными. Хотя, безусловно, и в России есть ИЗ, соответствующие американским требованиям. Например, административное здание ОАО «Российские железные дороги», где мониторинг и управление различными инженерно-техническими системами осуществляется через 32 тыс. точек, так что без системы управления зданием не обойтись. Еще один пример – офисное здание нефтегазовой компании «ТНК-BP», где работает более 30 инженерных систем и задействовано 28 тыс. точек контроля. Московский отель «Courtyard by Marriott» в Вознесенском переулке также можно назвать интеллектуальным зданием, хотя в нем всего около 2 тыс. точек контроля 20 инженерных систем и они управляются единой системой диспетчеризации.

Характеризуя систему как интеллектуальную, надо четко представлять ее отличие от обычной системы автоматизации. При этом очевидно, что от установки, например, интеллектуальных систем безопасности здание таковым не становится. Почему? Даже если есть диспетчерский пульт системы безопасности, и, например, при проходе посетителя через турникет с использованием электронной карточки у оператора на экране появляется его фотография или камеры реагируют на открытие окна – можно утверждать, что элемент системы интеллектуального здания присутствует, а связи его с другими системами здания нет. То же самое касается и отдельно автоматизированных систем кондиционирования, освещения и т.п.

 


 

поддержка сайта светотехнического общества

Сайт светотехнического общества работает с 2007 года. Основная цель проекта - привлечение специалистов к обмену опытом посредством общедоступного светотехнического форума ЭкспертЮнион. Самые активные светотехники приглашаются в "КЛУБ" - закрытый светотехничесий клуб профессионалов, целью которого является взаимовыгодный обмен знаниями и информацией коммерческого направления.