Советы по организации правильного скрытого освещенияМы всё больше устаём от привычных, устоявшихся декоративных приёмов оформления жилья. Пожалуй, некоторая таинственность, театральность скрытого освещения и есть то новое, что привлекает домовладельцев и дизайнеров. Световые эффекты, возникающие в результате применения конструкций, которые скрывают от наших глаз источник освещения, стали использоваться в жилье совсем недавно, и уж вовсе не были известны нашим далёким предкам. Причиной тому довольно высокие требования, предъявляемые к техническим характеристикам используемых в данной конструкции светильников. Свет, отражённый от поверхности, не имеет чётко выраженной направленности, характерной для потолочных люстр, торшеров или бра. Основное назначение скрытых светильников - проецировать световое пятно необходимого цвета и интенсивности на ту или иную поверхность либо объект. Для организации такого освещения чаще всего используют галогенные светильники. Они дают направленный, достаточно интенсивный пучок света с ярким цветовым эффектом. Сравнительно небольшие размеры светильников позволяют спрятать их за элегантные архитектурные детали: карнизы, капители, горизонтальные поверхности полок. Это тот редкий случай, когда внешний вид самого источника света не особенно важен. А вот форма светового пятна, создаваемого на поверхности, часто является одной из важнейших характеристик подобного светильника. Условно подсветка делится на два типа - равномерную и точечную. Равномерным освещением можно назвать световые пятна от нескольких источников, сливающиеся в единую линию или область на отражающей поверхности. При точечном освещении световое пятно каждого светильника имеет чёткие границы. В чём же особенность использования невидимого источника света? По причине недостаточной мощности светового потока, отражённого от поверхности, функции скрытого света как элемента освещения отходят на второй план, отступая перед его декоративными, а иногда и архитектурными свойствами. Поэтому чаще всего такое освещение используется как дополнительное, фоновое, в сочетании с традиционными открытыми светильниками. Скрытый свет, исходящий от неподвижных, вмонтированных в конструкцию какой-либо поверхности светильников, является одной из самых стационарных форм освещения. Изменения в нём влекут за собой перемену всей постановочной картины, всей идеи, всего, ради чего он был создан в том или ином интерьере. В этом его существенное отличие от света, идущего от торшера или настольной лампы, который можно направить в любую нужную сторону, изменяя их местоположение в помещении. Поэтому роль скрытого света в формировании образа интерьера трудно определить как строго функциональную или монументально-архитектурную. Скорее, он балансирует где-то на границе, не имея пока чётко выраженной сферы применения. С одной стороны, огромное количество архитектурных приёмов основывается на световых эффектах, прослеживается даже некоторая тенденция подменять ими стационарные строительные детали. А с другой - эфемерность и непостоянство любого освещения, в том числе и скрытого, не позволяют относиться к нему столь же серьёзно, как к статичным атрибутам дома: стенам или окнам. Может быть, в разговоре о жилом интерьере такое сравнение покажется несколько натянутым, но скрытое освещение давно стало традиционным приёмом в оформлении подземных станций метро. Трудно назвать другой пример, где бы с таким успехом демонстрировались достижения скрытого света в борьбе с мрачностью подземного помещения, в котором необходимо создать иллюзию естественного света, придать лёгкость и элегантность мощным конструкциям, максимально уменьшить ощущаемое человеком давление. И в этой ситуации продуманный свет наилучшим образом выявляет свои потенциальные возможности. Но если свет в помещениях, полностью лишённых солнечных лучей, является постоянной и неотъемлемой составляющей, то в жилом интерьере, как правило обладающем хорошей инсоляцией, влияние любого искусственного света на образ внутреннего убранства ограниченно. Одноразовая архитектура Направленные лучи скрытых от глаз светильников, дающих чёткое световое пятно, могут визуально изменять геометрию предметов и деталей интерьера. Кроме того, скрытое освещение помогает выявить фактуру материала поверхности, изменить или сделать более насыщенным её цвет. Поэтому сложным художественным светом часто пытаются компенсировать небогатую пластику деталей интерьера. Подобного рода приёмы напоминают театральные, актуальные лишь на время спектакля. Поскольку световые эффекты существуют только тогда, когда есть потребность в искусственном освещении, рассматривать декоративную подсветку как постоянный, стационарный архитектурный элемент нельзя. Выключая свет, мы этим самым мгновенно лишаем пространство преимуществ, созданных данным хитроумным способом. Чем сложнее световые декорации, тем больше они претендуют на роль сугубо парадного, вечернего освещения, применяемого в особых случаях. Такого рода свет наиболее часто используется в гостевой части дома. Световой поток, падающий на одну из поверхностей, в то время как другая остаётся в тени, позволяет резко отделить их и визуально расширить промежуток между ними. Чаще всего этот приём используется для зрительного увеличения высоты помещения. Подсветка потолка в данном случае делает его светлее и "легче", "поднимает", отделяя от тёмной плоскости стены. Объединяющий все существующие элементы свет скрывает отсутствие деталировки и даёт возможность воспринимать стены не как плоскости, требующие декорирования, а как единый, цельный, завершённый объект. В этом случае свет может быть поставлен двумя способами: либо стена намеренно делается "на относе" от стыка с потолком (схема 3), либо светильники "прячутся" в зазор между потолком и карнизом (схема 4). Форма светового пятна может также создавать иллюзии: сложные поверхности, переломы формы, впадины и выпуклости на совершенно ровной плоскости стены или потолка. Данный приём служит для возникновения иллюзорной сводчатой конструкции или искусственной кривизны стены. Как правило, технически осуществить это довольно просто: здесь обычно применяется точечное освещение встроенными светильниками, либо скрытыми благодаря особой конструкции потолка (схема 1),либо имеющими направленный световой поток (схема 2). При этом каждый светильник играет роль отдельного архитектурного элемента. Такая "световая архитектура" мгновенно изменяет весь облик интерьера. Используемое ежедневно вечернее освещение может быть дополнено подобной постоянной подсветкой, являющейся его неотъемлемой частью, а может стать самостоятельной деталью, которая задействуется в случае необходимости. Громоздкая архитектурно-дизайнерская световая композиция всё-таки слишком большая нагрузка для глаз, нуждающихся вечером в отдыхе, и не случайно мы так много внимания уделяем возможности использования сложного сценария скрытого освещения. Повседневное освещение должно быть достаточно простым и незаметным, не влияющим на восприятие окружающего пространства. Хотя это вовсе не означает того, что скрытый свет плох для ежедневного применения. Направленные лучи скрытого освещения - наилучший способ акцентировать внимание на самостоятельных объектах, а не только на конструктивных или строительных элементах. Часто скрытый свет используется для подсветки мебели, а также служит для выделения отдельных предметов интерьера - ваз, книг, скульптур и картин. Если предмет расположен в некоем мебельном обрамлении, то подсвечивающие элементы встраиваются в горизонтальные поверхности полок. Та же конструкция применяется, если скульптуры или картины помещены в нишу (схемы 5, б). В этом случае светильники располагают в её боковых поверхностях. Для устройства подсветки висящих на стене предметов чаще всего используется специально предусмотренный карниз, внутри которого светильник и размещается. Такая, на первый взгляд, сложная конструкция вполне оправдывается достигаемым результатом. Фокусируя внимание на конкретных предметах, скрытый свет помогает также несколько приглушить фон, то есть зрительно отодвинуть стены, окна, двери в темноту, сгладить форму, рисунок, цвет деталей интерьера и дать возможность отдохнуть от привычного окружения. Эти тонкие игры и эксперименты со скрытым освещением заходят иногда достаточно далеко. Наверное, можно ввести такое понятие, как свет ради света (по аналогии с искусством ради искусства), где свет становится самоценной составляющей интерьера, его основной изюминкой. Например, подсветка пола - приём, который, к сожалению, очень редко применяется в отечественной практике. Он даёт поразительный эффект пребывания в невесомости, создаёт ощущение, что идёшь по воде и пол под твоими ногами "оживает". Светильники в данном случае размещаются ниже поверхности пола, и свет проходит сквозь прозрачную плитку. К этой же категории игрового, театрализованного освещения относятся и некоторые более известные и часто используемые приёмы: подсветка всевозможных водных объектов - аквариумов, фонтанов и бассейнов, а также самые разные виды подсветок, основанные на отражающих свойствах воды. Но подобные световые композиции уже входят в число постоянных составляющих интерьера. Стремление к постоянству Существует, пожалуй, несколько ситуаций, когда скрытый свет используется как постоянный и необходимый элемент интерьера. Вот простой и знакомый пример - вам надо смотреть телевизор или работать за компьютером, и важно, чтобы лампочка не бликовала на экране. Скрытое освещение рабочего места или места отдыха в данном случае можно считать в некоторой степени постоянным. К этой же категории относится и фоновая подсветка помещений, например, спален, в которых в основном применяется искусственный свет . Постоянным, в полном смысле слова, скрытый свет становится только в интерьерах, вовсе лишённых естественного освещения, а также там, где его недостаточно. Иногда с помощью скрытого света намеренно создаётся иллюзорное естественное освещение . К помещениям, нуждающимся в подобном эффекте, традиционно относятся прихожие и ванные комнаты. Для получения наилучшего результата светильники помещают в нишу, имитирующую оконный проём, который, в свою очередь, закрывается пропускающими свет материалами: полупрозрачным цветным или фактурным стеклом. Внутри таких конструкций очень важно обеспечить равномерное освещение , поэтому там, как правило, устанавливаются лампы дневного света. Всё чаще этот приём находит применение при световом оформлении потолка. Светильники располагают над стеклянным витражом, вмонтированным в потолок, что помогает добиться двойного эффекта. Во-первых, создаётся иллюзия естественного света, а во-вторых, зрительно увеличивается высота помещения - незаменимый приём для тесных, тёмных прихожих и коридоров городских квартир. Ещё одним вариантом постоянно используемого скрытого освещения является подсветка всевозможных ёмкостей и рабочих поверхностей, применяемая в основном на кухне. Поток света, идущий от скрытого светильника, не раздражает глаза и не отвлекает, и строго направленный луч может осветить нужный участок рабочего места. Лампочки в данном случае встраиваются в нижнюю часть подвесных кухонных шкафов, расположенных над рабочей поверхностью, или в горизонтальную плоскость вытяжки. Конечно, существует немало помещений, где необходимо более или менее постоянное общее, панорамное, освещение. Здесь скрытый свет является инструментом объединения пространства, а наличие большого количества точечных видимых светильников может разрушить единство интерьера. История зарубежного декораторского искусства знает примеры, когда главным достоинством архитектурного решения интерьера становились световые эффекты, напоминающие постановки Жан-Мишеля Жара, где невидимые глазу светопроекторы проецируют на стены подвижные и статичные световые композиции. При этом архитектура, в привычном для нас понимании, практически отсутствует - ровные поверхности стен, потолка и пола лишены каких-либо украшений и максимально просты. Конечно, неверно было бы утверждать, что современный интерьер неуклонно движется по пути отказа от статичных форм декора и главной перспективой его развития является стремление к иллюзорному, подвижному, постоянно меняющемуся пространству, создаваемому путём светопроекции. Однако приёмы организации скрытого освещения совершенствуются и усложняются, а главное, всё чаще применяются в наших домах. Поэтому признать полное право скрытого света на существование в жилом интерьере, наряду с привычным освещением, просто необходимо. По материалам сайта: http://www.electro.ua |